Главная Паломничества Магазин
Поддержать

12.01.2006

Эта сутра из сборника «Вопросы Милинды», которая называется «Чатумская». Жизнеописание Будды.

Эта сутра так называется, потому что Будда в это время находился в Чатуме, в миробалановой роще. Миробалан это плод, растущий в Индии, немного напоминающий яблоко. В то время 500 монахов, которых возглавляли два лучших ученика Будды (Шарипутрой и Маудгальяяной), добрались до этого места, чтобы встретиться с Буддой и другими монахами. Встреча прошла очень оживленно, потому что они давно не виделись. Одни показывали места ночлега, другие говорили, куда положить верхнюю одежду и свои миски, и все монахи при этом шумели и галдели.

«Тогда Будда позвал Ананду и спросил:

 Что это за шум, Ананда? Что это за галдеж? Рыбаки что ли вытащили сеть с большой рыбой?

Ананда рассказал ему, в чем дело. И тогда Будда сказал:

Позови, пожалуйста, ко мне всех монахов, Ананда.

Когда монахи собрались, Будда вновь спросил:

Что это за шум? Что за галдеж? Рыбаки что ли вытащили сеть с большой рыбой?

И монахи объяснили, в чем дело. Тогда Будда сказал:

Ступайте, монахи, я вас распускаю, вы не можете более жить при мне.

Монахи были шокированы, но они ответили:

– Да, почтенный.

Не смея ослушаться, они обошли Будду вокруг, выразив ему таким образом почтение, свернули постели, взяли верхнюю одежду, миски и ушли».

То есть они решили вернуться обратно к себе домой. Их встреча не состоялась из-за шума и галдежа.

В это время шакьи (люди из рода Шакьев) находились в Доме Собраний по своим делам. Шакьи это род, к которому принадлежал сам Будда.

«Эти люди из рода Шакьев в Чатуме увидели монахов издалека, подошли к ним и спросили:

Куда вы идете, почтенные?

Они сказали, что Будда их распустил, поэтому они возвращаются. И тогда люди из клана Шакьев, родственные Будде, сказали:

Посидите здесь полчаса, возможно, нам удастся умилостивить Будду.

Люди из клана Шакьев направились к Будде, поприветствовали его и сказали:

 Почтенный, будь благосклонен к общине монахов. Пожалуйста, дай им наставления. Там есть монахи, которые приняли постриг совсем недавно, они только пришли к учению. Если они не будут видеть тебя или получать твоих наставлений, их умы переменятся и огрубеют. Как молодые всходы, не получая воды, засохнут, так и монахи, не получая твоих наставлений, утратят шанс на освобождение. Поэтому, почтенный, как прежде ты сердечно относился к общине монахов, так же и теперь сердечно отнесись к ним.

Брахма распознал мысли Будды и послал свою волшебную эманацию в мир людей, то есть проявился в мире людей. Он принял облик монаха, почтительно сложил ладони и тоже обратился к Будде с такими словами:

 Почтенный, как прежде ты сердечно относился к общине монахов, так же и теперь сердечно отнесись к ним.

Так людям из клана Шакьев вместе с Брахмой удалось убедить Будду такими словами. Тогда наставник Маудгальяяна позвал монахов. Он сказал им:

 Любезные, вставайте, берите свои верхние одежды и миски. Уговорили пробужденного люди из чатумского клана Шакьев и Брахма – Владыка Силы.

Монахи сказали:

Да, любезный, и пришли к Будде.

Тогда Пробужденный спросил Шарипутру, сидевшего возле него:

О чем ты думал, Шарипутра, когда я распустил общину?

Он сказал:

Я тогда подумал, почтенный: теперь Пробужденный будет беззаботно пребывать в счастливом состоянии уже в этой жизни, и мы тоже».

То есть Шарипутра подумал, что теперь у Будды не будет беспокойства и он будет наслаждаться своим абсолютным состоянием. Он также подумал, что и они не будут иметь беспокойств, поскольку у них не будет нужды возиться с этими новичками – шумными и суетливыми монахами, которые не контролируют свой ум. То есть он обрадовался. Можно сказать, что у него явно были склонности к практике хинаянского отрицания.

«Но Будда сказал:

– Остерегайся, Шарипутра, таких мыслей. Тебе не следует впредь так думать.

Тогда Будда позвал Маудгальяяну и спросил:

– А о чем ты думал, Маудгальяяна, когда я распустил общину?

Тот сказал:

Я думал, что теперь Будда будет беззаботно пребывать в счастливом самадхи уже в этой жизни, а мы с Шарипутрой будем опекать общину.

Будда сказал:

Хорошо. Или я могу опекать общину, или вы – Шарипутра и Маудгальяяна.

