22.12.2005
Мы продолжаем отрывок из «Махабхараты» о том, как боги добыли амриту.
Мы вчера говорили, как Дурваса Муни, посещая собрание правителей, получил от них в подарок гирлянду. Затем, когда он возвращался в мир небожителей, он посчитал, что самым достойным является Индра и подарил ему эту гирлянду. Индра передал ее своим помощникам, и в результате гирлянда оказалась на одном из парадных слонов. А когда по какой-то случайности Дурваса Муни вернулся, он увидел, что слон играет с гирляндой. Дурваса Муни от этого пришел в ярость, посчитав, что Индра совершенно не уважает его как святого мудреца, коль он так отнесся к подарку. И тогда он проклял всех богов, чтобы они потеряли всю свою духовную силу.
Кто-то может подумать: «Как мог совершенный мудрец прийти в ярость?» Однако на самом деле его ярость была трансцендентной игрой. По сути, это было запланировано им самим, чтобы запустить процесс изменения мерности вселенной с помощью богов и асуров, то есть это была тонкая лила, которую он спровоцировал этим проклятьем.
Боги, потрясенные тем, что их проклял сиддх, который обладал колоссальной духовной мощью (а это была всего лишь одна из его иллюзорных проекций), решили снова восстановить баланс. Для этого они собрались на совет на горе Меру.
Текст:
«Теперь поведем стародавние были,
Расскажем, как амриту боги добыли.
Есть в мире гора крутохолмная Меру,
Нельзя ей найти ни сравненье, ни меру.
В надмирной красе, в недоступном пространстве
Сверкает она в золотистом убранстве.
Блистанием солнца горят ее главы,
Живут на ней звери, цветут на ней травы.
Там древо соседствует с лиственным древом,
Там птицы звенят многозвучным напевом.
Повсюду озера и светлые реки,
Кто грешен – горы не достигнет вовеки,
Презревшие совесть, забывшие веру
И в мыслях своих не взберутся на Меру!
Одета вершина ее жемчугами,
Сокрыта вершина ее облаками.
На этой вершине, в жемчужном чертоге,
Уселись однажды небесные боги».
Что такое Меру? Это, разумеется, не физическая гора, скорее, это ось мира нашего кармического коллективного тоннеля реальности. Она тождественна центральному каналу. Можно сказать, что центральный канал в нашем теле является проекцией этой оси мира – горы Меру. И в зависимости от локи и кармического видения Меру видится по-разному. В высших измерениях она видится как столб света, где мерность в пространстве и времени схлопываются. В более низких измерениях она видится как центр Чистых Земель, вокруг которых группируется семейство богов.
Почему мы изучаем древние мифы? Ведь кто-то может подумать: «Достаточно только медитировать». Но это следует рассматривать именно как практику очищения своего прошлого, которое хранится в подсознании, и его узнавания, потому что прошлое, настоящее и будущее на самом деле не являются чем-то разрозненным. Если мы меняем наше прошлое, то и наше настоящее меняется. Если мы имеем в биографии коммунистическое прошлое, эти отождествления еще очень долго будут жить внутри нас в виде подсознательной памяти, даже когда мы практикуем. Но если мы восстанавливаем связь времен, зная, что мы являемся потомками богов, что наше прошлое – это нечто очень глобальное и величественное, с чем мы имеем связь благодаря линии передачи, то, разумеется, и в настоящем наша идентификация очищается.
Размышления над пуранами и древними мифами дают возможность совершенно по-другому взглянуть на реальность, зародить чистое видение и божественную гордость.
Текст:
«На этой вершине, в жемчужном чертоге,
Уселись однажды небесные боги.
Беседу о важном вели они деле:
Напиток бессмертья добыть захотели.
Нараяна молвил: «Начнем неустанно
Сбивать многоводный простор океана,
Пусть боги и демоны, движимы к благу,
Как сливки, собьют океанскую влагу».
Когда боги стали беспомощными, в это время случилась вторая проблема: царь асуров, Бали, объявил богам войну и двинулся на их божественный город Амаравати с огромной армией. Поскольку боги были ослаблены, потеряли сиддхи и бессмертие в результате проклятия, они должны были неизбежно потерпеть поражение.
На самом деле благословение или проклятие часто встречаются в духовном мире. Силой проклятия можно уничтожить целый тоннель реальности, силой благословения можно его открыть, если йогин пребывает в глубоком присутствии, поскольку в нефизических мирах действуют законы информации, и творящей силой является именно воля и информация.
