Главная Паломничества Магазин
Поддержать

29.11.2004

Текст:

«Искатель: В джняни эго существует в чистой (саттвической) форме и, следовательно, оно появляется как нечто реальное. Я прав?

Махариши: Существование эго в любой форме, будь то в джняни или в аджняни, само по себе есть видимость. Но для аджняни, обманутого мыслями о реальности бодрственного состояния и мира, эго также кажется реальным. Так как он видит, что джняни действует подобно другим личностям, то вынужден относить некоторые понятия об индивидуальности также и к джняни».

Существование эго в любой форме, в просветленной или в непросветленной, само по себе есть видимость. Это подобно тому, как на земле лежит веревка, которую в темноте путник принимает за змею, но потом ему логически объясняют, что это не змея, а веревка. Он спрашивает: «А глазами просветленного эта змея, конечно, видится условной?» Ему говорят: «Ее нет ни для глаз просветленного, ни для глаз грезящего. Ее в принципе нет. Есть только ложное отождествление, возникающее вследствие воображения».

Джняни живет в другом мире, отличающемся от мира обыденного человека. Он живет в мандале, в поле игры, будучи нераздельным со Всевышним Источником. Его сознание и праны функционируют по другим законам. Он живет в тончайшем измерении свободы, в котором нет эго, обусловленности законом причин и следствий, двойственного видения, субъект-объектных отношений. Он живет совершенно в другом пространстве, хотя может казаться, что он подобно обычному человеку погружен в какие-то дела или совершает какие-то действия.

Рамана говорит, что обыденный человек, видя, что джняни действует подобно другим личностям, пытается и на него переносить некоторые собственные понятия. Но в случае с джняни все не так. И тогда задается вопрос:

«Искатель: Как же тогда Я-мысль, чувство индивидуальности, действует в джняни?

Махариши: Она в нем не действует совсем. Подлинной природой джняни является само Сердце, потому что он един».

Чувство индивидуального «я», Я-мысль, присуще обусловленному сознанию. Оно основывается на отождествлении чувства «я» с телом, эмоциями и мышлением. У джняни такое чувство «я» отсутствует в принципе. И когда он говорит «я», он просто пользуется общепринятой условной речью (вохара-вачана), используя те термины, которые другим более понятны для обозначения тела и ума. Но в нем чувство «я» присутствует, скорее, как непрерывное самоосознавание, подобное безграничному пространству. Оно всегда связывается с Абсолютом, со Всевышним Источником и никогда (или в очень малой степени) с телом, умом или памятью.

Разумеется, джняни не путает себя с другими в относительном измерении. Он не думает, что если он в этом теле не поел прасад, а в другом поел, то он сыт. Он, конечно, чувствует функции тела, движения ума. У него есть относительное, и все функции воспринимаются даже еще более четко, чем в обычном сознании. Но у него никогда нет отождествления с этими функциями. Вместо этого его отождествление непрерывно касается бесконечного пространства, всевышней сущности. Поэтому всякий раз, когда сансара пытается захватить его в свои иллюзии, она мгновенно самоосвобождается, потому что нет того, кого можно было бы захватить.

Если вы являетесь человеком, то человеку суждено умереть. Но если вы являетесь всевышним пространством, то попробуй заставить его умереть. Если вы являетесь человеком, то вас можно заставить страдать, обольстить, ввести в иллюзию, смутить речами духов, очаровать божественными проявлениями, погрузить в ад или на небеса. Но если вы являетесь всевышним пространством, то с этим пространством ничего поделать нельзя, оно останется таким, как было, не шелохнувшись. Оно само себе закон. В этом радикальное отличие джняни от обычных людей.