Затем Будда обратился к монахам. Он сказал так:

Есть, о монахи, четыре опасности, которых следует остерегаться тому, кто входит в воду. Это опасность от волн, от крокодилов, от водоворотов и от гавиалов. Также, о монахи, есть четыре опасности, которых следует остерегаться тому, кто, последовав учению, наставлению, принял постриг и ушел из дома в бездомность. Вот они: опасность от волн, от крокодилов, от водоворотов и от гавиалов».

И далее он описывает, что такое «опасность от волн».

«Уходит некий отпрыск известного рода из набожной семьи, из дома в монашеское житие, принимает постриг и думает: «Вот выбрался я, одолеваемый кармическими тяготами, из колеса рождений и смерти, печали, страданий, боли, уныния, отчаяния, старости, выбрался, и видится уже конец всему этому множеству тягот. И такого новоиспеченного монаха его товарищи по брахманской жизни начинают учить и наставлять: подходить надо так-то, отходить надо так-то, смотреть надо так-то, сгибаться надо так-то, выпрямляться надо так-то, постель, верхнюю одежду, миску содержать так-то. Этот человек думает: «Пока я жил в доме, я сам других учил и наставлял. Они мне в сыновья и даже во внуки годятся, но думают, что могут меня учить». И тогда он оставляет ученичество и возвращается к худшему. Опасностью от волн, о монахи, называется гнев и возмущение».

Это первая опасность, от которой Будда предостерегает того, кто принимает монашеский постриг.

А что такое «опасность от крокодилов»?

«Уходит некий отпрыск известного рода из набожной семьи, из дома в бездомность и монашество, принимает постриг и думает: «Вот выбрался я из рождений, старости, смерти, страданий, боли, уныния и отчаяния сансары, я преодолел тяготы, и уже видится быстрый конец всем моим страданиям. Скоро и освобождение будет. И такого монаха товарищи по брахманской жизни начинают учить и наставлять: эту твердую пищу можно есть, эту твердую пищу есть нельзя; это питье тебе можно пить, а это питье тебе пить нельзя; разрешенную пищу и питье можно употреблять, а это – нельзя; в такое-то время можно такую-то пищу есть и т.д. И он начинает думать: «Пока я жил в доме, я ел и пил что хотел и когда хотел. Я ел и разрешенное, и неразрешенное. Верующие миряне подают мне прекрасную еду днем, а не в определенное вовремя, а эти монахи мне, похоже, рот затыкают». И тогда он оставляет ученичество и возвращается к худшему. Это, монахи, называется: испугался человек крокодилов, оставил ученичество и вернулся к худшему. Опасностью от крокодилов, монахи, называется привязанность чревоугодия».

А что такое «опасность водоворотов»?

«Уходит некий отпрыск из набожной семьи и думает: «Стал монахом и вот выбрался я из колеса рождений и смерти, страданий, печали, сансары, и уже скоро видится освобождение». Такой монах встает рано утром, надевает верхнюю одежду, берет в руку миску, идет за подаянием в деревню или на рынок, не оберегая тело, не оберегая речь, не установившись в памятовании, не обуздав органы чувств. Видит он там хозяина дома или сына хозяина дома, который удовлетворяет и тешит свои чувства пятью усладами. И тогда он начинает думать: «Пока я жил дома, я ведь тоже удовлетворял и тешил все свои чувства пятью видами наслаждений. Можно и наслаждаться, и творить благие дела». Оставляет он ученичество и возвращается к худшему. Это, о монахи, называется: испугался человек водоворотов, оставил ученичество и вернулся к худшему. Водоворотами, о монахи, называются чувственные услады».

А что такое «опасность от гавиалов»?

«Уходит некий отпрыск из набожной семьи и также думает: «Выбрался я из рождений, старости, смерти, боли, отчаяния, и видится уже скоро освобождение от сансары». И он встает так же рано поутру, надевает одежду, берет миску и идет за подаянием, не обуздав органов чувств, не оберегая речь, не установившись в памятовании. Видит он там женщину, плохо прикрытую. От вида этой полуодетой женщины страсть сотрясает его мысли, и он оставляет ученичество и возвращается к худшему. Это, монахи, называется: испугался человек, оставил ученичество и вернулся к худшему. Это именуется «опасность от гавиала».

Таковы, о монахи, четыре опасности, которых следует остерегаться тому, кто последовал этому наставлению, принял постриг и ушел из дому в монастырь.

Так сказал Блаженный. Монахи восхищенно восприняли сказанное им».

Итак, эта сутра «Чатумская» была прочитана именно по поводу осознанности.

