Главная Паломничества Магазин
Поддержать

08.12.2004

Время и пространство существуют в уме аджняни. Переживания Атмана открывает их небытие.

Рамана говорит, что джняни осознает реальность мира, однако не как скопление материи и энергии, но как ничем не обусловленную игру энергий в Атмане.

Вторая теория творения называется дришти-сришти-вада. Эта теория считается более низкой и предназначена для изучающих с более ограниченными способностями, кто не сумел усвоить идею аджаты, или непричинности. Теория дришти-сришти-вада означает, что существование мира начинается одновременно с появлением «Я-мысли», то есть акта сознания, и прекращается одновременно с прекращением «Я-мысли», или акта сознания. Эта теория более проста в понимании. Другими словами, не существует какой-то одной непрерывной вселенной в пространстве и времени. Вселенная творится каждую секунду и каждую секунду исчезает. Но между старой и новой вселенной есть след, и эти следы коррелируют между собой благодаря тому, что сознание также возникает сходным образом.

Другими словами, вы сейчас находитесь не в той в «Дивья локе», не в той вселенной, что была вчера. Вы находитесь в «Дивья локе-2». А «Дивья лока-1» была вчера. Завтра вы будете находиться в «Дивья локе-3» и т.д. И, разумеется, это уже будете не вы, а вы-2, вы-3 и т.д. Это трудно понять, но когда вы медитируете, занимаетесь самоисследованием, особенно атма-вичарой, это предстает не как метафизика, а как ваш личный опыт.

Вы понимаете, что вселенной нет, когда вы находитесь в глубоком состоянии самадхи, и даже одна мысль об объектах и их восприятии является иллюзией. Вы воспринимаете полностью недуальное сознание. Вы знаете, что весь мир появится только после того, как начнет двигаться ваш ум, вы включите интерпретацию и различение. Если вы допустите, вселенная снова появится, если вы не допустите, вселенная не появится.

Почему так притягательна пустотность? Почему ловушка пустоты многих затягивает? Потому что они понимают этот фокус: щелк! – вселенная появилась, щелк! ее уже нет. Можно сказать, что в пятой или шестой дхьяне они добрались до этого рубильника. Они знают: Вся вселенная может быть сотворена моим сознанием. А если я не включу двигающиеся мысли и интерпретацию ума, то вселенная не появится». То есть физически она не исчезнет, но субъективно ее уже нет. И тогда они выбирают больше никогда не включать этот рубильник. Они думают: «Я столько раз испытывал в ней страдание! Так зачем мне включать это различение и творить эту вселенную? Лучше я буду без нее». И они уходят в собственную вселенную, где материального творения, оценок, суждения, различения, бытия нет. И они остаются там столько, сколько им нравится. Это и есть ловушка непроявленной пустотности.

Дришти-сришти-вада утверждает, что мир, который проявляется, это продукт ума, и в отсутствии ума он перестает существовать. Это так. Например, если мы представим инопланетянина, у которого нет зрения, или который видит в совершенно другом диапазоне, например в инфракрасном, или который наделен другими органами чувств, например чувством радиоактивного излучения или каких-то других вибраций, то он, разумеется, не будет видеть мир так, как видим его мы. Он будет воспринимать мир, создавая совершенно непостижимую для нас картину. Он не будет видеть живых существ, возможно, он даже не сможет идентифицировать нас как разумных существ. То есть картина мира создается работой сознания. Это просто понять.

Рамана говорил, что дришти-сришти-вада не является конечной истиной, а является промежуточной теорией. Это довольно высокая теория. Она сейчас очень популярна в физике и имеет там свои названия. В физике есть разные теории: временной петли, временного червя, хрональных аффектов, синхронизирующихся, расходящихся и ветвящихся вселенных, а также многовариантных вселенных, исходящих их сознания.

Бхагаван оправдывал этот подход тем, что если йогин твердо может считать мир творением ума, то есть нереальным, то мир теряет привлекательность для эго, поэтому происходит отрешенность.

Наконец, третий вид теории называется сришти-дришти-вада. Это наиболее распространенная теория постепенного творения. Это общепринятый взгляд, который говорит, что мир управляется законами причин и следствий. То есть это теория большого взрыва в физике или теория творения из Брахмана, когда происходит развертывание пяти элементов, их постепенное уплотнение и образование вселенной, как это описано в тантрах и упанишадах.

Но обычно к этой теории прибегают йогины низших уровней, когда они не в состоянии принять выводы аджата-вады или дришти-сришти-вады.

