Главная Паломничества Магазин
Поддержать

29.12.2004

Комментарий к тексту «Путь Божественного сознания»

Санкальпа-видья

Двойные санкальпы

Текст:

«Для практикующих в традиции Лайя-йоги понятие «санкальпа» связано с намерением осознать мир определенным способом, видеть вселенную глазами просветленного божества или Абсолюта.

Искусство санкальпы – это не медитация, а искусство управления восприятием, видением мира. Доведенное до совершенства, оно позволяет йогину превзойти уровень медитации и выйти за пределы медитации и медитирующего – в естественное состояние созерцания».

После того, как вы овладели базовыми практиками и достигли определенного совершенства в сидячей медитации махашанти, вам, конечно, нужно привносить созерцание в жизнь и объединять естественное состояние со всеми проявлениями. Однако, когда мы на практике приступаем к этому объединению, мы сталкиваемся с трудностями, потому что непросто удерживать ум в должном состоянии из-за больших отвлечений.

Санкальпа – это способ управлять восприятием реальности и направлять свой ум в должное состояние созерцания. Поэтому вы всегда работаете с какой-либо санкальпой, когда практикуете созерцание, если вы, конечно, еще не Будда. И если вы тренируетесь в созерцательном присутствии, я обязательно вас спрошу: «С какой санкальпой ты работаешь? Какая у тебя главная санкальпа? К какому семейству санкальп ты себя относишь?» Вы всегда опираетесь либо на «Атма-вичару», либо на «Чистое видение», либо на «Бесконечное пространство», либо на «Божественную гордость», либо на более высокие принципы – «Все едино с умом», «Свет». То есть вы всегда опираетесь на какую-либо одну из восьми санкальп. Именно из санкальпы дальше развивается ваше созерцательное присутствие.

Учение махасиддхов – это способ самостоятельно работать в созерцании. Как бы ни были хороши лекции, но главную работу вы должны делать сами. И эта работа внутренняя – работа в созерцании. Поэтому от того, насколько вы хорошо понимаете смысл своей работы, зависит, получаете ли вы пользу от учения или нет.

Когда человек, еще не особо опытный в медитации, слышит о естественном состоянии, у него может быть очень расплывчатое, размазанное представление. Но когда вы работаете с какой-либо санкальпой, то это состояние очень четкое. Таким образом, не ошибаясь, вы можете успешно практиковать.

Текст:

«Естественное созерцание еще называют йогой не-медитации в том смысле, что реальность воспринимается прямо без усилий и мысленных построений. Поддержание санкальпы является важнейшим условием тренировки недвойственного созерцания в ануттара-тантре вообще и в лайя-йоге в частности. Методы зарождения и пестования санкальпы являются драгоценными наставлениями сиддхов, идущими из глубокой древности».

Большинство описанных санкальп изложены в «Вигьяна Бхайрава тантре» и некоторых других тантрах.

Текст:

«Родоначальником искусства созерцания с опорой на санкальпу был великий святой Даттатрея, считающийся инкарнацией бога Вишну и воплощающий в себе единство трех богов. Он обучил искусству созерцания бога Шиву – первого из натхов (Адинатха)».

Созерцание с опорой на санкальпу в лайя-йоге

1. Санкальпа есть намеренное поддержание осознанности с опорой на небольшое усилие.

2. Санкальпа есть установка в сознании, позволяющая войти в созерцание и раскрыть естественное состояние.

3. Санкальпа есть разновидность прямого введения, прямо открывающая естественное состояние без нужды изучения философии».

Существует выражение «шуньята махасиддхов», или «прямое видение пустотности». Когда вы практикуете санкальпу, вы сами себе непрерывно делаете прямое введение. Вместо того чтобы очаровываться концепциями или прилипать к внешним объектам, как-то пересматривать в сотый раз какие-то внутренние данные, вы делаете себе прямое введение, даршан в естественное состояние, обращая ум к санкальпе.

