Главная Паломничества Магазин
Поддержать

07.02.2003

Йога сна и ясного света

Вопросы и ответы

Итак, мы ещё раз изучаем ночную практику йоги сна. Йога сна также называется йогой ясного света в отличие от йога-нидры (йоги сновидений). Следует знать принципиальную разницу между йогой сновидения и йогой света или йогой сна, йога сновидений работает с относительным измерением, с условным видением мира, где есть двойственность тела и объекты и обучает себя осознавать и трансформировать объекты. Йога сновидений больше относится к практике тантры, йога же света относится к практике лайя-йоги, поскольку она недвойственная, она работает с абсолютным измерением, где самым тонким слоем световой ясности нашего ума, где нет субъекта и объекта. По сути, йог света – это искусное средство продолжать созерцание ночью, и таким образом восстановить непрерывность осознанности. Наше сознание ночью обрывается, каждый раз мы словно проваливаемся в бессознательности словно это маленькая смерть. Мы не контролируем свою осознанность пока у нас нет ясности во снах.

Однако, благодаря искусным средствам мы можем развить эту осознанность. Тогда мы обнаруживаем, что каждая ночь становится для нас глубочайшей практикой, когда мы проникаем в самый центр своего «я» и воссоединяемся со своей сущностью, с ясным светом. Сначала поговорим о свете в общем. Свет, который переживается в момент смерти, свет, который переживается в кундалини-йога-самадхи, и в йоге-сна – это один и тот же свет. Считается, чтобы полностью пережить глубокую светоносность нашего «я» надо ввести как можно больше пран в сушумна-нади, в центральный канал. В конечном счёте, когда йогин открыл природу своего Ума и открыл необусловленное недвойственное сознание, он видит, что теперь всё дело только в этом, насколько он может, управляя пранами добиться введения праны в центральный канал, чтобы углубить своё созерцание.

Эти виды света они таковы, я буду о них рассказывать так, как если бы мы выполняли практику йоги сна, и они возникали по мере углубления практики. Когда мы выполняем практику, делаем визуализацию, и стараемся поддерживать осознанность, мы расслабляемся после визуализации как мы сделали её, мы расслабляемся в естественном состоянии, раскрепостив свой ум. Однако, мы поддерживаем бдительность, и мы поддерживаем ощущение света или настраиваясь на свет. Когда мы преодолеваем небольшую сонливость, если наша осознанность в самом деле глубока, возникает первое видение света. Этот свет подобен мягкому свету луны в безоблачном небе. Этот свет также называется чандра-каша или чандра-джьоти. Когда мы углубляем нашу осознанность и нам ещё больше удалось ввести пран в центральный канал мы минуем свет чандра-каша и возникает следующее пространство (сурья-каша).

Оно подобно свету солнца на утренней заре, который заполняет всё небо. Первый свет луны – это тонкая белизна, второй свет (сурья-каша) – это тонкая краснота. Наконец, удерживая состояние тонкой красноты, когда возникает сильная сонливость мы её преодолеваем, если мы продолжаем оставаться бодрствующими возникает третий свет. Его также называют свет достижения – это состояние абсолютной тьмы, пустоты. Оно подобно тёмному небосводу в безлунную ночь, где нет ночью ни звёзд, ни луны, чёрное осеннее небо, где непроглядная тьма. Очень трудно удержать состояние в этом виде света, и в самадхи и в йоге сновидений и в бардо, однако опытный практики может делать это. Наконец, когда три предыдущих света пройдены и йогин не потерял сознание и сохранил способность к созерцанию, вспыхивает следующий свет – это исконный свет нашего «я».

Его называют сваям-джьоти или саморожденный свет, ниранджана (незапятнанный), брахма-джьоти (сияние истинной реальности), нитьям (вечный), ещё его называют ясный свет как таковой, исконный ясный свет. Это тот же свет, что в учении о бардо, но он здесь возникает в йоге сна, он прозрачный, ясный, подобен осеннем небу на рассвете, где нет даже тени дыма или облачка, какой-либо примеси. Это ясная и прозрачная пустота, в нём нет ни субъекта, ни объекта, ни даже малейшей тени омрачений. Это состояние непроявленного Брахмана, абсолютная реальность вне какой-то связи с проявлением и это есть наша подлинная сущность «я». Когда мы её описываем как разные виды света – это субъективные переживания этой реальности, поскольку мы имеем каналы и органы восприятия, то и переживание всё-таки конкретное.