Текст:

«Искатель: Но разве Атман не причина этого мира, который мы наблюдаем вокруг?

Махариши: Атман сам появляется как мир разнообразных имен и форм. Однако он не выступает действующей причиной, творящей, поддерживающей, уничтожающей мир.

Не спрашивайте: «Почему возникает смущение Атмана, не знающего истины своего появления как мир. Если вместо этого спросить: «Для кого возникает эта путаница», то обнаружите, что для Атмана никакого смущения никогда нет».

Считается, что Атман в процессе творения запутывается и затем ищет сам себя, пытаясь достичь освобождения. Однако такое объяснение дается недалеким людям. На самом деле Атман не может запутываться, поскольку он изначально осознан и совершенен. Запутывается наш заблуждающийся ум и эго. Но эго с самого начала не существует. Атман же развлекается. Это лила. Все проявленное творениебеспричинная игра. Возможно, наш ум с позиции телесного отождествления так не оценивает состояние событий. Он думает: «Может, кому-то это и лила, но мне не особенно. Я должен тренироваться, достигать освобождения, устранять неведение». Однако даже такие мысли – это тоже лила Атмана, который создал эго (ахамкару), отделив какую-то часть себя, и дал ему свободу в заблуждении.

На самом деле заблуждающийся ум – есть комплекс идей, называемый ахамкара. И ахамкаре позволено впадать в омрачение как часть лилы Атмана. В процессе такого впадения в омрачение и последующего их рассеивания, Атман осознает сам себя и увеличивает свою глубину осознавания. Поскольку с точки зрения Атмана эго (ахамкара) иллюзорно, несущественно и условно, то для Атмана это не видится никаким омрачением.

Это подобно тому, как человек взял бы тряпичную куклу, натянул ее на руку, а потом начал бы с ней разговаривать или изображать, что кукла плачет или ищет что-либо. И когда человек так играет, ему не кажется, что это он сам плачет или страдает, поскольку он полностью осознает факт иллюзорности этой куклы. А теперь представьте, что этот человек создал куклу и дошел до такого уровня мастерства, что предоставил ей свободу воли и возможность думать. У куклы зародился свой собственный разум, но она не знает своего положения. Тогда она воображает себя в связях и отношениях, страдает и оценивает все своим кукольным умом. И она будет находиться в иллюзии до тех пор, пока не перестанет думать о себе как о кукле, пока она полностью не освободится от отождествления со своим маленьким восприятием. Когда же она полностью перестанет думать о себе как о кукле, и зародит правильное восприятие, узнав себя человеком, то человек подумает: «О, я потерял разум на некоторое время и забылся, считая себя куклой. Я словно сумасшедший был. Как я мог так подумать о себе». Что-то наподобие этого чувствует йогин, когда достигает пробуждения. Он чувствует, что был отождествлен с этим кукольным умом, то есть с эго, и понимает, что изначально не было никакого заблуждения.

Текст:

«Вопрос: Вы кажетесь представителем доктрины аджаты в адвайтаеданте.

Махариши: Я не учу только доктрине аджаты, а одобряю все школы мыслей. Чтобы соответствовать подготовленности слушателя, одна и та же истина должны быть выражена различными способами.

Учение аджаты говорит: «Ничто не существует, кроме единой Реальности. Нет ни рождения, ни смерти, ни проекции, ни возвращения, ни искателя, ни рабства, ни освобождения. Существует одно Единство».

Если вы слышите доктрину аджаты неподготовленным умом, она, конечно, может вас сильно смутить и ввести в заблуждение. Вы можете подумать, что это – метафизика, философия, очень далекая от жизни. Или же вы можете впасть в нигилизм, отрицая все и вся, закрыв себе путь к истинному просветлению.

Доктрина аджаты требует опоры на личный опыт созерцательного присутствия. Тем не менее мы говорим, что она наивысшая. Выше доктрины аджаты не может быть ничего, поскольку она находится за пределами концепций.

Восприятие аджаты предполагает уже постоянное нахождение йогина в неконцептуальном сознании, в безграничном присутствии.

Текст:

«Махариши: Тем, кто не в состоянии уловить эту истину и спрашивает: «Как можно игнорировать этот плотный мир, который мы видим вокруг нас?», указывается на переживание сна и говорится: «Все, что вы видите, зависит от наблюдателя. Отдельно от видящего нет видения». Такой подход называется дришти-сришти-вада и подразумевает, что человек сначала создается собственным умом, а затем видит, что сам ум тоже сотворен».