Текст:

«4. На начальном этапе внимательность к санкальпе является упражнением в практике осознавания с использованием концентрации».

На начальном этапе вам не обойтись без некоторого усилия и поддержания концентрации. Но это необходимо только до того уровня, когда ваше созерцание стало безусильным. Разумеется, все здесь понимают, что я передаю очень драгоценные, очень важные для вашей жизни вещи. То есть предполагается, что вы всей душой понимаете это и попытаетесь еще сами разобраться в этом после лекции. Потому что созерцание в санкальпах – это то, из чего должна состоять ваша жизнь. Например, моя жизнь состоит исключительно из созерцания в санкальпах. То есть я не живу в концепциях, а нахожусь или в пространстве, или в божественной гордости, или в атма-вичаре. То есть концептуальное мышление является очень малой частью моей жизни, а большая часть сознания пребывает в иных сферах, потому что ум непрерывно погружен в созерцание и все глубже входит в него. Он опирается на основные и дополнительные санкальпы, создает двойные или тройные санкальпы, и они разветвляются.

В результате такой практики ваше сознание становится многомерным и многоструктурным, наподобие сознания божеств. И постепенно вы выходите в целый мир или в целую вселенную разных оттенков, нюансов, состояний, тончайших переживаний осознанности. Вас как будто начинает окутывать целая мандала из этих оттенков ясности и осознанности.

Описываются великие святые древности, которые могут эманировать из себя одно иллюзорное тело, два тела, десять тел, сотни тел, тысячи тел, миллиарды тел, десятки миллиардов тел. И это не метафоры. Это просто указывает на то, насколько многоструктурным, поливариантным стало сознание святого, когда он одновременно эманирует из себя тысячи разных нюансов в разных направлениях, и его сознание становится подобным полифоническому оркестру.

Таким же образом, когда вы практикуете путь созерцания и опираетесь на санкальпы, ваше сознание тоже становится глубоким и многовариантным.

Текст:

«5. На начальном этапе санкальпа является тонким субъективным состоянием (установкой), на котором следует удерживать ум.

6. Когда присутствие Всевышнего Ума-пространства раскрыто, большая часть сознания должна направляться на присутствие без мысленного конструирования, точки фиксации, центра и границ, а меньшая часть должна опираться на санкальпу».

Вначале, когда мы работаем с санкальпой, она все-таки является умственной, и уму дается некая заданность. Мы даже можем чувствовать некую скованность из-за того, что практикуем санкальпы. Но постепенно мы обнаруживаем, что санкальпа не является самоцелью, что за самой санкальпой обнаруживается более глобальное пространство – пространство чистого сознания «Я есмь». Санкальпа нужна была лишь для того, чтобы сбить поток концептуального мышления и навязчивую эгоистическую фиксацию «я есть это тело». Это просто был якорь, который останавливал все это. А когда мы преуспели в практике санкальпы, у нас появляется четкое видение, поэтому мы различаем за санкальпой то безграничное пространство осознанности, в котором есть огромная свобода. Санкальпа – это всего лишь ключ к этому пространству. И тогда мы естественно перемещаем большую часть сознания на это пространство, опираясь на санкальпу уже не как на некую жесткую практику, а как на украшение нашей основной практики.

Текст:

«7. Санкальпа является фиксатором, якорем, помогающим удерживать однонаправленную внимательность к океану естественного состояния и возвращать осознанность, когда она потерялась».

Рамана Махариши посвятил свою жизнь только одной санкальпе – атма-вичаре, то есть поддержанию самовспоминания, чувству «Я». Он является гуру одного метода.

В нашей традиции созерцания таких санкальп восемь. Исходя из ваших склонностей, вы должны определить, к какому семейству санкальп вы тяготеете. Вы определяете для себя одну, две или три главных санкальпы и постепенно составляете из них свою основную санкальпу, которая может быть одинарной, двухсоставной или трехсоставной. И вы делаете эту санкальпу базовой в своей практике. Но это не означает, что вы не можете использовать другие.