Хоть абсолютную реальность не описать, но, если ты имеешь относительное тело и каналы она переживается также и в относительных терминах в виде конкретных переживаний в теле и в уме. Раскрыть этот исконный свет – это и есть задача практика. Раскрыть его архи трудно, во всех религиях об этом говорят, годы или десятки лет понадобятся для того, чтобы раскрыть этот вид света. Меньшие виды света такие как тонкая белизна, тонкая краснота или тьма тоже говорят о высоком уровне практики, однако в них есть всё равно элемент неведения, тонкие двойственные мысли всё равно тонкая завеса закрывает истинное осознавание. Обычно говорят, что высокие йогины среднего класса, реализовывают один из уровней этого света, к примеру, это называется – меньший свет. Меньший свет означает, что во время сна раскрывается свет тонкая краснота или тонкая белизна и удерживается ясное пустотное присутствие.

Есть также переживания ещё более низкого класса, оно называется – соответствующий свет, когда не раскрывается ни токая белизна, ни тонкая краснота, ни свет подобный тьме, а просто есть ясное, непрерывное сознание, когда удерживается пустотное присутствие. Как меньший свет, так и соответствующий свет не являются полными достижениями, поскольку есть тонкое неведение, тонкая омраченность сознания. В основном практики и йогины и в Индии, и в Тибете реализовывают или меньший свет или соответствующий свет при жизни. Лишь немногим удаётся прорваться к исконному ясному свету. Те, кто прорвались к исконному ясному свету – это дживанмукты (освобождённые при жизни), они подобны маслу в масле, и капле в океане, их ум полностью растворился с истинным светом, и они пережили смерть при жизни, ничто больше не может поколебать их сознание.

Те же, кто реализовал меньший свет, то есть тонкую, просветляющую, пустотную ясность или один из видов соответствующего света, то есть какое-то переживание тонкой белизны, тонкой красноты растворили свои двойственные представления, однако не до конца. Они достигнут просветления полностью в бардо в момент смерти, когда их уже не будут связывать ни тело, ни каналы, и они сумеют опознать последний свет и с интегрироваться с ним. Как ребёнок прыгает в объятия матери, они прыгнут в этот свет и полностью завершат свою реализацию, в течении от нескольких дней до нескольких месяцев интегрируя все свои кармы с этим светом. Они узнают этот свет также узнают в толпе знакомого друга, поскольку они при жизни были натренированы. Практики классом пониже не раскрывают никакую пустотную ясность, а просто имеют осознанность в сновидениях, во сне со сновидениями.

Пока есть сон со сновидениями их присутствие не теряется, то есть они засыпают и где-то два часа они проводят в бессознательности, и ум их начинает активно действовать с двух часов до утра, где они ходят, проповедуют, видят богов и людей. Но они имеют ясность в сновидениях – это означает они либо разовьют свою практику, либо они смогут освободиться в бардо после ясного света. Под ясностью я имею ввиду нечеловеческую ясность, а медитативное созерцание в сновидениях. Но и обычные практики имеют ясность только днём, они имеют медитативное созерцание только днём и не имеют его ночью. Но эти обычные практики, которые имеют медитативное созерцание, не отвлекаясь днём на самом деле это очень высокие практики, потому что, чтобы достичь неотвлекаемого созерцания целый день нужно очень много себя тренировать. Другими словами, вы не теряете его даже на мгновение, поэтому эти так называемые обычные практики – это обычные святые.

