Главная Паломничества Магазин
Поддержать

Санньяси Махешвари Гири

16 узлов неведения

«

«Беспредельное есть великий источник всего.

Все существующее во вселенной есть излучение Беспредельного.

Будучи всем – оно скрывается, играя. Чтобы начать Игру, Беспредельный Дух навеял сны разума своим излучениям.

Странствуя по бесконечному кругу, усыпленные части Беспредельного создают в грезах свой особый мир и свои особые цели и отношения. В грезах они представляют себя отдельными, отличными от других и живущими самостоятельно.

Истинная цель жизни всех грезящих существ, погруженных в сны разума – насыщать своим осознанием бессознательную часть Беспредельного. Придать излучениям самостоятельность, при этом сохранив их величие и единство с Беспредельным – вот великая цель Игры.

Очнувшись от снов разума, существа покидают безумное странствие по бесконечному кругу, чтобы обрести свободу».

Свами Вишнудевананда Гири «Кодекс Мастера»

Истинный смысл жизни всех существ – повышение уровня осознанности, просветление и освобождение. Такое стремление к чему-то более высокому и совершенному присуще каждому – определенный внутренний поиск, толкающий на совершение различных действий, по сути, и есть наша жизнь – эволюция сознания.

Такой поиск может быть осознанным, когда личность сама устремляется в путешествие, пытаясь отыскать Истину, или пассивным, когда жизнь подталкивает индивида к открытию новых граней сознания, поскольку весь видимый мир не что иное, как поле для трансформации, знает об этом живое существо или нет.

Такой поиск может быть бесконечно долгим и трудным или прямым и легким, в зависимости от качеств, присущих душе. Не зря ведь говорят: мудрец учится на чужих ошибках, умный – на своих, а глупец – не учится ничему, постоянно наступая на одни и те же грабли. Однако, Вселенная – терпеливая мать. Она будет заботливо предоставлять все новые и новые декорации, чтобы душа, проживая карму и накапливая опыт, смогла, наконец, обрести самосознание.

Большинство джив в своем путешествии от рождения к смерти движутся вслепую, награждаемые то кнутом, то пряником, не имея жизненной цели и определенного маршрута. Даже если какие-то цели ставятся – они часто оказываются ложными, т.к. не выдерживают проверку временем, и, в итоге, не приносят живым существам удовлетворения и подлинного счастья.

Лишь немногие души обладают картой пути и находят истинную цель жизни. Таких людей называют садху. Садху - это те, кто обрел определенные смыслы, цели и ценности и всю жизнь посвящают садхане – реализации своих идеалов.

Садху обладают прибежищем в Трех драгоценностях, и строят свой маршрут согласно карте, дарованной просветляющей силой. Такая карта – это мудрость и опыт тех, кто успешно завершил путь и изложил его для последующих поколений.

Однако опыт прошедших путь, не является опытом «путешествующей» дживы – как невозможно насытиться за другого, также за другого невозможно проделать его путешествие к свободе. Поэтому для успешного продвижения душе необходимы определенные качества, главными из которых являются преданность и вера, т.е. способность доверять маршруту (учению) и проводникам (Мастеру и святым). Такое доверие – это истинные самая и гуру-йога, благодаря которым духовная эволюция становится возможной.

Наш Гуру, Свами Вишнудевананда Гири, подобно великим святым прошлого, открывает путь мудрости своим ученикам посредством наставлений, инициаций и передач, а также лекций, книг и сатсангов. Его дхарма дает нам некие интуитивно-логические схемы, без которых крайне сложно реализовать какую-либо глубину практики. Так, учение о «16 кала» и «7 землях мудрости», о «шраване, манане и нидидхьясане» позволяют сориентироваться в пространстве садханы, выделив главное и отпустив незначительное. Таким ориентиром на духовном пути является также «вивека чинтамани» - учение о 16 узлах неведения и 24 различающих мудростях, которое мне и хотелось бы освятить в данном докладе.

Согласно учению адвайты, причиной всех страданий души является неведение (авидья) – отсутствие знаний об абсолютной реальности (джняны). Следствия такого неведения – омрачение сознания, отождествление с ахамкарой, утрата свободы воли и божественных сил, всевозможные заблуждения, ограничения и несчастья.