Бывает так, что вы начинаете с одной санкальпы, но постепенно ваша практика развивается и естественным образом происходит переход к другой. Но на самом деле санкальпы имеют определенную последовательность от внешних к внутренним и недвойственным, от простых – к сложным. Процесс перехода у многих примерно одинаков, только различаются вариации.

Текст:

«8. Тело и ум йогина подобны лодке, великое пространство Ума – океану, санкальпа подобна якорю, удерживающему лодку в океане и спасающему ее от огромных волн, выбрасывающих на берег сансары.

9. При прогрессе созерцания фокус сознания постепенно переносится с санкальпы на присутствие.

10. Когда естественное состояние полностью реализовано и однонаправленность не теряется, санкальпа есть самоосвобожденная спонтанная игра Источника».

Когда вы практикуете созерцание с опорой на санкальпу, вы глубоко погружаетесь в практику одной из восьми санкальп, двух из восьми или трех из восьми санкальп: «Сон», «Атма-вичара», «Божественная гордость», «Чистое видение», «Свет», «Бесконечное пространство», «Настройка на нисходящую силу», «Все едино с умом». Подробное объяснение этих санкальп есть в новой книге «Искусство созерцания». Поэтому вы можете обратиться к ней, если у вас есть сомнения, правильно ли вы понимаете ту или иную работу с санкальпой, а объяснений из брошюры базовой медитации для вас не достаточно.

Существуют двойные санкальпы, когда вы удерживаете в сознании одновременно две установки для созерцания. К двойным санкальпам следует приступать после того, как вы преуспели в практике какой-то одной санкальпы, когда вы имеете опыт непрерывного созерцания какой-либо одной из восьми санкальп в течение года, двух или трех.

Текст:

«Главные и подчиненные санкальпы

1. Внутри двойных санкальп по важности выделяют главные и подчиненные. Главная – та, на которой сосредоточена большая часть сознания. Подчиненная – та, на которой сосредоточена меньшая часть ума».

Например, упражняясь таким образом, вы воспринимаете мир как иллюзию, как сон, и одновременно на тонком уровне поддерживаете чувство «Я». Главной санкальпой здесь является «Атма-вичара», а восприятие мира как сна является подчиненной санкальпой. Главная санкальпа является основной практикой, а подчиненная выступает в роли небольшого фона. И таким образом вы управляете восприятием мира с помощью двойных санкальп. Это не трудно понять. Либо вы практикуете «Чистое видение» и «Божественную гордость»; «Чистое видение» касается внешнего мира, а «Божественная гордость» касается внутреннего состояния. Поддерживая таким образом основную и подчиненную санкальпу, вы непрерывно находитесь в чистых бхавах. Либо вы практикуете «Атма-вичару» и «Бесконечное пространство»; «Атма-вичара» касается вашего более периферийного слоя и позволяет вам контролировать поток мыслей, а санкальпа «Бесконечное пространство» является более тонким переживанием, которое еще глубже, и в основном вы ориентируетесь созерцание бесконечного пространства.

Текст:

«2. Подчиненные санкальпы могут меняться в зависимости от обстоятельств. Главные санкальпы меняются в редких случаях».

Подчиненные санкальпы могут легко меняться, если в этом есть необходимость, поскольку санкальпа – это не есть нечто заданное. Это подобно одежде или технике из асан йоги, которые вы применяете по необходимости. Но главные санкальпы не следует часто менять. С ними надо работать, глубоко погружаясь в них и получая опыт проникновения.

Например, когда вы идете собирать пожертвования и ваша базовая санкальпа – «Божественная гордость» или «Бесконечное пространство», то вы ее и там продолжаете поддерживать. Но когда вы видите, что ситуация меняется так, что напор данных начинает вас захлестывать, что у вас появляются какие-то эмоции, то вы просто переключаете себя на «Чистое видение», и тогда все восстанавливается. И какие бы ни возникали вещи, все видится по-другому. То есть вы просто меняете подчиненную санкальпу в зависимости от ситуации. Это тоже не трудно понять.

