12.10.2005
Что в нашем учении означает реализация тонких просветленных тел?
Обычно мы говорим о том, что плодом учения является реализация трех тел. Когда мы говорим об этом в общем, нам это представляется чем-то пока непонятным. А если вы поймете логику алхимической трансмутации на пути йоги, это становится вполне понятным.
Сначала мы обладаем грубым физическим телом из плоти и крови, так называемое стхула-деха, или анна-майя, то есть грубое тело. Термин «анна-майя» состоит из двух слов «анна» и «майя», то есть «анна» – означает «пища», а «майя» – «иллюзия». То есть другое значение этого термина – «оболочка», то, что покрывает. Другими словами, физическое тело – это пищевая оболочка. Грубое физическое тело из плоти и крови (стхула-деха) – это то, что мы имеем сейчас. На пути духовной алхимии мы стараемся превратить стхула-деха в йога-деха, то есть грубое, нечистое кармическое тело превратить в более чистое йогическое тело.
Что такое йога-деха? Это уже очищенное тело, в котором ветры функционируют правильно, в котором открыты чакры и пробуждена кундалини, которое легкое, не испытывает тамаса, болезней и каких-то сильных страданий. Это то, что хороший практик реализует в период от шести до десяти лет практики, он как бы усмиряет энергию своего тела, заменяя кармические ветры на праны мудрости.
Когда у вас йога-деха, вы чувствуете себя в физическом теле довольно комфортно, у вас повышенный иммунитет, у вас всегда высокая энергия, хороший аппетит, вы радостны, у вас мало мирских желаний. Вы просыпаетесь очень легко, словно и не спали почти, то есть вы как бы лежали и задумались о чем-либо, у вас были видения, а тело отдохнуло, вы встаете без тамаса. Вас не беспокоят ни желания, ни болезни, потому что ваша прана циркулирует гармонично.
И первое достижение, которое йогин реализовывает на физическом уровне, – это именно йога-деха, то есть нормальное тело йогина, благоприятное для практики. Но даже реализовать йога-деха не так-то просто, потому что, когда мы начинаем работать с каналами и ветрами, наступает так называемое «время боли» – так в учении кундалини-йоги называется первичный период продолжительностью четыре-шесть лет, когда выходят на поверхность все кармы, накопленные за много прошлых жизней, которые ранее дремали в наших чакрах. То есть в это время йогин иногда чувствует дисбаланс пран, иногда избыточное влияние лунного или солнечного каналов, иногда происходит принудительная чистка каналов или обострение каких-то карм в чакрах. Но когда он проходит «время боли», он обретает йога-деха.
Например, если у вас есть йога-деха, вы чувствуете прану других. Только сидя рядом с человеком, вы можете ощущать деятельность его чакр или чувствовать, что у него активизирована та или иная прана. Иногда во время общения с практикующими мирянами я чувствую восходящий ветер в области головы и неприятное движение, тогда я говорю: «У вас, уддана-вайю активизирована больше, чем нужно. Вы, очевидно, имеете лихорадочный интеллект». Они обычно отвечают: «Да, именно так и есть». То есть йога-деха достаточно чувствительна, если ваши нади очищены.
Далее мы йога-деха превращаем в сиддха-деха. То есть йога-деха имеет хороший монах, который успешно работает с шат-чакра-йогой, с кундалини-йогой, с различными физическими техниками и, разумеется, с созерцанием. Думать, что без созерцания можно реализовать йога-деха или сбалансировать элементы, конечно же, неправильно. Даже если вы делаете асаны, пранаямы и концентрируетесь на чакрах, но ваш ум при этом не уравновешен и у вас нет самоосвобождения, ваши элементы все равно не смогут быть идеально сбалансированными, потому что основой всех элементов является природа Ума, естественное состояние. Само по себе естественное состояние является лучшим балансом энергии, лучшим целителем и гармонизатором. Другое дело, что вначале мы не настолько мощны в своем созерцании, чтобы только созерцанием гармонизировать все.
Итак, следующее тело, которое обретает йогин – сиддха-деха. Сиддха-деха – это уже доведенное до совершенства в физическом теле. Оно описано в книгах. Например, в сиддха-деха капает нектар и насыщает чакры, в результате чего йогин переживает разные виды блаженства в теле. Эти блаженства видятся как свет в чакрах, разворачиваются в различные пространства и даруют различные виды мудрости. В сиддха-деха кундалини пробуждена, поднимается по сушумне. Концентрируясь на сахасрара-чакре, можно выходить из тела. В сиддха-деха йогин испытывает много астральных выходов. В сиддха-деха нет как таковых мирских желаний самих по себе, поскольку они сразу втягиваются в центральный канал.
