Главная Паломничества Магазин
Поддержать

29.03.2006

Наставление о четырех демонах и основном принципе их отсечения. Текст из отрывка великого собрания сиддха-йогини Мачиг Лабдрон.

Текст:

«Корень демонов наш собственный ум.

Когда мы воспринимаем нечто как внешний объект и испытываем желание и привязанность, нами овладевают демоны, и мы впадаем в заблуждение, принимая за объект порождение собственного ума.

Имеются четыре вида демонов:

– демон, заслоняющий истину, что коренится во внешних объектах;

демон бесплотный, что коренится во внутренних умопостроениях;

демон самодовольства, что коренится в проявлениях наших собственных качеств;

демон собственной значимости, что коренится в двойственных представлениях.

Всех их можно свести к демону собственной значимости.

Здесь мы прочитали общее описание четырех видов демонов, которых необходимо отсечь, и о том, что корень их всех – эго».

Становясь на путь, мы должны отдавать себе отчет в том, что освобождать свой разум – это значит освобождать себя от внутренних и внешних демонов. Мы не должны иметь очень уж радужных представлений о духовном пути, будто бы на духовном пути нам будут встречаться только розовые слоны. Напротив, если у вас мало заслуг, будьте уверены, что вам придется сражаться с демонами, вам придется сражаться с ними не на шутку, большой ценой. Вам придется стать очень умелыми и изобретательными, чтобы одолеть их, поскольку не так они просты, как кажется.

Именно в этом заключается духовный путь монашества. Монах – это духовный воин, который сражается и побеждает. Когда человек только принимает Прибежище, становясь монахом или послушником, я думаю: «Ну, посмотрим, дойдешь ли ты хотя бы до двенадцатилетнего финиша». Не так это все просто. И то юношеское воодушевление Дхармой, которое вначале согревает йогина, должно уступить место очень глубокому подходу в практике, потому что, если такой подход не будет порожден, эти демоны делают невозможным духовный путь, и каждый опытный практик это знает.

Итак, демон, заслоняющий истину.

Текст:

«Демон, заслоняющий истину, многообразен, но принцип его таков: когда перед нашими органами чувств предстает объект и мы оцениваем его, отвергая или принимая, нами владеет демон, заслоняющий истину. Цепляясь за материальность объектов, мы вовлекаемся в сансару».

Что это за демон, заслоняющий истину? Это демон наших неверных оценок. Пока мы не реализовали пробужденный Ум, все наши оценки неверные. Именно из-за этих оценок происходит ложное восприятие действительности.

Например, если вы сморите на человека и думаете, что это человек, это уже и есть неверная оценка. На самом деле это не человек вовсе, а Брахман, Абсолют, принявший форму человека. Но если это вам не приходит в голову, то вы и воспринимаете его только как человека. Следовательно, из такой исходной предпосылки рождается неверное воззрение, а от неверного воззрения проистекают неверные действия, и тогда все остальные взаимоотношения это уже сансара и заблуждения. То есть в самый первый момент вы неверно оценили, и дальше все остальное уже автоматически пошло неправильно.

Или себя вы оцениваете как человека, как ограниченного существа. В самый первый момент вы оценили себя неправильно, и все остальное уже неверно. Хорошо, если вы практик созерцания, понимаете все это, поэтому очень осторожны к своим оценкам, знаете, что они временны, условны, порождены вашим неведением и действуют до тех пор, пока ваш разум не очищен. А если вы этого не знаете, то вы слепо верите своим оценкам, и как следствие этого все неправильно, с заблуждением, все это демоны. Это так.

Один христианский святой говорил: «Когда общаются два омраченных человека, это общаются два беса». Почему он так говорил? Потому что неверная оценка с самого начала приводит к полностью неверным интерпретациям, и тогда все остальное тоже неверное.

С самого рождения людям навязывают какие-то оценки по типу «это хорошо, а это плохо». Или они делают подобные оценки в отношении религий, науки, жизни. Людям внушают, что мужчина должен быть таким-то, а женщина такой-то, что ислам это такая религия, а христианство такая. Все это и есть различные иллюзорные оценки, основанные на ограниченных представлениях. И люди, как правило, искренне верят в истинность своих оценок. Но Мачиг Лабдрон здесь прямо говорит, что это демон, заслоняющий истину.