Текст:

«3. Главная санкальпа представляет здесь Всевышний Ум-Основу, подчиненная – подобна его игре или украшению».

Главная санкальпа, или махасанкальпа, всегда, конечно, одна – это бесконечный ум, подобный пространству, насыщенный великой бхавой. Здесь даже вопросов быть не может. Подчиненных санкальп может быть очень много, но мы выделяем из них основные восемь.

Когда практика двойных санкальп освоена и произошло углубление естественного созерцания, йогин обнаруживает, что его сознание стало более глубоким, и тогда тройная санкальпа возникает естественно, сама по себе.

Текст:

«Внешняя, внутренняя и недвойственная санкальпа

1. Санкальпы делятся на:

– внешние (унмилана),

– внутренние (нимилана),

– тайные, т.е. недвойственные (пратимилана).

2. Внешняя санкальпа настраивает на созерцательное восприятие внешнего мира.

3. Внешние санкальпы связаны с восприятием объектов и внешнего пространства. К ним относятся:

– Сон,

– Чистое видение,

– Нисходящая сила.

Внешние санкальпы всегда связаны с интегрированием внешнего пространства. Интегрировать внешнее пространство возможно только тогда, когда ты уже открыл внутреннее пространство. Однако даже на начальных стадиях, если ум не обращается наружу, полезно работать с интеграцией внешнего пространства. Например, если йогин, упражняясь в атма-вичаре, породил непрерывную ясность и открыл чистое осознание, свой естественный ум, то все равно у него будет присутствовать некое замешательство, то есть он не очень будет понимать, что же делать с внешним миром.

К внешнему миру бывает несколько видов отношений, описанные в традиционных текстах.

Первый вариант отношения к внешнему миру – это бадха-дришти, когда ум просто прилипает к внешнему миру и привычно реагирует на него, считая реальностью. В этом случае йогин чувствует, что он может медитировать только тогда, когда отрицает внешний мир, например закрывает глаза или находится в ритрите, концентрируется. То есть он боится внешнего мира, зная, что как только он его воспринимает, его созерцание мгновенно сносится потоком впечатлений. И отсюда возникает сильная тенденция к раджа-йоге, желание всю жизнь выполнять мауну, провести всю жизнь в ритрите, нежелание контактировать. Это так называемый низший взгляд, низший способ взаимоотношений с внешним миром. Для начинающих это допустимо. Для людей с не очень выдающимися способностями это тоже допустимо. И некоторое время каждому действительно очень полезно провести в таком переживании.

Но затем наступает более возвышенное видение, которое называется мидхья-дришти, или взгляд с точки зрения иллюзии. Восприятие мира допускается, то есть можно слышать, видеть, но при этом на внешний мир накладывается такое видение: это все иллюзия, это все сон, это все нереально. Всегда порождается отношение отстраненности, и ум бдителен, он никогда не переходит определенной грани в восприятии, четко себя блокируя за своеобразной стеной, думая так: «Пусть хоть луна упадет на землю, а я не пошевелюсь. Это иллюзия». Если кто-либо испытывает радость или боль, то это все воспринимается как иллюзия. Это не допускается в сознание, а созерцание продвигается дальше. Этот взгляд более высок, так как позволяет договориться с внешней реальностью, найти с ней какой-то консенсус, однако он тоже не совсем полный: здесь еще нет полноты восприятия энергий и переживания, он еще, можно сказать, «пресный».

Наконец, наиболее высокий взгляд – правилапа-дришти. Именно этот взгляд присущ тантризму махасиддхов. При таком взгляде мир не отрицается, не считается иллюзией (майей), которая не существует на самом деле, а воспринимается во всей полноте и восприятии, считается священным, видится как игра энергий Абсолюта. Видение всех проявленных объектов тоже считается абсолютной, совершенной, чистой и спонтанной игрой Абсолюта, причем эта игра и эти энергии неотделимы от своего «Я». Йогину больше нечего защищать, ему больше не за что держаться, потому что он знает, что чтобы он ни воспринял и куда бы ни бросил взгляд, он всегда видит чистое и священное проявление Абсолюта и своего «Я» как Абсолюта.

