23.12.2005
Мы начинаем цикл лекций по практике йоги иллюзорного тела, который, возможно, закончится посвящением в практику.
В отличие от пяти разделов учения лайя-йоги, йога иллюзорного тела является не главным разделом учения, а дополнительным, второстепенным. Тем не менее этот раздел достаточно важный для понимания природы практики, и он также связан с другими разделами.
Если говорить кратко, то йога иллюзорного тела заключается в том, что человек при жизни силой своей визуализации создает другое, иллюзорное тело на тонком уровне. Упражняясь в своей визуализации, он настолько достигает в нем совершенства, что со временем может переносить сознание в это иллюзорное тело и даже жить в нем.
Это подобно тому, как искусный мастер по отливке металлических изделий создает форму-матрицу и заливает затем ее расплавленным оловом, свинцом или бронзой. Когда заливка затвердевает, он вытаскивает ее из матрицы-формы; форма выбрасывается, а сама заливка остается.
Таким же образом, успешный практик йоги иллюзорного тела со временем создает тонкое иллюзорное тело, которое является бессмертным, в котором он может жить вечно. И даже после смерти физической оболочки он может существовать в форме иллюзорного тела в различных духовных областях. Для других он кажется умершим, покинувшим оболочку, но на самом деле он живет в созданном им заранее тонком иллюзорном теле.
Кто-то может сказать: «Но тонкое тело есть у всех (у смертных и сиддхов), даже если его не создаешь». Это так. Но мы говорим не просто о тонком теле, а именно о тонком просветленном теле, созданном не из загрязненных кармических энергий, а из чистых пран мудрости. Это тонкое тело освобождено в отличие от тонкого тела обычного человека; оно просветлено и содержит энергию ясного света.
Сейчас в мире людей новые технологии развиваются достаточно быстро. То, что раньше было фантастикой, сейчас становится вполне реальными вещами. Например, совершенно серьезно обсуждается вопрос достижения цифрового бессмертия, то есть создание электронной копии человека, которую можно поместить в компьютер, чтобы она жила в компьютерных сетях. Это действительно возможно. Если происходит оцифровка нейронных сетей головного мозга, считываются данные физического тела, записывается память, интеллект, привычки, накопленные подсознательные данные, то можно создать электронную копию человека, которая будет помещена в компьютер. Такие электронные копии уже существуют. Одна из них – электронная копия Джона Леннона, которая отвечает на вопросы в реальном времени. Другая электронная копия – это артист и диктор на японском телевидении. Третья – это так называемый проект «Маугли», когда была произведена оцифровка мозга и тела умершего младенца. Теперь родители имеют электронного младенца вместо физического. Он постоянно развивается, но живет в компьютере (этот проект считается засекреченным, им занимается большой штат ученых).
Его Святейшество Далай Лама как-то в частном интервью сказал, что принципиально нет никаких препятствий, чтобы перенести сознание человека в компьютер.
С оцифровкой и созданием электронной копии человека люди, занимающиеся хай-тек технологиями, связывают бессмертие – вожделенную цель человечества, которая до сих пор не достигнута. Чтобы создать электронную копию человека, планируется выделять миллиарды долларов. Но это только самое начало, разумеется, потому что в электронную копию еще нужно научиться помещать тонкое тело (сознание). Без тонкого тела она будет просто живой фотографией, она, конечно, не будет человеком.
Я привел этот пример с оцифровкой человека, чтобы вы поняли принцип иллюзорного тела. Можно сказать, что иллюзорное тело – это электронная копия, которую вы создаете внутри себя без компьютеров и миллиардов долларов, а просто силой своей медитации по правилам древних тантр. По тем же принципам вы ее создаете на более тонком уровне, чтобы в будущем жить с ней неограниченно долго. Именно так следует понимать практику иллюзорного тела.
Существует много различных текстов по йоге иллюзорного тела. Говорится, что вначале йогин должен выполнить все предварительные практики, такие как медитация на непостоянстве, страданиях сансары, сострадании, отречении; он должен исследовать природу Ума, чтобы приступать к более продвинутым практикам. На самом деле мы должны очень хорошо потренироваться и поработать над собой, чтобы иметь качества, необходимые для практикующего.