И чем отличается практик от обычного человека? Практик не доверяет своим поверхностным оценкам. Он их, конечно, имеет, потому что полностью без них невозможно, однако относится к ним осторожно, как бы самоосвобожденно. Он знает, что реальность многомерна и многообразна, что эти оценки условны, потому что работают только в определенном смысле, то есть это не абсолютные оценки. Он знает, что человек может быть не только человеком, но и божеством, а может быть даже и Абсолютом. Он понимает, что через человека может говорить и демон, и божество, и Бог, что человек может быть проявлением собственного сознания, или же через него могут проявляться знаки от божеств. Он знает, что ситуация может быть одновременно и бытовой ситуацией, и лилой, и даршаном, и средством отсечения эго, то есть он видит ситуацию неоднозначно, а в пяти ракурсах или даже в семи ракурсах. Он понимает, что оценки тоже могут быть неоднозначными, что человека, например, можно оценить и как мару, и как божество, дающее даршан, и как невежественного человека, и как бога, развлекающегося в этом теле. То есть все зависит от вашего воззрения.

Другими словами, единственный способ победить демона, заслоняющего истину, не создавать иллюзорных оценок и не привязываться к ним. Если человек слеп в отношении этого и его собственные оценки реальности затмевают истинное недвойственное видение, то он омрачен демоном, заслоняющим истину.

Например, если вам говорят что-либо, а вы думаете: «Нет, ты не прав! Я прав!», то это работа демона, заслоняющего истину. А ведь с самого начала на ситуацию можно посмотреть по-другому: «Может, это Бог посылает мне знаки, какие-то сигналы подает, а я упорно пытаюсь держаться своего и отворачиваюсь? Может, это явные указания, что мне надо что-то в себе изменить Но все дело в том, что ты даже не можешь этого понять. Семафор работает, красный или желтый свет тебе сигналит, а ты даже не понимаешь, что это знак тебе. Ты настолько схвачен своим человеческим ограниченным мышлением, что не можешь даже принять это к сведению.

Есть такой рассказ. Во время сильного наводнения один христианский священник усердно молился. Когда за ним приплыла лодка, чтобы спасти, он сказал: «Спасайте тех, кто на Бога не надеется, а меня Бог спасет». Люди пожали плечами и отчалили. Затем мимо проплывал плот, и ему предложили переместиться на него, чтобы спастись. Священник продолжал молиться Богу о спасении и высокомерно сказал: «Спасайте тех, кто на Бога не надеется, а меня Бог спасет». Когда вода была уже на уровне крыш домов, за ним прилетел вертолет! Но он опять сказал: «Я надеюсь на Бога. Я полностью Ему доверяю, так что не беспокойтесь за меня». Наконец, вода затопила даже крыши, и он утонул. Оказавшись перед Богом, он возмущенно сказал Богу: «Я же на тебя так надеялся! Почему ты меня не спас?!» Бог сказал: «Ты знаешь, таких глупцов, как ты, я еще не видел! Ведь это я тебе посылал и лодку, и плот, и вертолет!»

Это пример нашей неверной интерпретации.

Текст:

«И все же форма по сути своей пуста. Поэтому, не привязывайся к форме, а созерцай, узнавая в ней, пустоту!

Не имея привязанности к форме, освобождаешься от демона веры в нечто постоянное».

Все созерцание заключается в том, чтобы не привязываться к тому, что имеет форму, внешность и наименование, а смещать свой фокус сознания в бесформенное, находить это бесформенное и видеть бесформенное, играющее в проявленных формах. Но если мы не видим этого бесформенного, то форма начинает захватывать наш разум, и тогда мы попались на крючок демона, заслоняющего истину. Что бы мы ни думали об этом, а мы уже на этом крючке висим. Единственный способ преодолеть этого демона всегда, каждую секунду, быть настолько бдительным, словно у тебя над головой висит меч, словно ты идешь по лезвию бритвы.

Опытный практик отличается тем, что его бдительность непрерывна и постоянна. Он никогда не позволяет демону, заслоняющему истину, затуманить его разум. Попрекают ли его, ругают, оскорбляют, плещут чаем в лицо, или же происходят какие-то совершенно несуразные вещи, он думает: «Ничего-ничего, ты меня не обманешь». То есть он все равно во всем этом стремится прозревать пустотность, играющую в разных формах.

Текст:

«Не делая пустоту объектом ума, несомненно, освободишься от демона веры в полное несуществование».