Именно на этой стадии, то есть когда вы обрели такое видение, вы по-настоящему начинаете практиковать лайя-йогу. До этого все было лишь предварительными практиками. То есть это по-настоящему интеграция. Конечно, взгляд правилапа-дришти требует очень глубокой зрелости.

Внешние санкальпы позволяют именно так последовательно менять свое восприятие мира, управлять им. Каким образом это происходит? Например, когда вы практикуете чистое видение, то вы сразу же настраиваетесь на самое возвышенное – на правилапа-дришти. Вы сразу начинаете работать с внешним пространством, меняя свое отношение к нему, сокрализуя его, воспринимая его, как священное. Для вас больше нет нечистых энергий, нет проблемных ситуаций, а есть чистое восприятие Абсолюта и его проявлений. Либо когда вы выполняете санкальпу «Сон», то, накладывая соответствующее видение на реальность, вы просто не позволяете уму зацепиться за эти переживания, напоминая себе: «Все, что я воспринимаю, является сном. Оно имеет ту же природу, что и сон».

Текст:

«4. Внешние санкальпы используются для очищения видения внешнего мира и развития гибкости в естественном состоянии».

Обычно тот, кто практикует внешние санкальпы, очень гибок во внешних связях, хорошо обращается с внешним миром. Тот, кто практикует внутреннюю санкальпу, всегда погружен в себя и поглощен собой, а внешний мир для него уходит на второй план.

Текст:

«5. Внутренние санкальпы направлены на внутреннюю осознанность. К внутренним санкальпам относится Атма-вичара. Внутренние санкальпы помогают развить ясность и различающую мудрость, отделяющую тело-ум от абсолютного Сознания-пространства.

6. Недвойственные (тайные) санкальпы соединяют внутреннее пространство с внешним. Недвойственные санкальпы считают наивысшими, так как с их помощью завершают путь».

Однако наступает такой момент зрелости в жизни йогина, когда он перестает разделять и держаться только внутренней санкальпы или внешней, когда внешняя и внутренняя санкальпы смешиваются и он входит в пространство недвойственных санкальп.

Текст:

«7. К недвойственным санкальпам относятся:

– Божественная гордость,

– Свет,

– Бесконечное пространство,

– Единство с умом».

Четыре недвойственных санкальпы – это то, что невозможно определить как нечто внутреннее или нечто внешнее. Когда вы практикуете «Чистое видение» или «Сон», то это всегда связано с внешними объектами, а когда это «Атма-вичара», то это всегда внутреннее. Недвойственные санкальпы объединяют внутреннее и внешнее пространство и по-настоящему подводят вас к открытию естественного состояния. Поэтому духовная практика в конце концов завершается недвойственными санкальпами, когда основной становится недвойственная санкальпа. Если вы не смешали внутреннее и внешнее пространство, то вы можете практиковать недвойственную санкальпу, однако она у вас все равно будет разделена: она будет то внутренней, то внешней.

Текст:

«8. Самоосвобождение достигается через внутренние санкальпы, когда йогин непрерывно смещает фокус сознания с мыслей на обнаженное осознавание, связанное с воспоминанием «Я».

9. Самотранценденция достигается через внешние санкальпы, когда йогин выходит за пределы ограниченной личности, открываясь превосходящей его внешней вселенской силе, видимой как игра энергий Всевышнего Источника».

