07.04.2006
Сегодняшняя лекция будет относиться к разделу шат-чакра-йоги.
Пять основных чакр соответствуют главным пяти пранам в нашем теле. В зависимости от того, насколько вы контролируете пять чакр, вы можете контролировать пять пран в своем теле.
Муладхара-чакре соответствует прана земли, она дает ощущение тяжести, ее цвет желтый. Контроль муладхара-чакры автоматически приводит к контролю праны земли. Например, святой Сараха мог демонстрировать силу сверхтяжести тела: когда его взвешивали, то на весы клали в три раза больше гирь, чем его вес, но он мог их перевешивать. Эта способность становиться необычайно тяжелым была достигнута за счет того, что он контролировал элемент земли, дающий ощущение тяжести.
Со свадхистана-чакрой связана прана воды, она дает ощущение холода, ее цвет белый. Ощущение холода связано с астральным миром – Бхувар-локой. Часто говорится, что человек ощущает холод, когда встречается с призраком, приведением или духом. Это связано с тем, что души, пребывающие в астральном мире, имеют другую температуру, и эта температура связана с праной воды.
Контроль манипура-чакры дает контроль агни-таттвы, праны огня, ее цвет красный. Если вы сильно концентрируетесь на манипура-чакре, у вас могут быть сновидения, где вся вселенная охвачена огнем, или возникать ощущение, что ваше тело охвачено огнем, ощущение пожара. При пробуждении кундалини, когда манипура-чакра активизируется, могут быть такие ощущения. В момент бардо, когда у человека разрушается элемент огня, ему кажется, будто весь мир охвачен огнем, он слышит ужасный треск горящего пламени. Все это – проявления праны огня, она дает ощущение жара в теле. Прана огня очень важна для нас. Стадия огня наступает после пробуждения кундалини. Именно тепло, огонь, возникающий в результате пробуждения кундалини, делает тело здоровым, выжигает нечистые праны, слизь, засоры в нади, все нечистоты, и преображает кармические праны в праны мудрости. Когда прана огня у человека активизируется, у него много образов, видений, по всему телу ощущается покалывание.
Концентрация анахата-чакры дает контроль праны воздуха. Прана воздуха зеленая, она дает ощущение легкости в теле. Те из вас, у кого чист и силен элемент ветра, имеют сильную прану воздуха. Прана воздуха связана с сиддхами легкости (левитации), быстрой ходьбы, хождения по воде и так далее. Дардри-сиддхи – это тоже проявление праны воздуха. Когда возникает состояние, предшествующее левитации, из анахата-чакры устремляется мощнейший идущий вверх вихрь энергии, который тянет все тело.
Наконец, контроль, концентрация на вишуддха-чакре связаны с контролем праны пространства. Прана пространства синего цвета или может не обладать никаким цветом. Иногда также говорят, что она серая, белая или черная. Прана пространства очень важна для нас, фактически она самая важная из всех пяти элементов. Почему? Потому что она дает ощущение расширенности, прозрачности и ясности сознания, она сама вводит в созерцание. Если вы чувствуете, что ваш ум скукожен, просто сконцентрировавшись на вишуддха-чакре, вы обретете расширенность сознания. Можно сказать, что распознавать естественное состояние, присутствие – это значит медитировать на элемент пространства, потому что принцип созерцания заключается в том, чтобы во время созерцания видеть не столько объекты, сколько пространство, в котором они подвешены.
Йогин, зная качества элементов, их состояние, как концентрироваться на чакрах, должен довести свои элементы до идеального состояния, до совершенства. Сначала, когда мы приступаем к духовной практике, некоторые наши элементы в избытке, а некоторые в недостатке, то есть всегда имеется какая-то дисгармония, связанная с прошлыми кармами. Например, если человек выполняет садхану джьоти-йоги в темном ритрите, у него появляются видения, тигле, бинду; они могут быть определенного цвета, который указывает на доминирующий элемент. Либо при практике кундалини-йоги у вас могут быть видения цветов и пран; они будут указывать на тот элемент, который у вас в избытке или доминирует.
Со временем мы должны выровнять все наши элементы, развить их и сделать полностью гармоничными.
Если у человека преобладает притхиви-таттва – элемент земли, он спит очень глубоко и часто не видит снов, его дыхание тяжелое, он ощущает тяжесть.
Если у человека избыток элемента воды, он склонен плыть по течению волн, то есть он, можно сказать, всепринимающий до безволия. Такой человек часто потеет, мочится, у него слабый элемент огня. Но при этом он может обладать талантами к написанию стихов, артистизмом, способностью к гармоничному общению.
Если у человека в избытке элемент огня, у него сильные привязанности, бодрый ум, много энтузиазма, его лицо как бы сияет или светится, он чувствует большой жар во всем теле, часто испытывает жажду или желание есть. Еще он бывает динамичным, неуспокоенным, а если есть остановка огня в правом канале, то он также склонен к агрессии.
Если у человека избыток элемента воздуха, он постоянно чем-то занят, ему нужен динамизм, движение, его постоянно куда-нибудь тянет. Он живет как в поговорке: «Хорошо там, где нас нет», то есть куда бы он ни пришел, он не удовлетворен, потому что свойство ветра – это просто движение, а когда изменения нет, он начинает входить в тамас. Таким людям бывает очень трудно жить в монастырских условиях, проходить ритриты, выполнять распорядок, правила, потому что все это кажется им рутиной. Они подсознательно бунтуют, даже если не показывают этого. Из практиков с избытком элемента воздуха выходят недисциплинированные йоги.