Демон веры в полное несуществование означает проявление нигилизма. Если демон привязанности к форме это этернализм, когда мы слепо верим формам, то нигилизм это, наоборот, когда мы полностью отрицаем форму, считаем, будто не существует ничего, и хотим идти туда, где есть ничто. Все это различные виды демонов. Это определенные крайние воззрения, которые нам мешают сформировать правильное видение.

Демон, заслоняющий истину (этернализм), это когда мы, например, слепо верим в то, что предназначение помидоров в том, чтобы их консервировали. Но они растут, не зная даже, что есть люди, которые хотят их употреблять; они растут просто потому, что такова природа. Так же как малина не растет для того, чтобы ее собирали, а грибы не растут для того, чтобы их жарили; они есть просто так. Но когда мы накладываем на реальность свои представления, то демон, заслоняющий истину, дает нам иллюзорное восприятие.

Итак, когда мы освобождаемся от демона этернализма, заставляющего верить в самобытие вещей, и демона нигилизма, заставляющего верить в их несуществование и только к этому несуществованию стремиться, мы обретаем настоящее воззрение. Обрести настоящее воззрение для созерцателя крайне важно, потому что созерцать это не что иное, как быть в истинном воззрении. Если мы не обрели истинного воззрения, свободного от двух этих крайностей, даже если мы работаем с санкальпой, медитируем в махашанти, мы можем очень легко попадать в самые разные иллюзии.

Текст:

«Проявление формы прекратить невозможно. Но, вместо того чтобы держаться за его конкретность, узнай в ней свет своего видения. То же касается звуков, запахов, вкусов, объектов осязания и ума, которые самоосвобождаются тем же способом».

Другими словами, здесь говорится, что невозможно прекратить проявление внешних объектовто касается осязаемого, обоняемого, видимого, слышимого). Поэтому, вместо того чтобы за них цепляться, распознавай в них свет своего сознания, своего недвойственного видения. Вместо того чтобы схватываться видимым, распознавай видящего и свет изначального сознания, которое есть в видимом. Вместо того чтобы захватываться звуками речи, приятными и неприятными словами, распознавай слышащего и свет изначального сознания, который есть в слышимом. Вместо того чтобы схватываться вкусом, распознавай вкушающего и свет изначального сознания, который есть во вкушаемом.

Когда мы так поступаем, демон, заслоняющий истину, теряет власть над нами.

Текст:

«Демон бесплотный.

В «Великом Собрании» сказано:

Как возникает демон бесплотный?

Все, что предстает нашему уму как хорошее или плохое, мы различаем на основании своих представлений – это есть демон бесплотный. Вне собственного, саморожденного Ума нет ничего благого, что можно было бы считать божеством, и ничего не благого, что можно было бы считать злым духом».

Это можно прокомментировать следующим образом.

В абсолютном смысле в Брахмане нет хорошего, а есть только то, что нам нравится. Так же нет плохого, а есть только то, что нам не нравится. Хорошее или плохое это условные категории, которые зависят от наших оценок. Эти оценки, порождаем мы сами, исходя из сформированного опыта, кармы, воспитания и прочего.

Например, в восточных странах с мусульманской религией считается, что женщина должна вести себя определенным образом, закрывать лицо и прочее. Такой тип женщины считается добродетельным. А в странах запада считается, что женщина должна быть эмансипированной, иметь равные с мужчинами права, быть активной, самостоятельно зарабатывать. Западная женщина в глазах людей мусульманского востока является порочной, развратной, совершенно не соответствующей идеалу женщины. Восточная женщина в глазах западных людей является забитой, социально инертной, не вызывающей уважения. Но на самом деле это всего лишь оценки, порождаемые культурными особенностями той или иной страны.

Демон бесплотный связан с нашими оценками, с понятием плохого и хорошего, с нашим сформированным опытом.

Текст:

«Движения ума, порождая надежду и страх, ввергают нас в полную зависимость от собственного демона. Из естественной ясности, безбрежного измерения абсолютной природы явлений проявляются все виды образов и представлений, как возникают волны на глади морской.

Тому, кто напрямую это познал, нет нужды что-то исправлять – оставь все как есть».

Как преодолеть бесплотного демона, связанного с нашим разделением на плохое и хорошее?