Говорят, что просветление не достигается, а дается, или нисходит. Это означает, что выход за пределы личности всегда связан с интеграцией с чем-то, превосходящим вас, когда вы обращаетесь к чему-то сверхличностному. В данном случае – это нисходящий импульс Ануграхи, когда вы перестаете быть зафиксированным на внутренних переживаниях, открываетесь внешнему пространству и обнаруживаете, что внешнее пространство гораздо превосходит вашу маленькую личность. Только тогда вы начинаете понимать: «Вот это да! И это пространство я должен включить в мое сознание! Но как я должен это пространство включить в мое сознание, если мое сознание так узко, а пространство так безгранично?» Вы чувствуете, что у вас на это нет даже шанса, даже надежды. У вас есть возможность только капитулировать перед этим пространством и сдаться ему, отпустив свою маленькую личность. И когда вы можете это делать, то наступает самотрансценденция.

Текст:

«11. Самоузнавание достигается через недвойственные санкальпы, когда йогин признает как состоявшийся факт непостижимое величие, пространственность, светоносность, и всепроникновение своего Исконного «Я».

Таковы взаимоотношения внутренних и внешних санкальп.

Практикуя упражнения ума в поддержании санкальпы, йогин в основном начинает с внутренних санкальп, чтобы развить безопорную ясность, чтобы понять, что же это такое – секрет осознавания. Пока эта безопорная ясность не будет обнажена, всегда есть опасность, практикуя, вырастить очередные «рога».

Затем внутренняя ясность обращается наружу, объединяясь с объектами внешнего пространства. Происходит замыкание сыновнего света и материнской реальности. Внутренняя ясность – это сыновний свет, внешний мир – это материнская реальность. И, наконец, происходит насыщение одного другим, когда два эти света начинают смешиваться. Когда же они вступили в фазу смешивания, йогин практикует поддержание недвойственных санкальп, чтобы эти два пространства полностью объединились.

Хотя эта лекция и может показаться несколько абстрактной, но суть того, чему она посвящена, я чувствую как свою физиологию. Мне это чень близко, потому что я этим постоянно живу. И я думаю, что если вы созерцаете, то у вас будет происходить то же самое. Это ни в коем случае не философские, не абстрактные вещи. Мы говорим о конкретных собственных ощущениях и переживаниях. То есть это внутренняя жизнь йогина.

Текст:

«Золотое правило при практике санкальпы

1. Золотое правило при практике созерцания таково: при подлинном созерцании санкальпа не фокусирует ум, сужая и отвлекая его от естественного состояния, а придает ему гибкость, движение и яркость, обнажая и оттеняя основной фон пространства-Основы Всевышнего Источника, подобно изящному украшению, подчеркивающему (а не затмевающему) собственную красоту женщины.

Фоном любой санкальпы, ее внутренним течением, сердцевиной и целью является естественное состояние ума, подобное пространству без усилий, ограничений, точки опоры или фиксации.

Распознание-узнавание этого фона и утверждение в нем является подлинной целью поддержания санкальпы.

2. Санкальпа является частью естественного состояния и всегда интегрирована в созерцательное присутствие, не имеющего фокусировки или мысленной конструкции.

3. Если же санкальпа используется сама по себе, без понимания единства с безусильным пространством естественного состояния, есть вероятность того, что йогин отклонится в избыточное усилие и мысленную ясность искусственного конструирования, присущего низшим тантрам».

Даже присущее двойственным практикам.

Текст:

«Санкальпа практикуется методом тонкого усилия, которое, в свою очередь, является игрой естественного пространства безусильности».

Тонкое усилие, основанное на безусильности. Следует это понять.

Если вы выполняете тонкое усилие, но за вашим усилием нет безусильного пространства недеяния, то такое усилие можно назвать слепым. Это поверхностная этерналистская практика. Определенную ясность она даст, но просветления – никогда. Именно тонкое усилие, основанное на безусильном пространстве недеяния, является тем, что открывает присутствие природы Ума.

Тонкое усилие, благодаря которому вы поддерживаете санкальпу, когда практикуете, – это уже не нечто самодостаточное, заставляющее ум войти в однобокое переживание, а это украшение, это игра безусильного пространства присутствия. Следует этот очень четко прояснить, потому что в противном случае вы уйдете в другую вселенную, где вместо просветления будете переживать ясности, но подлинной недвойственности там не будет.