Например, как-то одна женщина, посетив десятидневный ритрит, сказала: «Я получила то, что хотела, теперь я удовлетворена». Я подумал: «Может быть, то, что хотела, ты и получила, но я бы не сказал, что ты получила то, что нужно. Этого очень мало». Это подобно тому, как ты пришел к тренеру по боевым искусствам, чтобы стать мастером черного пояса, надел кимоно, сделал несколько пробежек и сказал: «Ну что ж, в общем-то, я удовлетворен собой». Тренер говорит ему: «Ну, молодец, я рад за тебя. Но ты не из тех, кто получит хоть какой-то пояс, потому что для этого нужно много тренироваться, зарабатывая его потом и кровью». Или это подобно тому, как человек захотел стать великим гроссмейстером, наподобие Карпова или Каспарова, изучил, как ходят фигуры, и сказал: «В общем, я очень доволен собой! Я изучил шахматное искусство». Таким же образом и мы должны понимать, что нам необходимо затратить очень много времени на обучение и духовные практики.
Итак, что является базовыми (предварительными) практиками?
Одной из практик является понимание закона кармы (закона причин и следствий), когда мы размышляем над четырьмя осознанностями.
Говорится:
«Как ржавчина, рожденная железом, его же и съедает, так и тот, кто не вникает правильно в свои поступки, сам создает себе дурной удел. И хотя проступки нас, конечно, сразу, словно меч, не разрубают, но они определяют участь, что нас ждет в других перерождениях, а удел, который созревает из-за тех проступков, заставит испытать нас жар различных видов, и мы узнаем о нем только после смерти».
Хотя мы стараемся не запятнаться неправильными поступками и мыслями, но если мы допускаем их по неосмотрительности из-за клеш, то их нельзя оставлять без внимания. В этом смысл памятования о законе кармы. Под неправильными поступками мы не имеем в виду именно какие-то греховные проступки или создание в себе комплекса вины. Под ними мы имеем в виду, прежде всего, клеши, которые проявляются в бессознательном состоянии.
Говорится, что нельзя их оставлять без внимания, что это не то, с чем можно монаху мириться. Если у вас проявляется гнев, неприязнь, зависть, жадность, а вы думаете, что это вполне нормально, то есть миритесь с этим, не объявляете это положение таким, что с ним надо что-то делать, то со временем это обязательно принесет вам проблемы. Чтобы этого не произошло, обязательно необходимо прилагать усилия для исправления.
Если проявляются какие-то бессознательные моменты в поведении, в речи или в мыслях, а человек с этим мирится, то это означает, что он допускает серьезные промахи. Несмотря на обилие высоких учений, он действительно испытывает какие-то серьезные трудности в духовной практике. Часто, если такие промахи накапливаются, они могут быть причиной серьезного духовного падения.
Итак, говорится, что существуют способы исправления такого падения. Говоря про духовное падение, я не имею в виду, что человек совершает что-то аморальное, скверное. Это слишком просто для опытного практика, он никогда не попадается в такие вещи. Под духовным падением я имею в виду тонкий уровень, который вы даже можете не замечать, но он тем не менее словно сорняк разрастается на уровне тонкого тела.
Например, вы впадаете в хроническую неудовлетворенность, у вас очень критическое сознание, в вас словно входит мара и медленно (но верно) заставляет видеть все в нечистом свете. И со временем такое видение у вас закрепляется. Внешне вы вроде бы остаетесь практикующим, а внутри ваш ум уже все время идет за этим марой.
Либо вы входите в противоречие с каким-то самайным принципом. И тогда вы вроде бы и практикуете, но душа разъедается, подобно ржавчине, коррозии металла на автомобиле. Это происходит незаметно, но со временем это становится большой проблемой, когда уже нужен какой-то ремонт. Опытный монах себе такого не позволяет, он в себе обязательно это сразу замечает.
