Главная Паломничества Магазин
Поддержать

02.10.2004

Текст «Кодекс Мастера»:

«Глава 13. Касание духа.

2. Когда Беспредельный Дух избирает ученика, вся его жизнь меняется. Касание Духа делает бессмысленными все цели этого мира».

На санскрите касание духа называется шактипатха, Ануграха. Это мощный импульс пробуждения, исходящий от нашего высшего «Я», который заставляет человека переоценить все его ценности и начать обращать внимание на контакт с этим высшим «Я».

Перестройка внутренних ценностей обнажает всю абсурдность так называемого мирского существования. Она делает бессмысленными все цели и пути этого мира.

Даже если мы получаем много интересных передач, практик, имеем контакт с учителями, то это еще не означает, что мы подлинно ступили на духовный путь. Подлинное вступление на духовный путь начинается тогда, когда касание Духа сделало бессмысленными для нас все цели и пути этого мира. Когда мы видим смысл только в реализации Беспредельного Духа, только в контакте с ним, только в раскрытии этого контакта. Пока мы не открыли интуитивное сознание и связь со Всевышним Источником, человеческое существо подобно грезящему, спящему наяву. И в этом грезящем состоянии оно формулирует свои цели, завязывает контакты и живет.

Когда же такое касание Духа происходит, все эти грезы видятся очень ясно, и становится понятно, что они являются не чем иным, как частью чего-то более великогобеспредельного сознания, которое стоит за всеми этими грезами.

Я всегда обращаю внимание учеников на необходимость выполнения базовых практик, потому что таким образом закладывается фундамент духовной жизни. Я им говорю: «Не стремитесь гоняться за высокими передачами. Лучше утвердитесь на духовном пути в каких-то простых вещах: отрешенность, сила воли, непривязанность, терпение, связь с учителем, устойчивая связь с духовной школой, смирение, способность отказаться от эгоизма, безупречная жизнь, соблюдение заповедей, концентрация, внимательность, осознанность при ходьбе и всех действиях». Когда вы утверждаетесь в этих, казалось бы, простых вещах, вы закладываете очень мощный фундамент духовной жизни.

Для того чтобы осуществить трансмутацию, полное и действительное преобразование себя в Богочеловека-сиддха, нам необходимо сверхусилие, сверхотречение, сверхтерпение, сверхволя, сверхустремленность, сверхбесстрастие, сверхвера, сверхрешимость. Разумеется, эти качества нельзя получить в одночасье. Их нужно годами терпеливо вырабатывать. И именно благодаря закладыванию правильного фундамента мы начинаем обретать эти качества.

Мелочный, тщеславный, цепляющийся, не верящий в себя, не верящий в высшие силы, эгоистичный, завистливый, жалкий духом, слабый волей человек не может идти по духовному пути. Он должен сделать себя другим. Это не означает, что такой человек всегда останется таковым. Духовная практика для того и предназначена, чтобы из человека, обладающего ограничениями, сделать богочеловека. Поэтому все наши недостатки можно обратить в достоинства, когда мы вступаем на духовный путь. И когда благодаря закладыванию фундамента мы трансформируем наши слабые качества в сильные, то мы на самом деле можем реализовать те великие истины, о которых говорили святые.

Текст:

«3. Касание Духа побуждает ученика день и ночь ревностно искать Путь, Мастера и его школу».

Когда мы поем мантру Прибежища, мы устанавливаем священную связь с духовным путем, с линией мастеров и со школой. Эту духовную связь подобно сокровищу ученик трепетно хранит в своем сердце. Можно сказать, что его старые мирские сокровища уступают место новым сокровищам, которые он открывает: учение, линия мастеров и та духовная школа, в которой он продвигается.

Текст:

«4. Касание Духа опьяняет тайной, свободой и силой, делая ученика бесстрашным путником, который сметает все преграды на Пути».