Тогда боги отправились к Шиве и рассказали о том, какая с ними приключилась неудача. Шива сказал, что он не может отменить проклятие Дурвасы, потому что он сам и наделил его определенными полномочиями. Но на самом деле Шива понимал, какая лила разворачивается, просто не хотел ее раньше времени останавливать, хотя и мог это делать. Он отправил богов к Брахме. Но Брахма тоже отказался участвовать в этом под каким-то предлогом. Тогда они отправились в Вайкунтха-локу, где обитал Вишну, поскольку именно обязанностью Вишну было поддерживать баланс (равновесие) сил во вселенной.
Вишну был погружен в трансцендентальное самадхи, возлежа на тысячеголовом змее. Боги стали восхвалять и призывать его пением, произнося тысячи самых разных его имен. Тогда Вишну проявился и спросил: «Что вам нужно?» Боги рассказали ему о том, какие проблемы у них возникли. Вишну погрузился в медитацию и после этого сказал, что только определенная доля нектара бессмертия (амброзии, сливок Мирового Океана) может вернуть им прежние свойства.
Текст:
«Мы амриту, этот напиток волшебный,
Получим совместно с травою лечебной.
Давайте ж пахтать волну океана!» –
Нараяна молвил, вселенский охрана.
Есть в мире гора, над горами царица.
С ее высотою ничто не сравнится.
На Мандаре птицы живут и растенья,
На Мандаре – диких животных владенья.
Ее оглашает напев стоголосый,
Зубчатым венцом украшают утесы.
И вырвать хотели в начальную пору
Небесные боги великую гору».
Что означает «пахтать мировой океан»? Мировой океан – это, можно сказать, первозданная энергия хаоса в непроявленном состоянии. Риши говорили и описывали эту историю терминами людей нескольких тысяч лет назад. «Пахтать молочный океан, чтобы получить сливки» – это было нормально для того времени. Если бы они сейчас писали, они бы сказали что-то наподобие такого: «Они пытались изменить мерность определенного тоннеля реальности во вселенной, чтобы установить новые параметры, законы и константы». И поскольку нужно было это пространство как бы взболтать, для этой цели они взяли то, что здесь называется гора Мандара. Одним богам ее было поднять не под силу, поэтому Вишну попросил Индру заключить перемирие с асурами, пообещав им равную долю амброзии. Индра усомнился, стоит ли с асурами делиться амброзией, потому что в таком случае они также обретут большую духовную силу и могут одолеть богов. Но Вишну сказал, чтобы Индра об этом не беспокоился. Тогда боги и асуры заключили договор, вырвали Мандару и опустили ее в первозданный вселенский океан.
Текст:
«Чтоб Мандарой гордой сбивать неустанно
Безмерную синюю ширь океана.
Но гору не вырвали, как ни трудились.
К Нараяне, к вечному Брахме явились:
«Хотя домогаемся амриты чудной,
Одни мы с работой не справимся трудной».
Всесущие боги, к добру тяготея,
Тут кликнули Шешу, могучего змея.
И встал он, и вырвал он гору из лона
С цветами, зверями, травою зеленой.
Направились боги с горою великой
И речь повели с океаном-владыкой:
«Сбивать твою воду горою мы будем,
Мы амриту, влагу бессмертья, добудем».
Сказал океан: «Не страшусь я тревоги,
Но дайте мне амриты долю, о боги!»
И когда они начали соединять элемент земли с элементом пространства, им пришлось договариваться с божествами-правителями этих элементов, поскольку без их поддержки им это не удалось бы. У элементов есть правящие стихийные духи и правящие силы, которые обладают большой духовной мощью.
Затем говорится, что боги схватили Васуки, огромного змея, который жил в одном из адов. И вокруг горы они обвязали его вместо веревки. Что это означает? Это означает, что они привлекли какого-то сильнейшего духа – элементала, правящего недрами, который мог приложить эту силу. Вишну предложил богам встать в головах этого змея, но асуры, будучи подозрительными по природе, подумали, что их обманывают. Тогда боги уступили им и встали в конце этого змея, а асуры встали вначале. В результате обжигающее дыхание, которое вылетало из пасти Васуки, ослабляло асуров.
Текст:
«Тогда-то к царю черепах, на котором
Стоит мирозданье, пришли с разговором
И боги, и демоны: «Сделай нам милость,
Чтоб эта гора на тебе утвердилась».
