Главная Паломничества Магазин
Поддержать

25.10.2004

Наставления Гуру Падмасамбхавы «Пять типов величия».

Текст:

«Мастер Падма сказал: Во время практики Дхармы ты должна обладать пятью типами величия.

Госпожа спросила: Каковы они?

Мастер Падма ответил:

1. У тебя должен быть учитель, хранящий великие устные наставления.

2. Эти устные наставления также должны быть наделены величием глубинного пути искусных средств.

3. Ты сама должна обладать величием силы духа, претерпевая трудности.

4. Ты должна обладать величием стремления к практике Дхармы.

5. Ты должна обладать величием решимости к практике.

Пока у тебя нет пяти этих типов величия, ты не добьешься успехов, пытаяь освободиться из сансары».

Какова цель практики медитации, созерцания?

Цель практики – это не сама практика как таковая, а выработка качеств. Если вы эти качества выработаете как-то иначе, то все будет чудесно.

Многие полагают, что цель медитации – это увидеть вспышки в глазах и пережить какие-то сильные ощущения. Да, это бывает при медитации. Но вспышки могут быть, даже если вы сильно надавите на глаза или примите какие-то психотропные вещества, хотя я этого вам не рекомендую. На самом деле целью медитации является выработка внутри нас новых качеств, трансмутация нас как личности. Выработка качеств, присущих Абсолюту, абсолютному сознанию. Периодически йогин анализирует себя, чтобы определить, вырабатываются ли у него такие качества или нет.

Именно обладание или необладание этими качествами определяет эффективность как пути медитации, как и пути практики, потому что качества – это нечто, что открывается в вашей душе, это то, что становится вам присуще. Вы должны наблюдать за своим духовным ростом и разглядывать себя: «Какие качества за прошедшее время я посеял в своей душе? Дали ли они плоды Это очень важный момент.

Каковы минимальные качества йогина? Отрешенность, решимость, непривязанность, самодостаточность.

Отрешенность означает быть незатрагиваемым внешними факторами. Имеется в виду отрешенность от всего. Причем в лайя-йоге подчеркивается, что это не отрицание, а именно отрешенность в полноте всеприятия.

Как вы знаете, есть три типа учеников.

Первый тип учеников – пашу, связанные кармой. Это сомневающиеся, робкие, привязанные к своим женам, ищущие недостатки в учителях, плохо понимающие смысл писаний, имеющие слабую веру, но имеющие некоторую решимость и способность к концентрации.

Второй тип учеников называется вира (герои). Это решительные, уверенные, самодостаточные, бескомпромиссные, легко и быстро обучающиеся, ловкие, предприимчивые, никогда не теряющие силы духа. Это те, кого трудно смутить, йогины-герои.

Третий тип учеников – дивья (божественные). Они с детства обладают отрешением, состраданием, глубоким пониманием, пользуются доверием и авторитетом среди других, безупречно понимают смысл шастр, не привязаны ни к чему, контролируют все свои желания, самодостаточны, обладают множеством непревзойденных качеств, обходительны, имеют глубокую веру, изящные, божественные. Это категория учеников дивья.

Если мы обнаруживаем, что у нас не хватает каких-либо качеств, то это означает, что мы должны обращать на это внимание и развивать их.

В мирской жизни есть мирские люди, которые могут ради идеи, например революции, пожертвовать жизнью. Они готовы ехать в ссылку, идти в тюрьму ради следования своей идее. Всем известны хрестоматийные примеры декабристов и их героических жен. Некоторые люди ради спортивных успехов готовы на травмы, на риск, на изматывающие тренировки. Есть люди, которые готовы ради власти или денег на очень интенсивную работу с утра до вечера, отказываясь при этом от элементарных удовольствий. Например, известный миллиардер Билл Гейтс, создатель корпорации «Майкрософт», состояние которого сейчас составляет девять миллиардов долларов, не имеет даже телевизора. Он на самом деле очень отрешенный человек. Он считает, что любое другое занятие, кроме работы, – это лишнее, поэтому работает по шестнадцать часов в сутки. Сослуживцы называют его машиной для работы.

Но цель у всех этих людей ничтожная. Все их цели обусловлены этой текущей жизнью. Можно сказать, что с точки зрения освобождения и просветления они даже смешны. Тем не менее такие люди проявляют чудеса духовной силы в заблуждающемся, казалось бы, состоянии, не зная элементарных вещей. Вероятно, если бы они узнали о Дхарме, их намерение возросло бы еще больше.

Однако вы знаете о Дхарме. Когда вы знаете о Дхарме, и у вас есть глубокое сознание, то это называется величием в практике. Это то же самое, что и божественная гордость.

Вы думаете, что уважающий себя человек смотрит на неудачи других и разочаровывается от этого? Ничего подобного. Он думает: «У каждого в жизни своя судьба. Каждый должен в этой жизни сам пробить себе дорогу».

Сознание йогина всегда обладает непоколебимостью, нерушимой верой в свой духовный путь, в свои силы и в те ценности, которым он следует.

В 1995 году я пришел к одному мастеру в Крыму и поделился с ним своими планами. Он сказал: «Сейчас нет духовных искателей, поэтому твоя затея бесперспективна. Я пробовал, у меня ничего не получилось». Я ему ничего не ответил, но в душе у меня было примерно такое умонастроение: «Я даже не допускаю и мысли об том, что моя идея бесперспективна».

Любая ваша идея имеет перспективу, если вы вкладываете в нее всю свою шакти, потому что ваша идея – это идея Абсолюта, идея Бога. А что может противостоять идее Бога? Если вы абсолютно верите в свою идею и идете с ней до конца, то она перестает быть поверхностной мыслью, а становится санкальпой, или иччха-шакти. А иччха-шакти обладает колоссальной силой проявляться, воплощаться.

Например, если ваша санкальпа – стать пробужденным, стать Буддой, то она обязательно воплотится. Если у вас есть санкальпа божественной гордости, которую вы правильно практикуете, то вы обязательно обретете все подобные качества.



СловарьА
Термины загружаются...
Свернуть