Воздух также всегда дает много опытов, но они, к сожалению, не устойчивы, не сохраняются. То есть иногда такой человек получает колоссальные опыты, но глядя на то, как он ведет себя в жизни, как проявляется в повседневных обстоятельствах, можно даже сказать, что он их как будто вовсе не получает. Эти опыты не закрепляются, они как бы не дают подлинной зрелости души. У такого человека тело всегда легкое, ум легко волнуется, мышление неустойчивое – это классические характеристики элемента воздуха.
Часто из тех, кто захвачен элементом воздуха, получаются авадхуты низкого уровня, которые всегда где-нибудь путешествуют. Для них практикой является просто скитаться, ходить туда-сюда, потому что у них много динамизма, который им надо куда-то выплескивать. Таким людям рекомендуют посещать места паломничества, чтобы усмирить этот динамизм, заниматься карма-йогой.
Часто бывает так, что человек, практикуя в ритрите, избавляется от карм нижних элементов, то есть проходит муладахару (элемент земли), свадхистану (элемент воды), манипуру (элемент огня), и, наконец, наступает элемент ветра. Когда он подсаживается на элемент ветра, его образ жизни меняется, он становится как перекати-поле, его постоянно куда-то тянет, в нем нет постоянства. Если это неопытный практик, это может серьезно сбить его духовную практику. Вместо того чтобы продолжать выполнять садхану, его тянет самовыражаться, скитаться, что-нибудь делать. В это время нужно проявить самодисциплину и усмирить собственный элемент ветра, потому что такая ветреность не дает закрепить результаты практики. С одной стороны, такой человек легко все самоосвобождает, все делает путем духовной практики, у него нет никаких привязанностей. С другой стороны, есть такой элемент неглубокости. То есть ему надо взять позитивные качества элемента ветра, а неглубокие качества трансформировать в достоинство.
Если у человека элемент пространства в избытке, у него нет проблем со здоровьем, с нижними чакрами, с мирскими желаниями. Он, вообще, как бы не от мира сего. Он хочет только медитировать, его тянет к чему-то бесформенному, вплоть до отвращения ко всему, что имеет форму. С тем, что имеет форму, он даже не знает, как вообще вести себя, то есть он настолько чужд и далек от формы, что находится в замешательстве. Его рабочее состояние – это или просто медитировать, или быть в расширенном созерцании. Такой человек может быть очень отрешенным.
Говорится, что время, когда доминирует элемент пространства, самое благоприятное для занятия йогой, потому что человеку не хочется заниматься ничем другим, никакими другими таттвами. С другой стороны, если человек не научится соединять пространство с другими элементами, то его элемент пространства будет незрелым. То есть он умеет созерцать, когда элемент пространства у него активен, но, когда активны другие элементы, он становится обычным человеком, поскольку его созерцательное присутствие не может объединяться.
Понимая, как проявляется избыток или недостаток тех или иных элементов, йогин старается все элементы уравновесить. Есть различные методы уравновешивания пяти элементов, но наилучшим в этом смысле является шат-чакра-йога.
За двенадцать лет обучения вам необходимо досконально заняться концентрацией на пяти основных чакрах и двух верхних (аджна-чакре и сахасрара-чакре), чтобы научиться управлять праной каждого элемента. Если вы сможете это сделать, у вас никогда не будет болезней, вы сможете выводить из своего тела препятствия, нечистые праны, приходящие по ночам, избавляться от нечистых желаний. Когда вы освоите методы концентрации на чакрах, чакры начнут раскрывать вам свои тайны.
Шат-чакра-йога является одной из моих любимых йог. Если бы меня спросили: «Какие у тебя остались мирские желания?» – я бы сказал, – «Иметь коврик, тукет и очень много времени, чтобы я мог непрерывно концентрироваться на чакрах».
Вы можете получить настоящую пользу от концентрации на чакрах, если посвятите каждой чакре минимум полгода. И тогда вы увидите, как меняется тело, праны и, главное, мироощущение.
Часто неудачи практикующих в ритритах и в созерцании связаны с препятствиями, болезнями, неясными состояниями ума и тамасом в медитации, неспособностью контролировать ум, которые возникают в результате засоров в чакрах.
Например, у человека силен элемент земли или воды, а медитация махашанти – это элемент пространства; во время медитации он никак не может подняться на уровень элемента пространства, потому что земля и вода тянут его сознание вниз. В то время, как для человека, у которого сильны элементы ветра и пространства, медитация – это экстаз, у человека с сильным элементом земли или воды болят ноги, он мучается и томится в ритрите, не получая абсолютно никаких опытов.
Либо человек может практиковать йогу, но у него возникает энергетическое препятствие, приходящее по ночам то ли от духов, то ли от кармических кредиторов. Он не знает, в чем дело, и думает, что у него болеет один орган или другой, но на самом деле никакой орган не болеет, просто в пранах возникает дисбаланс. Его сознание тоже находится в не очень хорошем состоянии. Даже пранаяма не помогает. А если посмотреть тонким видением на его сахасрара-чакру, то можно увидеть, что там сидит какой-нибудь дух, или на эту чакру идет информационный шлейф из тонкого мира. И он не сможет заниматься полноценной практикой, пока не очистит сахасрару. Даже если его созерцание будет развиваться, праны по-прежнему будут оставаться разбалансированными.
Либо человек не получает хороших опытов, признаков пробуждения кундалини из-за того, что у него с рождения нижние чакры не развиты, слабые, а он живет элементом ветра.
Итак, препятствия, заболевания, тамасность в медитации или негибкость ума – все это различные проявления ограничений, которые на нас накладывают элементы. Если пять элементов не сбалансированы, человек может практиковать годами, но так и не получать результатов, поэтому необходимо уделять очень большое внимание очищению своих чакр и их гармонизации. Напротив, гармонизация, очищение и даже небольшое раскрытие чакр, открывают практику много нового в себе.