Когда наш дух по-настоящему нуждается, мы можем проявлять качества сверхусилия, сверхтерпения, сверхотречения и сверхволи. Наша сила воли возрастает так, что мы можем контролировать события, а не они нас. Все препятствия покоряются нам, и тогда мы на самом деле можем реализовать путь пробуждения.

Текст:

«5. Ничто не может остановить ученика, если Дух коснулся его. Ибо что может остановить Беспредельный Дух? Влекомый голосом Духа, ученик легко забывает о путях этого мира, двигаясь вперед подобно бесстрашному слону».

Влекомый голосом духа Будда Шакьямуни шесть лет медитировал на берегу реки Ниранджана, совершая умопомрачительную аскетическую практику. Влекомый голосом духа Милапера всю жизнь провел в пещере в Гималаях, выполняя садхану высшей степени сложности – садхану махасиддхов. Влекомые голосом духа миллионы духовных искателей, монахов, отшельников, авадхутов день и ночь выполняют высший тапас – медитацию, самадхи, духовную практику. Таким же образом фундаментальные базовые практики готовят наш дух и закаляют нашу волю, чтобы полностью вступить на духовный путь, подобный пути святых.

Если уж и заниматься духовной практикой, то надо заниматься ею по-настоящему, чтобы стать святым еще в этой жизни, поскольку истинное освобождение приходит лишь на стадии святости. Поэтому всех учеников я и настраиваю практиковать таким образом. Это не означает, что мы в один момент обретаем все качества святости. Думать так было бы беспечно и наивно. Вступить на путь и практиковать – это значит понемногу стяжать этот дух святости, методично и планомерно проходить от более низких ступеней к более высоким.

Сегодня для тех, кто будет получать передачи, знаменательный день. Передачи могут получать только те, кто являются учеником, выполняя требования ученика, или, по крайней мере, искренне намерены им стать. Для остальных, даже если они прослушают текст, это будет любопытным материалом, потому что силу он не будет иметь.

Линия божественной гордости – это одна из линий раздела праджня-янтры. Как вы знаете праджня-янтра – это линия мудрости. Традиционно она называется джняна-йога. Шакти-янтра – это кундалини-йога. Нидра-янтраэто йога сновидений. Джьоти-янтра – это йога света. Нада-янтра – это йога внутреннего звука. Самые главные из них на начальных стадиях обучения праджня-янтра и шакти-янтра.

Праджня-янтра в свою очередь содержит три линии учения: линия созерцания (линия обнаженного ума), линия божественной гордости (линия бхавы) и линия пространства. Линия созерцания включает в себя практики использования санкальп, практики развития внимательности и созерцания сидя или в движении. Линия бхавы включает в себя поддержание божественной гордости. Линия пространства включает в себя различные садханы с шамбхави-мудрой. Поэтому если вы хотите проверить, знаете ли вы учение праджня-янтры, проверьте, насколько вы знаете линию созерцания, линию божественной гордости и линию пространства. Только если вы освоили все три линии, можно говорить, что праджня-янтра вам известна.

Итак, что такое бхава, или божественная гордость? В тантрах говорится так: «Духовная практика есть не что иное, как бхава. Бхава является сущностью освобождения». В данном контексте слово «бхава» понимается как мироощущение, кармическое видение, переживание себя, бытие, которое определяет онтологический статус существа и делает его тем, кем оно себя считает и кем оно является. Можно сказать, что каждому живому существу присуще определенное кармическое видение и ощущение себя. Это и есть бхава.