С точки зрения теории дришти-сришти-вада мир создается кармическим видением, нашим умом. Например, если вы практикуете санкальпу «чистое видение», то через некоторое время вы можете войти в очень возвышенное состояние. Вам могут казаться возвышенными собаки, кошки, люди. Вы даже сможете за деревьями прозревать божеств, управляющих их ростом. Вы поймете, что деревья – это не деревья, а вы просто видите определенную грубую часть каких-то возвышенных существ, обладающих сознанием. Вы увидите, что элементы – это не грубое скопище земли или воды. Вы поймете, что видите грубую энергию каких-то возвышенных существ. Если вы продолжаете медитировать или интегрироваться с элементами, вы можете войти в контакт с этими возвышенными существами, например получить даршан богини Притхиви (элемента земли) или других божеств. Вы увидите, что пять элементов – это пять божеств в их женской форме. У вас возникнет ощущение, будто все возвышено и полностью осознанно. И такое видение вы распространите на все. Это результат практики санкальпы «чистое видение».

Когда вы встретите другого человека, который не обладает таким видением, вы подумаете, что он просто это не видит. Он землю считает землей, а камни – камнями. Люди тоже воспринимаются им как обычные, потому что он проецирует на них свое видение, клеши и прочее. Но вы, прозревая эту тонкую часть, будете видеть вселенную под другим ракурсом. Это означает, что силой санкальпы вы вошли в другую вселенную и ваше кармическое видение позволяет видеть мир по-другому. Вы просто изменили себя внутри, поэтому видение мира тоже изменилось. Таким же образом, практикуя и другие санкальпы, вы поймете, что восприятие мира можно менять, просто меняя свое сознание.

Например, настраиваясь на просветляющий импульс, вы можете видеть игру этого просветляющего импульса через различные тела. Настраиваясь на бесконечное пространство и достигнув устойчивости в нем, вы можете созерцать единую основу пространства, которая пронизывает все объекты, и четко осознавать: «Этот человек видит его, этот не видит, а этот чуть-чуть подозревает о нем».

Настраиваясь на божественную гордость и практикуя санкальпу божественной гордости, Ахам Брахмасми, вы можете прозревать другие миры, открывать иерархию существ во вселенной, обладающих сходными бхаванами, открывать властные тонкие структуры и понимать тех, кто выше. Вы можете также видеть: «Этот человек не понимает, что есть более высокие миры с более возвышенным уровнем сознания. Этот человек понимает до этого уровня. А этот поднялся настолько высоко, что уже сам является великим иерархом». Мир для вас будет другим, если вы практикуете санкальпу таким образом. Вы будет открывать все новые и новые аспекты вселенной. И все эти виды вселенных создаются в результате того, что вы меняете свое сознание, работая с санкальпой.

Есть рассказ о том, как буддийский монах Асанга медитировал в пещере двенадцать лет, выполняя очень суровую садхану Майтрейи, но Майтрейя ему никак не появлялся. Однажды он получил некий знак в сновидении. И когда он пришел на рынок, внутренний голос ему сказал: «Смотри, ты сейчас встретишь Майтрейю». На рынке он увидел человека с мертвой собакой на плече. И преодолев собственное отвращение, он на некоторое время в этом человеке увидел Майтрейю. Он спросил: «Почему ты так долго не показывался?» Майтрейя ответил ему: «Я всегда был рядом с тобой, но ты не мог меня увидеть. Это не моя вина».

Таким же образом прямо сейчас в чистом кармическом видении рядом с вами находятся различные божества. Но вы их не можете видеть, потому что у вас недостаточно силы божественной гордости. Это можно сравнить с такой ситуацией. Если вас, например, поместить на рынок, то торговка на рынке будет общаться с вами на своем языке. Возможно, ваше возвышенное сознание и ваши опыты она полностью проигнорирует, поскольку увидит в вас кого-то другого, вычленив в вас близкую ей реальность. Даже если вы попытаетесь ей что-либо втолковать про вторую дхьяну, она вас подымет на смех, сказав, что такого попросту не бывает. Санкальпа, очищение нади, виная, самая – это все для вас является реальностью, это ваша вселенная, но в ее реальности всего этого вообще нет, она даже представить этого не может. Это и есть пример другого кармического видения.

Таким же образом и мы должны зародить соответствующую бхаву, чтобы войти в более высокое кармическое видение. Когда у вас есть бхава божества, вы реально можете видеть и понимать работу сознания существ из мира богов. А когда у вас есть бхава Абсолюта, вы реально понимаете утверждения аджата-вады или дришти-сришти-вады.



СловарьА
Термины загружаются...
Свернуть