У другого это не нечистое видение, а тенденция к компромиссу, слабая вера. Вроде бы он делает асаны, изучает учение, а внутри него аморфное сознание, то есть для него, что заниматься духовной практикой, что реализовывать какие-то мирские цели, по сути – это одно и то же. Причем он даже не понимает, что это не нормальное состояние.
Третий способ – это когда происходит разрыв с самаями учения, то есть человек создает какую-то собственную интерпретацию учения, которая часто уходит очень далеко и не имеет ничего общего с подлинной практикой, и следует этой интерпретации. У него о созерцании и о разных практиках есть какие-то собственные представлениях. В результате его дхарма и Дхарма сиддхов, о которой говорится, – это две большие разницы. И таким образом он тоже незаметно входит в большое непонимание.
Также могут быть обычные клеши, которые всплывают не сразу, а постепенно, по мере очищения подсознания, например гордыня или, наоборот, необоснованное чувство вины.
Все эти отклонения называются анардхи, то есть нежелательные состояния, которые растут параллельно с духовной практикой. И здесь описываются силы, которые позволяют монаху все их пресекать. Если мы практикуем высшую Дхарму недвойственности и считаем, что самое главное для нас – осознавание, что осознавание все выправит, то это не совсем так. Осознавание действительно все выправляет, если правильно применяется. Но в том-то и дело, что быть в подлинном осознавании могут только настоящие мастера-созерцатели. Для многих же осознавание пока еще является чем-то понятым лишь ментально, интеллектуально. И такое осознавание, конечно, выправит далеко не все. Поэтому здесь и приводятся способы исправления таких состояний.
Первый из способов – многократное покаяние в неблагих деяниях, совершенных с безначального времени. Когда вы выполняете коллективное раскаяние, или самскара-шуддхи (пересмотр каких-то нечистых состояний), это и есть такое покаяние. Покаяние означает, что мы возвращаемся в свое старое прошлое и анализируем старые ошибки, какие-то бессознательные состояния, пытаясь привнести туда свет. Это подобно глубокому психоанализу. Когда мы на тонком уровне меняем в своем подсознании различные данные, мы стираем старые ошибки. Правильное покаяние освобождает от диктата подсознательных впечатлений. Это подобно тому, как пациент, у которого есть какие-то психологические комплексы, проблемы или фобии, приходит к психоаналитику и проходит сеанс психоанализа. После этого его фобии исчезают, психосоматика восстанавливается, болезни отступают.
Второй способ – обращение к священным сутрам, многократное и длительное по времени чтение их, запоминание, памятование смысла. Даже если вы имеете какие-то ошибки, то постоянное чтение сутр, сравнение своего понимания с ними, проникновение в тексты со временем приводит к тому, что они исправляются, потому что сознание меняется.
Третий способ – вера в естественное состояние, постижение сущности, пустотности и ясного света, убежденность, что природа Ума изначально чиста, а загрязнения случайны. Для нас это и есть самый главный способ устранять ошибки и отклонения. Однако, как я уже говорил, таким образом может исправлять ошибки только тот, кто уже достаточно глубоко ознакомлен с природой Ума. Вера в естественное состояние означает, что вы действительно открыли его «вкус». У вас настолько большая приверженность естественному состоянию, что, даже встретившись с марой, вы не утратите этой приверженности, а сможете устранить препятствия ее силой. Например, когда возникают какие-либо препятствия, вы не даете двойственному состоянию захватить вас, а интегрируете и рассеиваете эти препятствия.
Четвертый способ – начитывание мантры. Иногда, если есть какие-то омраченные состояния, йогин начитывает мантры. Например, заново прочитывает сто тысяч раз мантру «ОМ». Какова сила действия мантры? Мантра – это вибрация, и если мантра читается правильно, то эта вибрация приводит в резонанс тонкое тело и очищает каналы. Мантра – это как бы семя, которое связывает нас с высшими мирами и открывает целую локу, или тоннель реальности, связанный с божеством, сиддхами или аспектом Абсолюта. Поэтому даже если человек не знает значения мантры, но правильно ее повторяет, он может открыть такое кармическое видение.