Я всегда привожу в качестве примера распространенные сейчас тренинги и курсы личностного роста, на которых слушателей обучают тому, как можно быстро разбогатеть и прочим подобным вещам. Идея бхавы, или божественной гордости, ими часто с большим успехом эксплуатируется. Людей учат тому, как быть немного лучше, чтобы они могли больше зарабатывать. Им говорят примерно так: «Если вы бедные, то вы не сможете заработать миллион, даже если очень стремитесь к этому, потому что у вас менталитет бедняка. Вам нужно убрать рамки вашего сознания. Вам нужно создать новый образ богатого себя. Вам надо породить гордость миллиардера: вальяжность, властность, привычку к роскоши, внутреннее ощущение и видение себя богатым человеком. Когда вы обретете такое внутреннее состояние, тогда вы сможете зарабатывать большие деньги». Они так же говорят слушателям о том, что если они будут убеждать себя: «Я самый лучший и самый успешный! Я все могу! Я – победитель!», то через некоторое время они действительно начнут это чувствовать, у них все начнет получаться в мирской жизни.

На самом деле все, о чем они говорят, абсолютно реально. Эти идеи были заимствованы из учения сиддхов о санкальпе и управлении намерением. Раздел божественной гордости из праджня-янтры является как раз таким учением о санкальпе.

Приступая к практике божественной гордости, мы решаем изменить собственное мироощущение, мы решаем поменять собственный статус. Когда мы начинаем менять себя внутри, ощущая себя просветленным божеством, тогда и наша жизнь, разумеется, начинает меняться. Наши взаимоотношения и наше положение не только в материальном, но вглобальном мире тоже начинают меняться.

Практиковать божественную гордость – это значит по-настоящему реализовывать ведантическую истину «Ахам Брахмасми». Подобная передача в будущем не будет даваться начинающим. Она будет даваться примерно на четвертой или пятой ступени. Поэтому в некотором смысле можно сказать, что у вас есть особая карма ее получить.

Когда мы занимаемся садханой, то у йогина в результате практики возникают возвышенные переживания, например: ощущение величия, бесконечности, всеохватывающего могущества, бесконечной любви и сострадания, непостижимого совершенства. Такое возвышенное переживание является основой практики созерцания при божественной гордости. Когда мы настраиваемся на это переживание, непрерывно его пестуем и выращиваем, то такое возвышенное переживание с помощью регулярных тренировок вырастает в великое переживание. Говорят так: «Бхава перерастает в махабхаву».

Сначала у нас есть лишь росток этого переживания, то есть кратковременная вспышка. Такое состояние называют раса, или вкус. Как можно узнать расу? Например, когда-то вы слушали возвышенную музыку или смотрели фильм, который сильно воодушевил вас и изменил ваше сознание, и вы почувствовали: «Вот это да!» У вас было очень возвышенное состояние. Такое ощущение возвышенного восторга – это примерно то, что называют раса, вкус. Но в тот момент вы ощутили ее в связи с чем-то внешним.

Когда мы испытываем этот вкус благодаря передаче и обучению, мы начинаем его пестовать, и тогда он начинает развиваться и вырастать. Это подобно тому, как маленький росток вырастает в деревце. Когда мы его пестуем, мы постоянно настроены на это возвышенное и величественное состояние. Когда это состояние постоянно продолжается, то это переживание называют бхавой. Если мы очень глубоко погружаемся в это состояние, оно непрерывно сопровождает нас день и ночь, вытесняя все наши мелкие ощущения и нечистые переживания. И такое переживание называется великое переживание, или махабхава. Наконец, когда это великое переживание достигает кульминации и полностью растворяет наше личностное «я», то это называют свабхава, или естественная природа. Таким образом, на пути развития божественной гордости есть стадии: вкус (раса), переживание (бхава), великое переживание (махабхава) и исконное состояние (свабхава).

В тантрах говорится так: «Отвергнув все другие переживания (бхавы) следует обрести прибежище в великом переживании – махабхаве. Бхавой достигается освобождение и высшее счастье».

Мы будем сегодня читать текст «Свабхава упадеша чинтамани» («Путь божественной гордости»), который описывает процесс пестование бхавы. А потом, выполнив барьерные практики, вы получите передачу в эту садхану.


Есть текст Шри Ади Шанкарачарьи, называемый «Брахманачинтанам» («Созерцание Брахмана», или «Созерцание абсолютной Реальности»), который описывает путь развития божественной гордости.