Занимаясь тысячью дел, джняни не занимается ими, он в них играет. Причем он играет так, как того требуют обстоятельства и ситуации. Разумеется, у него нет каких-то связанностей: чувства долга, чувства вины, привязанностей, потому что все они относятся к эго. У него есть просто отклик и игра. У него нет связанности кармическими законами. В отличие от человека, имеющего мирское понимание и восприятие, у него нет ощущения реальности происходящего. Он воспринимает все происходящее как непрерывное шоу, как спектакль, в котором он по своей воле просто играет, осознанно принимая ту или иную роль. При этом в относительном измерении он может следовать чувству долга, искренности, любви, дисциплине и тысячам других вещей, но он понимает их всего лишь как часть этой роли, а не как нечто, что касается его подлинной сущности. Подлинную сущность это никак не может запятнать, поэтому он не ограничен ничем, его лилы (игры) безграничны.

Текст:

«Махариши: Джняни един и тождественен этому однородному, чистому сознанию, относимому в упанишадах к праджняне (полному сознанию). Праджняна есть воистину Брахман, Абсолют, и не существует Брахмана иного, нежели праджняна».

Праджняна, чистое сознание – это для нас в лайя-йоге очень важный термин. Рамана говорит, что другого Брахмана, другого Абсолюта, кроме чистого сознания не существует. Кто-то может поклоняться внешней форме, кто-то может строить теории рассудочного Бога и сражаться за них, кто-то может воображать некий Абсолют в запредельном пространстве или Бога, имеющего форму и развлекающегося на небесах. Но все это лишь очередные трюки ума. Только когда мы соприкасаемся с этим собственным чистым сознанием, праджняной, мы соприкасаемся с Богом. А вне этого чистого сознания, его найти невозможно.

Обычно учения, которые не ведут к пониманию чистого сознания, называют внешними. А учения, которые ведут к пониманию чистого сознания как Абсолюта, называют внутренними. Внутренние – это глубокие, подлинные учения, которые ведут к освобождению. Внешние учения – это определенная стадия развития, когда человек еще не способен опознать зеркало своего ума за пределами концепций и пытается строить об Абсолюте какие-либо домыслы, основываясь на грубом поверхностном уме.

Текст:

«Искатель: Имеет ли джняни санкальпы (желания)?

Махариши: «Основными качествами обыкновенного ума являются тамас и раджас (инертность и активность), а потому он полон эгоистических желаний. Но ум джняни есть шуддха-саттва (непорочная чистота); он бесформен и функционирует в тонкой виджнянамайя-коше (оболочке знания), посредством которой сохраняет контакт с миром. Следовательно, его желания также чисты».

Здесь желания переведены как санкальпы.

Один ученик-мирянин, долго не видя меня, спросил как-то: «Ну как вы?»

Что можно ответить? «На прошлой неделе был в атма-вичаре, а сейчас больше на Ануграху настроен».

Эти вопросы бессмысленны, потому что сознание, когда оно функционирует на другом уровне, никак не связано ни с желаниями, ни с планами, ни с умственной деятельностью. Оно никак не отождествляет себя ни с прошлым, ни с будущим, ни с обстоятельствами. Оно живет своей непостижимой внутренней жизнью.

Поэтому, когда спрашивают «как?», то в лучшем случае можно сказать: «Иногда ты погружен в однонаправленную ахам-вритти, а иногда ты созерцаешь бесконечное пространство, твой ум распахнут. Иногда ты порождаешь божественную гордость, излучая ее, а иногда ты открыт импульсу Ануграхи, ты сама пассивность, ты просто принимаешь его и отдаешься ему. Иногда ты интегрируешься с внешней ситуацией и откликаешься на нее. Иногда ты видишь мир как собственный ум, а иногда видишь все в чистом видении, получая даршан от ситуации и поклоняясь всем остальным, ведя такую игру. Иногда ты воспринимаешь бесконечный свет, а иногда просто расслаблен и осознаешь, отпустив все. Иногда ты практикуешь одну санкальпу, иногда – двойную, а иногда – тройную. Иногда практикуешь с большим усилием, а иногда с меньшим. Иногда выполняешь излучение, а иногда поглощение. Иногда видишь все нераздельным и не выполняешь вообще ничего». Примерно так протекает жизнь того, кто пребывает в интуитивном сознании, если вообще ее можно выразить как-то словами.