Каковы признаки того, что такое очищение происходит?
«В сновидениях ты видишь, будто изрыгаешь плохую пищу, пьешь и изрыгаешь простоквашу (молоко), видишь солнце и луну, летаешь, горишь в огне, одолеваешь буйвола или черного человека, видишь общину монахов и монахинь; снится дерево, содержащее нектар или молоко бессмертия; снится слон, бык-вожак, гора, львиный трон; залезаешь на крышу дворца или слушаешь Дхарму».
Это то же самое, что и восстановление самай. Когда возникают какие-то нечистые состояния и вы применили средство противоядия, это всегда сопровождается благоприятными признаками в сновидениях.
Обычно есть классический набор благоприятных признаков, который называется аштамангала, или восемь благоприятных признаков. Эти восемь благоприятных признаков есть на мандале в книге «Сияние драгоценных тайн лайя-йоги».
Каковы другие способы очищения? Изготовление священных образов (скульптур, статуй, икон и т.д.; совершение различных подношений монахам, святым, монастырям или божествам; прибегание к именам, то есть слушание и хранение в памяти имен Пробужденных. Прибегание к именам – это то, что мы практикуем каждый вечер. Это очень важная практика Гуру-йоги, когда мы повторяем: «Шри Гуру Матсиендранатх Ки Джей, махасиддха Горакшанатх Ки Джей». То есть мы прибегаем к именам, мы устанавливаем через имена духовную связь с сиддхами.
Наконец, еще один способ – это твердое намерение не совершать неблагих деяний. Считается, что сила такого намерения уничтожает все совершенные в прошлом неблагие деяния, в том числе убийства, клеши, проступки против Дхармы и побуждение других совершать какие-то скверные вещи, а также радость при виде их совершения.
Раскаяние в некоторых монастырях проходит так, что страж Дхармы спрашивает: «Зарекся ли на будущее?», а монах отвечает: «Да». То есть подразумевается, что исповедь или раскаяние без искреннего обещания не совершать этого в будущем, – это всего лишь слова.
Следующий способ – это культивирование преданности, принятие Прибежища вновь и вновь, зарождение устремленности к пробуждению. Это означает, что, читая мантру Прибежища или реализуя в практике принцип Гуру-йоги, вы каждый день заново восстанавливаете духовную самайную связь с Прибежищем. У нас это больше обозначается принципом Гуру-йоги.
Когда вы таким образом практикуете, старые кармы, которые сознательно очищены вами, подавлены или самоосвобождены, в будущем не произведут плодов, даже если для их проявления будут благоприятные условия.
Есть история о царе Вирьядатте, называемая «Царь самадхи». Этот царь совершил убийство одного садху, но затем, раскаиваясь, построил ступу, совершил великое подношение и 950 миллиардов лет ежедневно трижды исповедовался в грехах, соблюдал нравственность. Но после смерти он переродился в аду непрерывного мучения и в течение 62 кальп испытывал выдавливание глаз и другие страдания.
Итак, когда мы понимаем принцип правильного мышления и правильного очищения, создана хорошая основа для дальнейшей духовной практики. Это означает, что у вас уже есть база из духовной чистоты. Если у вас не создана такая духовная база, даже сложные эзотерические практики, такие как иллюзорное тело, работа с санкальпой, не дадут никакого эффекта. Это подобно тому, как если ваш сосуд загрязнен, а вы туда наливаете воду, вода все равно будет грязной.
Даже если монах практикует три года, шесть лет, это не означает, что он уже обрел духовную чистоту. На самом деле через три года могут только начать возникать действительно серьезные духовные испытания, когда внутренние демоны, более утонченные и более хитрые, «вылезут» на поверхность. Монах – это, можно сказать, духовный воин, который всегда находится настороже, не позволяя этим внутренним демонам овладевать им.
Если же у вас нет духовной чистоты и святого сознания, даже самые сложные эзотерические практики не помогут. Это подобно тому, как даже если ребенку дать автомобиль со спутниковой связью, автоматической коробкой передач и прочим, он не сумеет даже тронуться с места, даже завести машину.