Текст:

«Воистину Я – Высший Брахман, Неуничтожимый, известный как Всепроникающий». – Кто с уверенностью так размышляет, тот свободным станет. Другой же в цепях незнанья пребудет.

2. О, разум! Медитируй с убеждением: «Я воистину Высший Дух, ибо сущность Моя – Чистое Сознание, и нет для Меня привязанностей, ибо никакие усилия не могут ограничить Меня иль уничтожить».

3. «Воистину Я – высший Брахман, и ничто иное как Брахман». – Вот так медитируя, брахман в Брахмане должен утвердиться.

4. «От всех ограничений свободное, Я – Сознание Вечное, Я есть ТО – Верховный Абсолют». – Этой истине внимая, как можно в то же время принадлежать касте какой-либо или времени жизни?

5. «Я есть Абсолют, Брахман» – кто это знает, тот сам становится всем этим. Даже боги не могут ему вред причинить, ибо он становится и их Душою».

Сущность нашего неведения, нашего сансарного видения заключается в ложной самоидентификации. Ложная самоидентификация означает, что у нас есть устойчивая идея «я есть тело» («ахам дехасми»). Когда эта устойчивая идея «я есть тело» заполняет наше сознание, то возникает самопроизвольная вера в нее. Эта вера ни на чем не основана, кроме как на постоянно идущих впечатлениях. Эта вера априорная, бездоказательная. Просто мы постоянно чувствуем себя находящимися в теле. И благодаря тому, что это ощущение длится непрерывно, такая вера возникает. Именно эту ложную веру йогин должен выкорчевать на пути божественной гордости. Вместо ложной веры «я есть тело» («ахам-дехасми»), он должен внедрить в свое сознание новую веру «Ахам Брахмасми» («Я есть беспредельный Абсолют»).

На самом деле просто пробормотав «Ахам Брахмасми», мы не станем едиными с Абсолютом, поскольку даже такое декларативное утверждение «Я есть Абсолют», услышанное из ведантических текстов, ничего не меняет. Почему? Потому что «Я есть Брахман» говорит наш поверхностный ум, а глубинные кармы, говорящие «я есть тело» («ахам-дехасми»), прочно укоренены в подсознании и сверхподсознании. Это означает, что, породив новую веру, новую самоидентификацию, мы должны внедрить ее на самые глубокие уровни сознания, подсознания и сверхподсознания, пока эта новая вера, эта новая самооценка и видение себя полностью их не вытеснит, пока все нечистые бхавы не будут вытеснены новой махабхавой, то есть великим переживанием.

По большому счету прямо сейчас мы являемся безграничным сознанием, прямо сейчас мы погружены в океан вечности, прямо сейчас мы являемся возвышенными, беспредельными и непостижимыми. Однако мы этого не чувствуем. Мы чувствуем различные ограничения. Они ощущаются потому, что наше сознание отождествлено с периферией, с грубыми слоями. Они не обладают тонкостью, они отождествляются с грубым, то есть с тем, что воспринимается. Поэтому, когда мы пребываем на грубых слоях сознания, у нас есть отождествление с физическим телом. Практика божественной гордости означает, что мы кардинально сменяем собственную самооценку, можно сказать, мы начать расти в своих собственных глазах.

Когда мы говорим «божественная гордость», то это не имеет ничего общего с гордыней, с мирским самодовольством. Наоборот, в относительном, мирском смысле такой человек становится подлинно смиренным, потому что утверждение «Я есть Абсолют» относится не к эго, не к понятийному уму, не к поверхностным слоям нашего «я». Оно относится к самым глубинным, самым сущностным слоям нашего сознания.

Текст:

«7. Я есмь высший Атман, и ничто иное. Воистину Я - Брахман, Беспредельная Реальность. Я не сопричастен горю. Я выражен как Бытие, Сознание, Блаженство, и сущность Моя – Вечная Свобода.