Просто прикасаясь к чему-либо в сиддха-деха, йогин может считывать информацию с любого предмета, то есть у него всплывают образы, связанные с этим предметом, его тонкое тело считывает информационный слой на любом предмете. Сиддха-деха – это тело, обладающее иной мерностью, можно сказать, что оно не трехмерное, а более многомерное. В таком теле йогин слышит звуки нада, имеет различные видения, чувствует, как жидкий огонь движется у него по каналам.
Сиддха-деха реализовать не просто. Можно сказать, что уже тело, которое вообще не подвержено болезням или дисбалансам и становится бессмертным. Многие сиддхи, которые занимались алхимией, такие как Боганатар или Тирумулар, превращали свое физическое тело именно в сиддха-деха.
Существуют способы превращения своего тела в сиддха-деха, если, например, вы занимаетесь йогой и сочетаете ее с алхимией, то есть принимаете аюрведические таблетки и особые препараты, чем, в общем-то, и занимались Нагарджуна, Боганатар, Чарпатинатх. Однако традиционно считается, что приготавливать такие препараты нелегко, поскольку они связаны с духами, божественными существами.
Каково следующее тело? Следующее тело – это тело пранавы, состоящее из вибрации. Можно сказать, что это иллюзорное, психическое, тонкое тело, которое йогин реализует благодаря своей осознанности или визуализации. Даже если он не реализовал сиддха-деха, но реализовал пранава-деха, он в нем может полноценно жить в тонких мирах.
Например, если у вас есть осознанность в тонком теле в сновидении, ваше тонкое тело в сновидении преображено в божественное и вы в нем созерцаете ясный свет, это может служить примером принципа пранава-деха. Потому что пранава-деха всегда связано с божественным иллюзорным телом, состоящим из самой тонкой праны (вьяна-вайю), и обязательно соединено с принципом ясного света.
Наконец, следующее тело – джняна-деха. Джняна-деха – это принцип пустоты и света. Когда в медитации завершения или в медитации махашанти вы переживаете океан света и этот океан света признается, идентифицируется как своя сущность, сознание с ним полностью отождествляется, воспринимая его в полной недвойственности, это можно назвать состоянием джняна-деха. И если это тело не теряется в повседневности или ночью, то можно сказать, что йогин реализовал бессмертное тело мудрости. Например, в традиции дзен ничем другим не занимаются, только медитацией на тело мудрости.
Наконец, существует последнее, самое высокое тело, называемое дивья-деха. Можно сказать, что дивья-деха – это примерно тот уровень, который реализовал святой Рамалинга, когда о нем говорят: «Вошел во все тела и его творения». Это тело Бога. Собственно, это не какое-то локальное тело, это пребывание одновременно везде и во всем, это полное объединение с состоянием Абсолюта.
Тело света, о котором мы говорим, – это в нашей терминологии пранава-деха. Однако телом света реализация, конечно, не исчерпывается. Можно сказать, что реализация тела света – это просто определенный уровень достижения на пути духовной практики. В состоянии дивья-деха (то есть в реализации последнего тела) йогин может эманировать из себя сколько угодно иллюзорных тел. Он может проявлять себя в облике божества, человека, животного. Фактически в дивья-деха он ничем не ограничен. Он следует пути, спонтанно откликаясь различным событиям и вещам, и с ним происходят любые метаморфозы, которые только возможны.
Примерно таким образом происходит духовная алхимия на пути сиддхов.
Стать бессмертным – это значит обрести хотя бы одно из таких тел. А по мере практики вы приобретаете все больше осознанности и других тонких тел.
Например, я могу точно сказать, что у меня реализовано йога-деха. Это определить совершенно нетрудно. Я не могу сказать, что мое тело не из плоти и крови, а из света. Оно пока еще из плоти и крови, поэтому мой путь в отношении этого продолжается. Но я могу точно сказать, что я знаю, что такое джняна-деха, бессмертное тело мудрости и пустотности.
Какой бы практикой вы ни занимались, трансмутация на физическом уровне происходит так: вы обретаете сознание в новых измерениях, и постепенно это сознание становится вашим собственным телом.