Тогда черепаха подставила спину,
Подняв и подножье горы, и вершину».
Говорится, что в процессе такого изменения пространства гора начала проваливаться в жидкое дно океана. То есть произошла какая-то дестабилизация элемента земли и элемента воды, и невозможно было удерживать процесс под контролем. Тогда Вишну вошел в самые низы грубых элементов и внедрил свое сознание в духов, правящих недрами – самыми плотными участками материи. Благодаря тому, что он начал их двигать силой своего намерения, эти плотные духи, правящие низшими участками материи, могли восстановить этот процесс. Поэтому часто говорят о Курма-аватаре – воплощении Вишну в форму первозданной вселенской черепахи. Это не означает, что это на самом деле черепаха. Это следует понимать, как дух, управляющий очень плотными процессами материи.
Текст:
«Могучие сделали гору мутовкой,
А Васуки, длинного змея, – веревкой.
И стали, желая воды животворной,
Сбивать океан, беспредельно-просторный.
Сбивали как масло хозяйки-подружки
Из сливок отменных сбивают в кадушке.
И стали совместно растягивать змея,
Конец у премудрых, у демонов – шея,
Вздымал его голову бог непрестанно
И вновь опускал в глубину океана.
Из пасти змеиной, шумя над волнами,
Взметались и ветры, и дымы, и пламя,
И делались дымы громадой летучей,
Обширной, пронизанной молнией, тучей.
На демонов, мучимых жаром жестоким,
Она низвергалась кипящим потоком,
Из горной вершины во время вращенья,
Как ливень, струились цветы и растенья».
Здесь говорится о процессе алхимической возгонки, трансмутации. После того как начали менять мерность пространства, соединять элементы, начали появляться знаки реализации. Это называется чатурдаса-ратнум, то есть четырнадцать драгоценных предметов. Можно сказать, что это различные тонкоматериальные объекты, обладающие колоссальной духовной силой. Символически они здесь называются Луна, дерево Париджата, слон Айравата, корова Сурабхи, Варуни (богиня вина с сосудом), апсары, белая лошадь, богиня Лакшми, морская раковина, булава, сокровище под названием Каустубху, а также Дханвантари (бог медицинской науки аюрведы) с сосудом, содержащим амброзию. Все эти знаки были распределены между Индрой, Вишну, Бали и семью риши.
Как только возник Дханвантари с сосудом нектара (амброзией), то есть с искомым продуктом алхимической возгонки, боги и асуры прекратили заниматься пахтанием океана и попытались взять этот нектар. Между ними началось соперничество по поводу того, кто присвоит этот нектар. И асурам удалось обманом присвоить его.
Текст:
«Из горной вершины во время вращенья,
Как ливень, струились цветы и растенья,
Сплетались цветы в вышине лепестками,
На светлых богов ниспадали венками.
Вращалась гора, обреченные смерти,
Тонули насильники вод в круговерти,
Земля сотрясалась, и влага, и воздух,
Валились деревья с пернатыми в гнездах,
И древо о древо, и камень о камень,
Столкнувшись, рождали неистовый пламень.
Как синее облако – молнийным жаром,
Он искрами прыскал, он мчался пожаром.
В том пламени гибли неправый и правый,
И хищные звери, и кроткие травы.
Но Индра, играя громами, с отвагой
Огонь погасил бурнохлещущей влагой.
Тогда в океан устремились глубокий
И трав, и деревьев душистые соки.
Вода в молоко превратилась сначала,
Затем благодатные соки впитала
И в сбитое масло затем превратилась, –
На время работа богов прекратилась.
Взмолились премудрые: «Дароподатель,
Смотри, как устали мы, Брахма-создатель!
Мы силы лишились, нам больно, обидно,
Что все еще амриты дивной не видно!»
Нараяне Брахма сказал первозданный:
«Дай силу свершающим труд неустанный».
В них силу вдохнул небожитель безгневный,
И месяц возник, словно друг задушевный.
Излил он лучи над простором безбрежным,
Он светом зажегся прохладным и нежным.
Явилась богиня вина в океане,
Затем в белоснежном своем одеянье
Любви, красоты появилась богиня.
За чудной богиней, могуч, как твердыня,
Божественно белый скакун показался,
Рожденный из пены, он пены касался.
Явился врачующий бог, поднимая
Сосуд: это амрита – влага живая!»