Обрести Абсолютное знание, а, вернее, вспомнить его, так как оно изначально присуще дживе – это мокша, истинный смысл жизни каждого существа. Но на пути к такому всеведению и абсолютной свободе лежит много запутанностей и неясностей, кармических хитросплетений и узлов, наставления для устранения которых переданы Гуру в учении «Вивека Чинтамани». Рассмотрим же подробнее 16 видьягрантх, изложенных в этом учении.

1-ый узел – ахам-дехасми – отождествление души с физическим телом. Такое отождествление является ошибочным, т.к. тело – лишь «наволочка души», одна из пяти кош – оболочек сознания. Это дар, благодаря которому джива может находиться в определенном мире и взаимодействовать с ним. Все беды происходят из-за слепой веры индивидуального сознания в то, что это тело является самой душой – со всеми вытекающими отсюда последствиями. Развязывание этого узла – 1-й шаг на пути к осознанию истины.

2-ой узел – этернализм – субъект-объектное восприятие действительности, когда мир считается отдельным от сознания, чем-то внешним,  независимым от него. Это заблуждение заставляет душу страдать или испытывать удовольствие от соприкосновения с кажущимися внешними объектами, вожделеть их и захватываться ими. Такое восприятие ложно. Мир не является внешним. Он – порождение Сознания, и всегда только им и остается, какие бы паринамы (процессы трансформации) не происходили внутри него.

3-ий узел — ахамкара-буддхи, является следствием второго, когда субъект («я», индивидуальное сознание) не понимая своей подлинной пустотной и единой со всем природы, считая себя чем-то отдельным и самосущим, пытается утвердиться в этом существовании посредством доказательства своего самобытия. Такое самобытие является заблуждением, поскольку, в едином пространстве сознания нет места чему-то отдельному и независимому. Поэтому вера дживы в ложный центр (эго, ахамкару) и забывание своей подлинной сущности (сат-чит-ананды), смещают восприятие сознания на периферию, отдаляют от истинного центра и обрекают на бесчисленные страдания.

4-ый узел - картриттва-будхи – это продолжение ошибочного субъект-объектного процесса восприятия. Это такое состояние сознания, когда происходит обуславливание действиями, вместо распознавания их как божественной игры. Хотя процесс действия происходит только в сознании, джива, рассматривая его как что-то внешнее и независимое, начинает захватываться им, привязываться или отвергать те или иные действия, впадая в двойственность и ограничения.

5-ый узел - линейное восприятие действительности – «Это заблуждающееся кармическое видение, обыденное линейное восприятие мира вместо многомерного, неоднозначного (анеканта) видения реальности.

Пребывая в таком видении, мы сильно подвержены влиянию иллюзии, воздействию проецирующей и вуалирующей силы, исходящей из ахамкары. Совершая действия в таком состоянии и привязываясь к их плодам, мы еще больше запутываемся. Такое состояние называется карма-бандхана».

 Свами Вишнудевананда Гири «Вивека Чинтамани»

6-ой узел - манаса-дришти есть ложное восприятие действительности посредством двойственных оценок и суждений, выносимых из памяти прошлого опыта, полученных индивидом в этом и предыдущих воплощениях. Такое концептуальное восприятие является ложным, и проистекает из-за ограниченности дуального мышления. Это похоже на то, как если бы человек, различающий лишь два цвета из всей палитры Вселенной, лицезрел проявленный мир в тускло-серых красках, утверждая при этом, что его видение подлинное. Концептуальные оценки – такое же ошибочное видение, ограничивающее процесс восприятия двойственными категориями «плохо-хорошо», «добро-зло», «радость-страдание» вместо прямого переживания многомерной недвойственной реальности.

7-ой узел - нечистое видение (ашуддха-дришти) происходит из той же обусловленности сознания двойственными категориями «плохо-хорошо», «добро-зло», «черное-белое». Нечистое видение – это продолжение сужения сознания из-за двойственных суждений, с последующим отклонением этих суждений в сторону негатива и омраченного видения. Такое омрачение происходит в силу нераспознавания божественного Источника как корня и основы мироздания и зацикленности индивидуального сознания на себе как центре Вселенной.