Мы обычно акцентируем внимание не на очищении, а на чистом видении. Духовная чистота и чистое видение – это одно и то же. Многие просто не совсем понимают, что такое чистое видение. Они думают, будто бы надо представлять что-то, визуализировать, создавать в уме. Но я бы сказал, что чистое видение имеет другой аспект: это внутренняя духовная чистота, когда ты не миришься со своими нечистыми проявлениями, а работаешь с ними. Испытывать чувство вины, если что-либо проявляется нечисто, тоже неправильно, это тоже разновидность духовной нечистоты. Если вы испытываете чувство вины, это делает вас еще более закомплексованными. Мы говорим, что не надо испытывать чувство вины, а надо просто работать со всеми нечистыми состояниями. И лучший способ в данном случае – это самоосвобождать их через практику созерцательного присутствия и упражнения в чистом видении. А если это по какой-то причине пока получается, следует применять те рекомендации, которые мы только что перечислили.
Иногда во время служения возникают какие-то вопросы, вы допускаете нечистоту и продолжаете делать служение. Но оправдано ли это? Вы добились чего-то, а чистоту потеряли. И кому это нужно? Иногда вы выигрываете что-то в эгоистичном плане, то есть, выражаясь фигурально, одеяло немного перетянули на себя. А какой ценой? Ведь чистоту вы при этом потеряли. Иногда вы показываете себя перед другими в лучшем свете, чем есть на самом деле. Ну, сделали вы это для других, но ведь внутри при этом была упущена чистота. Иногда вы тешите свою гордость, высокомерно, самодовольно обсуждая недостатки других. Ну, получили вы небольшую радость от этого. А результат? Разве ваша собственная чистота при этом не уменьшилась?
Когда мы практикуем в монастыре, мы особое внимание уделяем чистоте. Чистота – это также самая, Гуру-йога и чистое видение. С годами такая чистота не должна рассеиваться, напротив, она должна накапливаться. Есть те, кто точно поняли этот принцип и меняют свое сознание, но есть также и те, кто его еще пока не прояснили. Только на основе такой чистоты возможно подлинное созерцание. Если у вас есть чистота, у вас никогда не возникнет никаких проблем, потому что ваша собственная чистота будет вам позволять быть в гармонии, быть внимательным, содержать в чистоте энергетические каналы и применять все методы учения.
Что такое духовная чистота? Это пребывание в возвышенном состоянии, на уровне возвышенных вибраций. Можно сказать, что это также бхава, божественная гордость. Когда такая основа создана, правомерно говорить о практике иллюзорного тела. Если же допускается нечистота, это сильно оскверняет и затрудняет духовную практику йогина.
Текст:
«Когда обретена нужная степень чистоты, йогин далее напоминает себе, что в йоге иллюзорного тела он стремится к обретению величественного и божественного тела, состоянию пробуждения на благо всех живых существ».
Когда обретена духовная чистота, далее йогин должен обрести понимание цели своей духовной практики. Кроме личных целей, у нас обязательно должны быть сверхличные цели. Эти сверхличные цели – это принцип сострадания, помощи всем живым существам и проведение вселенских энергий просветления (Ануграха-шакти).
Другими словами, когда вы занимаетесь чем-либо – такими вещами как служение и собственное самосовершенствование, у вас должен быть высший смысл вашей деятельности: «Я не просто убираю снег, готовлю прасад или печатаю книги, а я подключен к каким-то высшим вселенским энергиям. Я взаимодействую с ними, открываюсь им, служу им, потому что считаю эти вселенские энергии очень важными». Когда у вас есть такое понимание, это означает зарождение бодхичитты, то есть установление связи с Ануграха-шакти в нашей терминологии. Другими словами, монашество – это не только ваше личное дело, это коллективный вклад в проведение этих энергий. Это подобно тому, как есть один коллектив, который ставит перед собой великую цель, но каждый в отдельности имеет в нем свое место.
Таковы предварительные практики йоги иллюзорного тела.