Главная Паломничества Магазин
Поддержать

26.09.2004

Текст:

«Начало пути. Первый шаг: терпение.

1. С чего ученик начинает свой путь, когда он вошел во врата школы мастера?

2. Он упражняется в безграничном терпении, способности ждать и верить. Днями, неделями, месяцами, годами напролет он терпеливо ожидает, подобно одинокому таинственному дракону в пещере, выполняя свою работу, пока его терпение не вырастет, породив безграничную веру, волю, силу духа и власть над собой и событиями».

В Одессе один человек захотел стать моим учеником. Я сказал: «Это возможно. Но сначала вам следует стать кандидатом в ученики, а через два года вы сможете стать учеником». Он спросил: «А побыстрее нельзя?» Но если мы хотим побыстрее, то это будет подольше. Дело в том, что когда мы вступаем на путь вечности, спешка неуместна. Взаимоотношения учитель-ученик, духовный путь – это очень глобальные вещи, чтобы мы могли с их помощью решать проблемы в течение нескольких недель. Поэтому я говорю: «Подожди, посмотрим. Два года – это хороший срок».

Текст:

«3. Путь к власти над собой лежит через терпение.

4. Терпение, оттачиваемое годами, становится судьбой ученика и способом жизни.

5. Тем, кто обрел безграничное терпение, Дух Пути открывает великую тайну. Он показывает, что Путь, который избрал ученик, – это Путь вечности. Вечность позади, вечность впереди. Суета здесь неуместна, быстрые успехи невозможны. Путь терпения отсекает все иллюзии и фальшь в ученике, впервые заставляя его по-настоящему уважать свой выбор.

6. Обретая терпение, ученик впервые понимает, как смотреть на себя и мир глазами вечности. Те, кто сдался, кому не удалось пройти ступень терпения и обрести целостность, всю оставшуюся жизнь продолжают грезить, ибо Дух вечности не коснулся их. У них есть единственный Путь – начать Путь терпения сначала».

В монастырях дзен в Японии или в Китае обычно в ученики принимают так. Ученик приходит и стучится во врата монастыря. Выходит старший монах, страж Дхармы, и довольно грубым голосом отвечает ему, что все места заняты, монастырь переполнен, для него места нет, поэтому ему лучше пойти и поискать другой монастырь. Удрученный ученик начинает собирать вещи. Однако если кто-либо из старых мирян отнесется к нему с состраданием, то он скажет ему, что это просто испытание его силы воли и решимости, что надо остаться здесь и подождать, что кто-то из монахов или учитель выйдут и поговорят с тобой. Тогда ученик садится перед воротами и ждет. На него не обращают внимания сутки, вторые. Ему очень трудно, но он продолжает сидеть из последних сил. За тем, как он себя ведет, наблюдают старшие ученики-монахи. Они смотрят, есть ли у него сила духа или нет.

Если ему удалось высидеть трое суток, старший монах говорит: «С вами хочет побеседовать настоятель». Когда его приводят к настоятелю, тот говорит: «Ну что ж, у тебя есть некоторая решимость. Похоже, что ты достоин стать монахом-учеником в нашем монастыре».

Текст:

«6. Обретая терпение, ученик впервые понимает, как смотреть на себя и мир глазами вечности.

Пестование воли.

1. Каков второй шаг ученика на Пути? Он упражняется в обретении безграничной воли. Воля есть энергия самого Духа.

2. Воля есть бесценный подарок Беспредельного Духа человеку. Но воспользоваться им может лишь тот, кто доказал свое право обрести власть над ней.

3. Как обретается власть над волей? Власть над волей обрести невозможно, ибо она сама и есть источник верховной власти. Однако, можно получить ее покровительство, заслужив ее уважение и взяв ее в союзники.

4. Сила воли Мастера так безгранична, что даже боги уважают его. Ученику предстоит обрести эту силу».

Обычно говорят, что существует три рода энергии: джняна-шакти (энергия мудрости), иччха-шакти (энергия воли) и крийя-шакти (энергия действия). Когда мы развиваемся на духовном пути, мы сначала овладеваем джняна-шакти. Затем мы овладеваем иччха-шакти. Наконец, на высшей стадии мы развиваем крийя-шакти.

Многие из тех, кто изучает учение адвайты, читали различные тексты Шри Раманы Махариши, Нисаргадатта Махараджа, Рамеша Балсекара и других авторов. То есть они знают много различных текстов и знают философию адвайты. Тем не менее это знание всего лишь умственное, потому что у них есть только сила мудрости (джняна-шакти), а силы воли (иччха-шакти) нет. Поэтому они не могут полностью реализовать свое знание.

Текст:

«5. Путь к свобождению преграждают могущественные силы вселенной, управляющие судьбами всех существ. Эти силы обладают безграничной волей, которой не может противиться никто из людей. Ничто не сможет как-либо заставить их изменить свое намерение, кроме другой еще более могущественной и безграничной воли – воли человека, который стал Мастером.