Следующие два узла – отсутствие  божественной гордости и отсутствие единого вкуса являются продолжением главной ошибки, присущей сознанию дживы – авидье. Неведение или нераспознавание абсолютной божественности – вот корень всех страданий души. Из-за такого нераспознавания джива: во-первых, не видит этой божественности в себе (поэтому у нее отсутствует божественная гордость); во-вторых,  она не видит божественности во всем (окружающем, происходящем) и всегда старается выбирать благоприятное, в соответствии со своими представлениями о нем, и отвергать то, что, как ей кажется, может нанести вред. Такова двойственность приятия-отвержения, являющаяся причиной отсутствия самарасьи (единого вкуса), ведь единый вкус, как мы знаем, – это полное всеприятие любых явлений во Вселенной, рассматриваемых как манифестации различных энергий Божественного.

10-ый узел - приверженность этернализму или нигилизму проистекает из-за неполного понимая истинной природы Абсолюта, сущность которого – сат-чит-ананда (бытие, сознание, блаженство), где «сат» относится к пустотной природе, а «чит» и «ананда» – к проявленной. Эти качества являются двумя сторонами одной медали, и только постижение обоих – это подлинная реализация, которую может пережить душа.

11-ый узел - тройное нераспознавание пространства – это отсутствие вивеки в распознавании пространства как сущности всего проявленного и непроявленного. Его можно обозначить тремя тезисами, определенными Шри гуру свами Вишнудевананда гири:

1) нераспознавание пространства как естественной сущности своего «Я», естественного ума;

2) нераспознавание пространства как того, что создается сознанием, и не имеет независимых законов, кроме тех, что установлены сознанием, породившим его;

3) нераспознавание пространства как пустой сути всех внешних вещей во Вселенной.

12-ым узлом является узел обусловленного человеческого кармического видения, из-за которого человек собственно и считает себя человеком, живет по законам, обозначенным в этом измерении, вместо того, чтобы сознанием пребывать в тысячи мирах одновременно, путешествовать в миллионах галактик, познавая свою бесконечную природу.

13-ый, 14-ый узлы - обусловленность причинно-следственным видением и ложное понимание времени являются следствиями все того же нераспознавания истины адвайты, которая гласит:

«Эта Вселенная – всего лишь долгий сон. Единственная реальность – это бесконечное Сознание, вездесущее, чистое, спокойное и всемогущее».

«Йога Васиштха»

Согласно аксиомам учения адвайты, изложенным Шри гуру свами Вишнудевананда гири в «Парасаттарка-логике» можно сказать следующее:

«Время, пространство,… причины и следствия исходят из Единой Сферы Сознания – Всевышнего Источника, осознаваемого йогином как свой собственный ум в его изначальной чистоте.

Йогин вспоминает себя как Исконное пространство сознания – Всевышний Источник и в один миг становится им, узнавая себя (Всевышнее Сознание) в нынешнем «я».

Свами Вишнудевананда Гири «Парасаттарка логика»

При понимании и переживании истины о том, что время и закон причинности являются проявлениями сознания, два вышеупомянутых узла развязываются.

15-ый узел  - ложное видение мира как независимого от сознания и 16-ый  - ложное ограничение свободы творящей вол», происходят из-за нераспознавания индивидуальным сознанием статуса «Ахам Брахмасми». Вследствие такого нераспознавания, джива не видит мир как проекцию своего сознания, у нее отсутствует воодушевление к творчеству, игре, постижению и воплощению новых смыслов, раскрытию новых уровней ясности-сложности, присущих всем божественным существам. Полностью эти узлы преодолеваются на 16-ой стадии по 16-ти кала, при становлении Брахмой-творцом.

Таковы «16 узлов неведения», обозначенные нам Шри гуру свами Вишнудевананда гири как «16 видья-грантх».

Однако, одного только теоретического понимания недостаточно для реального освобождения. Простое понимание без опыта переживания подобно нарисованному огню, который хоть и «горит» на холсте, однако не согревает по-настоящему. Для устранения 16 узлов неведения существует методы, называемые 24 вивеки.

«Бог не находится далеко и не является недоступным. Собственное просветленное сознание есть Бог. Сознание, которому так поклоняются в разных формах, рождение за рождением, отправляет посланника для внутреннего пробуждения и просветления. Этот посланник сознания является мудростью (вивекой)».