В тексте говорится:

«Все самоосвобождается в изначальном измерении, не принося ни блага, ни вреда. К тому, что возникает из измерения абсолютной природы, не нужно испытывать чувство зависти, не нужно отвергать его или принимать. Ничего не принимай и не отвергайведь это саморожденный Ум».

Демон бесплотный это очень тонкий демон, которого нелегко распознать, он связан с нашими тонкими представлениями, дающими мгновенные оценки. Если мы правильно созерцаем, нам не нужно принимать что-то или отвергать, потому что мы все видим как проявления саморожденного Ума.

Считается, что демонов большое множество:

демоны, насылающие болезни;

– демоны, создающие препятствия;

демоны, вызывающие ссоры и вражду между людьми;

– демоны, подталкивающие монахов к нарушению обетов;

– демоны, подталкивающие мирян к совершению деградирующих действий;

– демоны, которые подталкивают гордиться своими качествами;

– демоны, которые подталкивают пребывать в унынии, растерянности и страхе;

– демоны, которые морочат людей иллюзиями, давая ложную информацию и путая их.

Все это различные состояния, которые возникают из изначальной природы. Если мы этих демонов не распознаем в чистом видении, если не понимаем, что даже это есть игры (лилы) Абсолюта, то мы подвергаемся их влиянию. Если же нам удастся это распознать, демоны усмиряются и предстают перед нами в чистом видении как божества.

В процессе практики вам уже приходилось и еще не раз придется сталкиваться с различными проявлениями таких демонов. От того, как вы их проинтерпретируете и как к ним отнесетесь, зависит та дорога, которую вы изберете в жизни дальше, та линия, которой вы будете следовать. Бывало даже так, что люди с большими заслугами совершали ошибку, не разобравшись с демонами, и утрачивали путь. Поэтому каждый монах, если он опытный практик, пребывает в большой бдительности, зная, что эти демоны никогда не дремлют.

Можно рассматривать этих демонов как определенных стражей на пути, призванных дать какой-то урок человеку. Если он проходит эти испытания, демоны предстают перед ним в мирном обличии. Если нет, они не пускают его дальше, закрывают ему путь. Чтобы пройти их испытания, нужно быть готовым постоянно менять себя и бросать вызов своим старым представлениям. Тот, кто не готов это сделать, терпит, конечно, неудачу. Например, в бардо описываются существа класса Яма, которые приходят за человеком в момент смерти. Если это человек с большими заслугами, они помогают ему освободиться от тела очень мягко. А если это человек с большими грехами, они вытаскивают его душу крюками. «Вытаскивают крюками» это интерпретация подсознания, указывающая на гневную энергию. Если человек свят, дакини или боги подхватывают его и увозят на своих колесницах. Если человек порочен и у него нарушены самаи, за ним приходят демоны, которые волокут его и бьют плетьми. Затем он предстает перед старшими духами, которые просматривают прожитую им жизнь и задают вопросы. Если у человека нарушена самая, имеется оскверненность, чувство вины или греховность, то в момент просмотра картин прожитой жизни его сознание меняется. Его никто не наказывает, он сам себя наказывает. То есть, заново увидев прожитые им события, он впадает либо в гнев, либо в страх, либо в самоуничижение, либо в чувство вины. И когда происходит такое изменение сознания, старшие духи думают: «Ему еще надо поработать над этой ситуацией, поскольку он еще не понял ее суть. Ему надо в такой-то мир». Если же человек не впадает ни в гнев, ни в зависть, ни в чувство вины от задаваемых вопросов и от того, что ему показывают, а сохраняет чистое видение и присутствие, духи расступаются и пропускают его, дают ему дорогу, превращаясь в божеств, и располагаются благоприятным образом для него.

Люди теряют разум, когда им показывают сцены их собственного сознания, то есть они не могут их самоосвободить, поэтому получают новое тело в следующем рождении. Практики же видят все эти проявления как собственное «Я», у них не возникает даже тени сомнения в этом, поэтому они могут самоосвободить все эти части своего сознания. Находясь в непоколебимом присутствии, они не слушают ни слова демонов, ни слова духов, а просто безупречно распознают свою истинную природу, и тогда все становится единым с мандалой созерцания, все проявляется благоприятным. Поэтому практики, реализовавшие единый «вкус», идут в чистые земли, в нирвану, на небеса Брахмы.


СловарьА
Термины загружаются...
Свернуть