Когда вы утвердились в практике созерцания и санкальпы, то может казаться, что на этом все заканчивается. Но в некотором смысле с этого все только начинается.

Когда вы утвердились в практике созерцания и можете сказать, что у вас уже достаточно натренировано однонаправленное поддержание и даже есть успехи в сновидениях, вы должны обратить внимание на то, что у вас есть энергия.

В свадхистана-чакре есть шестилепестковый лотос. В тантрах эти лепестки описаны как подобные молниям. И на этих лепестках находятся вритти, или различные энергии и состояния. На лепестках свадхистана-чакры находятся такие бхавы, или мироощущения: доверчивость, недоверие, пренебрежение, заблуждение или нерасположение к чему-либо, ложные знания, безжалостность. Это нечистые вритти, присущие свадхистана-чакре.

В манипура-чакре в десятилепестковом золотом лотосе в области пупа есть другие вритти: стыд, непостоянство, ревность, желание, лень, печаль, тупость, невежество, неприязнь и отвращение, страх.

Задача йогина заключается в том, что для продолжения практики он должен научиться смешивать созерцательное присутствие с энергией элементов в чакрах и сублимировать все подобные переживания, чтобы они были интегрированы и введены в пространство созерцания, вместо того чтобы отвлекать и сбивать его. Потому что если они не вводятся в пространство созерцания, то человеком, когда он подвергается таким переживаниям, управляют духи (пишачи). Если же йогин ввел в пространство созерцания все эти энергии, они становятся укрощенными или подчиненными этими гневными божествами. И пока он их не усмирил и не укротил, ему остается только одно – всячески их отсекать и контролировать, а желательно вообще их никогда не касаться. Когда же он их ввел в пространство созерцания, он их не отсекает, а усмиряет. Это более высокий способ. Даже если он попадает в ситуацию генерирования этих переживаний, они являются усмиренными спутниками мандалы его созерцания.

В пространстве анахата-чакры в лотосе с двенадцатью лепестками находятся следующие переживания: надежда, беспокойство и тревога, усилие, чувство собственности, высокомерие или лицемерие, апатия, самомнение, вивека (различение), алчность, двуличность, нерешительность, сожаление.

В пространстве вишуддха-чакры находятся следующие переживания (вритти): вера, удовлетворенность, чувство вины (апарадха). Всякий раз, когда у вас по какой-либо причине возникает чувство вины, например из-за того, что вы по неопытности допускаете нарушение самай или винай, то у вас вибрирует лепесток в этой области. С вишуддха-чакрой также связаны следующие переживания: гнев, привязанность, печаль, горе, уныние, чистота, бесстрастность, волнение, аппетит, желание. Некоторые приписывают эти переживания лалана-чакре, некоторые связывают ее с вишуддха-чакрой.

Вритти, свойственные сома-чакре (лотос с шестнадцатью лепестками), следующие: милосердие, кротость, терпение и самообладание, бесстрастие, упорство и твердость, процветание, радость, восторг и трепет, смирение (виная), дхьяна (медитация), покой, серьезность, усердие, контроль над эмоциями, великодушие, щедрость и сосредоточенность.

Когда йогин действует под влиянием вритти низших чакр, он всегда связывается с энергиями пишаче-демонического плана, поскольку с этими вритти всегда связаны низшие существа. Если они усмирены, они являются божествами гневной мандалы или ее хранителями. Но если они не усмирены, то являются теми, кто несет препятствия. Вритти высших чакр – это внутренние божества (деваты). Это чистые возвышенные состояния, поэтому йогин переживает мандалы мирных божеств, когда ум и прана находится в этих точках. И в зависимости от того, насколько йогин сумел объединить созерцательное присутствие с энергией в чакрах, очистить и усмирить эти бхавы, проявляются либо мирные, либо гневные мандалы.

Дальнейшей тренировкой йогина является смешивание присутствия с этими переживаниями в чакрах.

СловарьА
Термины загружаются...
Свернуть