Ты не думаешь, не строишь взаимоотношений, не делаешь, не вспоминаешь – это все давно оставлено. Твое сознание многообразно, полифонично. Оно подобно исполняющему чудесные мелодии оркестру, в котором ты являешься дирижером. Этот оркестр играет как ему вздумается во все стороны вселенной. Это подобно сознанию не Абсолюта, а многомерному сознанию божества.

У людей преобладает концептуальное мышление, у божеств концептуальное мышление вытеснено медитативными состояниямихьянами), то есть они не думают как люди, а переживают разные виды погруженности в медитативное присутствие. Эти виды очень многообразны, они перекликаются, переходят одно в другое, разветвляются, постоянно меняются. Они очень гибкие, создают целую сеть, целый мир, целую вселенную этих тончайших состояний. Если их начать классифицировать, то это займет много томов: атма-вичара будет иметь сто восемь оттенков, а один способ воспринимать импульс Ануграхи будет иметь огромное количество вариаций. Это настолько тонкие вещи, что уму понадобится очень много времени, чтобы их выразить. Это очень многомерное, полифоничное, гибкое, текучее и очень тонкое сознание, которое выше по уровню, чем концепции, мыслительная деятельность и все прочее. Это состояние, близкое к состоянию джняни. Но даже это является всего лишь определенным уровнем ясности.

Джняни живет, пребывая в таком состоянии день и ночь, погружаясь в него все глубже, а все остальное, что происходит, не воспринимается им как эгоистичное желание. Желания, которые возникают в уме и теле джняни, видятся нераздельными от этого присутствия. Они являются его цветением, игрой или украшением. Они его совсем не связывают, а относятся просто к функциям тела: спать, есть. О них нет думания, фантазий, грез, к ним нет привязанности. Они возникают так же, как функции желудка при переваривании пищи или функции легких при дыхании.

Для людей желания являются чем-то, что их сковывает. А в случае с джняни желания являются просто частью праны (энергии), связанной с этим сознанием. Не будет праны, и они будут мгновенно оставлены.

Текст:

«Искатель: Я только пытаюсь понять точку зрения джняни на мир. Воспринимается ли мир после самореализации?

Махариши: Зачем беспокоить себя мыслями о мире и о том, что произойдет после самореализации? Сначала осознайте себя. Какое имеет значение, воспринимается мир или нет? Приобретаете ли вы что-нибудь для помощи своему духовному поиску невосприятием мира в состоянии глубокого сна? Наоборот, что вы теряете сейчас при восприятии мира? Совершенно несущественно для джняни или аджняни, воспринимает он мир или нет. Мир виден обоим, но различны взгляды на него».

Рамана как всегда парит очень высоко. Кажется, что вроде бы все просто. Только с годами можно понять величие того, о чем говорит Рамана. Понять Раману – это понять тысячи томов. Реализовать взгляд – это реализовать все. Даже спустя тридцать лет, перечитывая Раману, вы можете открывать для себя новые уровни.

Вы практикуете учение, которое называется «недвойственная завершенность». Веданта – конец всякого знания, адвайта – недвойственность. Но когда вы касаетесь этой недвойственной завершенности, вы видите, что конца ей нет. Чем глубже вы в нее входите, тем все большую непостижимость и безграничность обнаруживаете. Когда вы сольетесь с этой непостижимостью и безграничностью, вы обретете качества, которые будут настолько отличать от связанного состояния, что вы ощутите полную свободу. Вы действительно почувствуете: «Я свободен от страха смерти, от цепляния за «я», от любых привязанностей, от мыслей и связанности концепциями». Но это только самое начало, поскольку достижение освобождения не является конечной точкой. Я вам скажу, что достижение освобождения является лишь начальной точкой.

После достижения освобождения происходит бесконечное углубление понимания недвойственности. Освобождения можно достичь в теле человека, но затем это углубление происходит в различных телах, например в теле божества. Это уже следующие этапы эволюции.

Рамана – это тот, кто достиг освобождения в теле человека.



СловарьА
Термины загружаются...
Свернуть