Обычные святые помнят о Боге с утра до вечера целый день без малейшего интервала, но ночью они ещё забывают о нём. Когда мы оставим святых, то, что касается нас, то мы видим, что наша практика она только начинается и мы боремся за то, чтобы поддерживать созерцание хотя бы в течение дня. На это у нас уходит обычно от восьми до двенадцати лет, когда мы добиваемся всё-таки путём упорной борьбы и практики, мы добиваемся неуклонной внимательности. Но методы йоги и тантры позволяют нам всё-таки ввести созерцание в ночь даже если мы не святые, а обычные люди, обычные монахи. Эти методы связаны с визуализацией и введением пран в сушумну-нади через анахата-чакру, поэтому даже если вы ещё не преуспели в созерцании и ваш уровень энергии не настолько свят, тем не менее используя вы можете работать уже и со сновидениями ночью.

Если правильно практиковать даже не особо способный может со временем развить тонкую. Ясность в сновидении, поскольку эти методы работают. Ведь тантра, йога – это то, что ускоряет нашу эволюцию используя искусные средства. В будущем выйдет книга по основам лайя-йоги, где описываются все глубокие практики, о которых говорится: свет, сон, энергия, самоосвобождение. Даже если вы что-то нем уловили с моих слов это можно будет многократно вспомнить, а теперь мы начнём практику, если нет вопросов.

Вопрос из зала:

– Интегрировался автоматически или достаточно один раз увидеть, то есть, если один раз увидел и вдруг покинул тело сумеешь ли ты их узнать, не оборвётся твоё сознание?

Нужно утвердиться в глубоком присутствии. Утвердиться в глубоком присутствии в этих светах – это одно и тоже, то есть недостаточно один раз иметь какое-то отрывочное видение, потому что люди в момент клинической смерти тоже имеют некоторое переживание света. Это нельзя назвать ещё ясным светом, потому что ясный свет переживается только уже в момент, когда полностью оставлено тело, а коль они возвращаются это указывает, что элементы ещё не распались до конца и они переживали какой-то начальный вид света. Тоннель – это движение вверх по сушумне, свет, который опускается на них, который они описывают как любящий, мудрый свет. Это свет белой сущности, белой бинду связанной с семенем отца, шукра-бинду, которая опускается из головной чакры. Хоть после клинической смерти их жизнь менялась, и становились религиозными и вербующими, тем не менее нельзя сказать, что они достигали освобождения просто один раз встретившись с этим светом.

Также, если мы переживаем какой-то вид света нельзя сказать, что, если мы в нём не укоренились ещё, что это гарантия, что мы с ними с интегрируемся. Почему возникают эти два вида света? Всё дело в том, что наша энергетическая структура представляет собой полую трубку сушумна-нади, силой ветра или праны из сушумна-нади две капли, одна из материнской энергии, вторая от отцовской (красная и белая). Этот ветер словно раздул эти капли на концы и эти капли сдерживаются на концах, и, потому что ветер есть в сушумна-нади эти две капли не соединяются они разъединены. Когда же йогин объединяет апану в кумбхаке и вводит ветер в сушумне при кундалини-йоге, или в момент смерти или силой йоги сна, то эти две капли начинают сливаться и объединяться в сердце на уровне анахаты. Тонкая краснота связана с энергией красной капли, махараджас её называют – материнская энергия символизирующая активность гуну раджас. Белизна связана с белой каплей, чернота связана с моментом, когда они объединяются в сердце.

Наконец, когда происходит ликвидация всей кармы, возникает тонкий, недвойственный, ямный свет. Ещё следует избегать технического подхода при практике, когда практикуете такие садханы у вас должно быть вдохновение, это как творческий процесс, где соприкасаетесь с непостижимым как бы нужно получать благословение этого света, чтобы он озарял сознание. Если у нас нет такого благословения мы просто крутим шарики, делаем то, это, но всё это некая безжизненная методика с пранами и прочим. Когда же у нас есть осознавание благословения этого света наш ум воистину распахивается, мы понимаем, что кроме этого света нет ничего. Этот свет и есть сама высшая реальность. У нас возникает сильнейшей вдохновение Дхармы – вот такое вдохновение — это то, что ведёт йогина по пути практики, тогда все техники они оживают, становятся чудом.


СловарьА
Термины загружаются...
Свернуть