8. «Я Брахман Есмь». – Кто живет с этой верой непрестанно, того не коснутся ни препятствия, ни дурная карма.

9. «Я есмь Беспредельный Абсолют». – С этим утверждением постоянным верши свой духовный путь и пребывай в счастье!

10. Кто хотя бы на мгновенье в медитации себя осознает «Я есмь Брахман», тот даже тяжкие грехи свои разрушит, подобно тому, как тьма растворяется в лучах восходящего солнца.

14. Я непоколебим и беспределен, Я исполнен Наивысшей Радости, Я Бесконечен, Я Нерожденный, Я Бессмертный.

15. Я Вечен и Неизменен, Бестелесен и Неуничтожим.

17. Не имею начала, середины, конца. Я не связан ничем и никогда. По природе своей Я Ясен и Чист. Воистину Я есмь Беспредельный Абсолют. И нет в этом сомнений.

18. «Я вечно свободный», – в этой истине ты утвердись. Если же трудно ее осознать, то хотя бы слова эти непрестанно повторяй.

19. О чем думаешь, тем и становишься. Так отбрось же сомнения и с решимостью упражняйся в созерцании».

Причиной омраченного сансарного видения является устойчивая вера «я есть человек», «я есть тело». Исходя из всех этих отождествлений вырастают все другие более мелкие отождествления. Например, представьте, что сейчас вам бы сообщили, что вы наследный принц британского престола. То есть пришла бы телеграмма, или каким-то другим способом связи вам сообщили, что вас приглашают занять освободившийся трон Великобритании. Возможно, вы бы в один момент почувствовали, что все ваши старые связи начали бы отпадать (если вы, конечно, не стали еще монахом, и для вас еще имеют значимость все эти вещи). В один момент вы бы почувствовали, что вся ваша жизнь начинает меняться, ваше ощущение себя и ваша самооценка невообразимо вырастают. Таким же образом, когда мы медитируем «Я есть Абсолют», развиваем и пестуем божественную гордость, то это означает, что мы открываем в себе возвышенное состояние духа и тренируемся пребывать в нем насколько возможно долго, пока это возвышенное состояние не станет нашей второй натурой, а затем и первой.

Кто есть святой? Святой непрерывно пребывает в недвойственности, осознав эту истину. Он больше не заблуждается. Таким же образом, когда мы кардинально меняем собственную самооценку, то видение мира, процесс духовной практики тоже радикально меняется. Даже если мы делаем асаны, пранаямы, посещаем учителей, читаем книги, то это все на самом деле делает то же самое эго, которое устойчиво держится веры «я есть тело». Чем бы мы ни занимались (гоняли энергию, гуляли в тонком теле в астральным мирах, исцеляли и т.д.), вся наша духовная практика исходит из такой ложной веры, а поэтому ничто не меняется. Казалось бы, человек становится более изощренным в различных учениях, чувствует энергию, знает много практик, но на самом деле все как было, так и осталось. Почему? Потому что все это делается из состояния ложной веры. А если изначальная глубинная вера ложная («я есть тело»), то и все духовные практики являются полностью ложными. То есть они приносят какой-то временный эффект в этом кармическом видении, когда ты имеешь устойчивое ощущение «Я есть тело». Но никакого радикального изменения не происходит.

Можно сказать, что развитие божественной гордости – это нейроквантовая операция, которая работает на самом тонком уровне. В процессе такой операции мы растворяем ложную веру «я есть это тело» и порождаем новую убежденность «Я есть беспредельное Сознание». И тогда все другие практики тоже видятся под другим ракурсом.

Более подробно о самой практике божественной гордости мы будем говорить во время передачи.

«
 
02.10.2004
– 00:00:00
Загрузка...
 
  1. 02.10.2004
 
– 00:00:00
  1. 02.10.2004
СловарьА
Термины загружаются...
Свернуть