Йога Васиштха

В традиции лайя-йоги принцип вивеки не является принципом обычного различения – это способ восприятия мира, при котором в момент соприкосновения с энергией, сознание распознает пустотную природу любого явления и благодаря созерцанию и интеграции, объединяется с ним, извлекая вспышку ясности, углубляет осознавание.

Учение о вивеках – практический тест, где каждая из вивек – проверка на получение определенного уровня реализации. Такое «тестирование» помогает оценить уровень своей садханы и позволяет выстроить ее в соответствии с наставлениями  учителя.

Тезисно учение о 24-х вивеках можно представить в виде таблицы.

(Ум понимается здесь как высшее «Я», а не понятийный ум или ахамкара).

Узлы неведения развязываются как с помощью одной, так и с помощью нескольких вивек.

Например, 1-ый узел – бхава ахам дехасми устраняется 6-й вивекой (Ум не есть 5 кош); 3-ий узел – ахамкара-буддхи распутывается 1-ой, 4-ой и 22-ой вивеками (понимание природы ума как Пустоты, пространства, источника субъекта, объекта и процесса восприятия). Конечно же, приведенная выше «арифметика» довольно условна и может быть дополнена различными взаимосвязями между грантхами и вивеками, не указанными здесь.

Рассматривая эти категории, мы понимаем, о каких запредельных вершинах говорит учение лайя-йоги. Например, 1-я вивека реализуется на уровне 5-й дхьяны; принцип светоносности (12-я вивека), предполагает реализацию света в самадхи, медитации и во сне без сновидений; принцип недеяния (17-я вивека) – это принцип принятия великого решения, т.е. стадия рождения согласно учению «о нарастании луны внутреннего осознавания». Что же касается последних двух вивек – то на этом мистическом уровне реализуется не только растворение сознания (антахкарана-лайя-чинтанам), но и трансформация энергии в радужное тело (панча-бхута-лайя-чинтанам), которая во все времена считалось величайшим достижением духовной практики.

Высшие учения, подобные лайя-йоге, сразу открывают перед садху двери в бесконечный мир воззрения адвайты, считая нечестным скрывать от практикующего Истину. Однако, незрелый ум может потеряться в этой бесконечности, так и не получив освобождения, т.к. будет пытаться самоосвобождать все, в том числе и свою реализацию. Конечно, с точки зрения воззрения, такой йогин будет действовать разумно, однако, без правильного понимания пути и метода, воззрение может так и остаться только видением. Поэтому, чтобы не дать нам сбиться с пути, Шри гуру свами Вишнудевананда гири передает такие учения как «Вивека Чинтамани», которые позволяют йогину прояснить уровень духовной практики, избежать отклонений и мотивировать ум к усердной садхане.

 Однако садхана – не есть некий линейный путь, строго заданный предписаниями и правилами шастр.  Садхана – это сама жизнь, путь сердца – интуитивное понимание реальности, ее переживание и осмысление, получение опыта и самоосвобождение его, переживание бхавы и закрепление в ней, самоотдача, самотрансценденция и самоузнавание. Человек есть частичка мироздания, его жизнь, его садхана и он сам  неотделимы от великого Бытия и являются проявлением божественной игры (лилы). Такое понимание есть путь без пути, великая адвайта, высшее учение недвойственности, когда происходит процесс самоосвобождения, самоузнавания и самотрансценденции, возвращение к истокам, к тому, что за пределами прошлого и будущего, любых изменений и трансформаций, к тому, что присуще нам изначально – нашей подлинной божественной светоносной природе. 

Перед великим учением лайя-йоги, открывающим абсолютную Истину, дарующим полноту реализации, перед просветляющей игрой моего Мастера, Сатгуру Свами Вишнудевананда Гириджи, я преклоняюсь всей своей сущностью и молю лишь о ниспослании божественной Милости для каждого живого существа, дабы закон Риты, божественный замысел Создателя о просветлении всех и каждого смог воплотиться.

Да войдут все живые существа во врата высших недвойственных учений и достигнут бескрайнего царства Нирваны.

СОДЕРЖАНИЕ

СловарьА
Термины загружаются...
Свернуть