Жизнь монаха – это оберегание тела, оберегание речи, установление в памятовании, обуздание органов чувств. Вы должны знать все правила этикета и принципы взаимоотношений, принятые в монастыре, чтобы ими постоянно руководствоваться, а не поступать в соответствии со своими желаниями. Например, если этикет говорит, что монах действует так-то в такой-то ситуации, то так и следует поступать. Если же вы видите, что правила трактуются противоречиво, поэтому могут возникать сложности, вам надо прояснять этот вопрос у старших монахов. Однако вы должны знать: мы живем по правилам. На уровне поведения правило выше, чем вы. Правило – это тапас, правило – это обет, правило – это дисциплина.

Есть разные категории практикующих: миряне, отшельники, монахи, авадхуты. Миряне живут дома, отшельники отдельно от других (в монастыре либо где-нибудь у себя в кельях), монахи в монастыре, авадхуты там, где ветер покажет. Среди монахов есть также разные категории: брахмачарьи, послушники, монахи сутры, монахи тантры и монахи ануттара-тантры (последние относятся к авадхутам). Каждый должен знать свои обязанности, обеты, правила и предписания, уважать их и следовать им. Это принцип монашества.

Когда у вас есть дисциплина вовне, то привычка к внутренней самодисциплине также зарождается. Следовать правилам – это не значит быть ими связанным, быть в ограничениях. Напротив, это сознательное состояние вне ограничений, когда определенный тапас или аскезу вы практикуете как практику. Именно в этом смысле мы говорим о том, что следует уважать правила.

Благодаря правилам, вы можете постоянно быть в осознанности. Правила монашеского этикета, винаи или самаи подобны вызову нашей обусловленности. Ты хочешь делать так, а тебе говорят, что по правилам надо делать по-другому! И тогда у тебя сразу возникает выбор: то ли делать по-своему, то ли по правилам. И в процессе этого выбора возникает отрешение от своего, потому что, пока от всего своего не отрешишься, никогда не придешь к истинному пониманию.

Не следует быть захваченным правилами, но, если живешь в монастыре, их надо безоговорочно уважать. Если правилом предписано этого монаха воспринимать старшим, то вы его так и воспринимайте, не думая: «А он в три раза младше меня», или «А, может, у меня кумбхака больше». А какая разница? Примите это как практику, как тапас. Например, глядя на глиняное изображение Матсиендранатха, вы же не думаете: «Так это же просто кусок глины». Вы ему кланяетесь, и это вызывает в вас благоговение. И когда вы имеете такое отношение, этот кусок глины становится чем-то большим – он становится мурти, то есть изображением божества, вторичной причины, раскрывающей более глубокое состояние. Таким же образом следует поступать и в отношении монашеских принципов. Будучи в монастыре, нельзя пренебрегать монашескими принципами, потому что тогда вы вступите в противоречие со всей мандалой, поэтому вам будет трудно заниматься практикой.

В уровне видения правил не существует, а есть только осознавание. В медитации правилом является присутствие и поддержание осознанности. В видении правилом является Брахман. В поведении же существуют правила для мирян, правила для послушников и монахов, правила для других категорий (отшельников и авадхутов). В начале правила кажутся внешними, затем мы видим, что правила это способ жить безупречно. Для подлинного практика любые правила перестают быть внешними, они исходят изнутри как его собственная безупречность. Уважающий себя монах блюдет правила из собственной безупречности, а не потому, что они записаны или их надо выполнять ради других. Это нечто естественное для него. Тому, кто не знает безупречность в контролировании сексуальной энергии, говорится: «Соблюдай правила брахмачарьи, а если допустишь нарушение – раскайся и возьми эпитимию». Но тот, кто имеет чистые нади и глубокое осознавание, понимает, что беречь каналы и прану – это естественно. Тот, кто контролирует свой ум, находится в присутствии, естественно будет гармоничным, он будет понимать тех, кто выше и ниже, соблюдать правила речи. Только когда нет осознавания, нужны внешние предписания, которые следует запомнить.

Итак, от внешнего правила (винаи) мы двигаемся дальше, вглубь, к самае. Самая это, можно сказать, правило внутреннего Духа. Монашество строится на соблюдении принципа самаи и правил винаи. Без их соблюдения трудно удержаться в монашестве. Быть в монашестве, идти к освобождению – это подобно тому, как скакать на необъезженном жеребце: чуть ты зазевался – он взбрыкнул и выбросил тебя из седла. Можно сказать, что наши праны и наши кармы – это необъезженный жеребец. Но мало удержаться в седле, надо еще правильно направить его и доскакать до финиша.

Если вы понимаете это, ваша монашеская жизнь с первого дня и на протяжении всех последующих лет практики будет гармоничной и счастливой. Все достижения придут своим чередом.

СловарьА
Термины загружаются...
Свернуть