6. Только безграничная воля Мастера способна вмешаться в ход старых событий и перевести стрелки судьбы. Обычному безвольному существу это не под силу, поэтому оно подобно пленнику в темнице, мухе, увязшей в меде, птице, запутавшейся в силках».

Наша судьба, наша карма контролируется могущественными божественными существами. До тех пор, пока йогин не разовьет свою волю настолько, чтобы эти могущественные существа не изменили свое решение и не отпустили его на свободу, человек находится полностью под контролем закона кармы.

К примеру, есть история о махасиддхах Горакханатхе и Матсиендранатхе. Говорится, что сиддх Горакханатх спас Матсиендранатха благодаря своим мистическим силам. Он узнал, что Матсиендранатху осталось три дня жизни. И поскольку Матсиендранатх, который благодаря проклятью вошел в иллюзию, был учителем Горакханатха, то Горакханатх захотел его спасти. Тогда с помощью своей мистической силы он отправился на небеса Ямы, где встретился с Ямой, Богом Ямараджей, который контролирует человеческую жизнь и смерть, и спросил: «Ты знаешь, кто я такой? Я – Горакханатх». Яма ответил: «Я знаю, кто ты такой». Горакханатх сказал: «Тогда лучше вычеркни имя Матсиендранатха из книги жизни и смерти. Лучше меня не раздражай». Яма смутился и сказал: «Да, да, конечно, я вычеркну его имя». Таким образом жизнь Матсиендранатха была продлена благодаря огромной духовной силе Горакханатха. Сила реализации, сила воли Горакханатха была настолько велика, что даже Яма уважал его. То есть даже боги, управляющие человеческими судьбами, уважают силу человека, достигшего духовных высот.

Текст:

«7. Развив безграничную волю и став Мастером, ученик обретает силу направлять события так, как того желает он и никто больше. Его желание и желание Беспредельного Духа становятся одним, поэтому события подчиняются ему и движение по Пути становится возможным».

Дело в том, что пока наша воля не развита, мы не контролируем события внутри нас, мы не можем моделировать ситуацию в нужном для нас направлении.

Некоторые из учеников-мирян мне говорят: «Я хочу пройти такой-то ритрит или такой-то ритрит». Я говорю: «Пожалуйста, приезжайте в Дивья Локу и проходите. Нет никаких проблем». Через год они со мной встречаются, и, вздыхая, опять говорят: «Я так хочу пройти такой-то ритрит или такой-то ритрит». Я говорю: «Пожалуйста, приезжайте! В чем проблема?» Они говорят: «У меня еще слишком много неоконченных дел». И это длится годами. Я спрашиваю: «Когда же эти дела закончатся?» В сансаре дела никогда не закончатся. И дело вовсе не в том, что много неоконченных дел, а в том, что отсутствует иччха-шакти – способность управлять событиями, направлять их так, как вам это требуется.

Когда ученик развивает силу воли, его иччха-шакти излучается наружу, поэтому он может моделировать ситуацию и направлять события так, как он этого хочет, используя это для своей духовой практики.

Текст:

«8. Когда обретена хотя бы часть воли, нет на свете того, чего ученик не мог бы добиться».

Можно привести простой пример: если бы вы узнали, что через неделю пребывания в этом зале вы обретете очень глубокое духовное состояние, полное просветление, то смогли бы вы ради этого остаться здесь на неделю? Вам бы давали еду, но вам бы пришлось быть только здесь, никуда не выходить отсюда. Вы таким образом можете протестировать себя. Если бы вы смогли, то это значит, что у вас уже достаточно есть иччха-шакти, ваша сила воли накоплена.

Еще пример: если бы вам сказали, что завтра вы поедете в Африку или в Индию, и там вас на тысячу процентов ожидает духовное пробуждение, то смогли бы вы завтрашним рейсом улететь туда? Если да, то тогда я удивляюсь, почему вы еще сидите здесь, а не практикуете в Дивья Локе.

Реплика из зала:

«Так там же это может произойти не за неделю, а за двенадцать лет».

Двенадцать лет с точки зрения вечности – это не так уж и долго.

Текст:

«8. Когда безупречная воля направляется на желаемое – результат приходит сам. Если результат не приходит, это значит, что воля не развита, или выбрано неверное направление. Развитая воля дает ученику безграничный контроль над собой и любыми событиями в своей жизни. Единственное, над чем невозможен контроль, где бессильна даже безграничная воля – Беспредельный Дух, ибо воля лишь его энергия, его часть.

9. Те из учеников, кто обрел терпение, но не сумел развить безграничную волю, умеют только верить и надеяться. Но они не могут направлять события и добиваться желаемого. Перевести стрелки судьбы им не под силу, так как воля могущественных существ, контролирующих их жизнь, оказывается намного сильнее».

Могущественные существа, контролирующие нашу жизнь, – это тонкие божественные духи, или ангелы, божества-хранители. Это не есть что-то отдельное от нас. Это тонкие творческие энергии, существующие в каналах нашего тела. Они превосходят нас по силе интеллекта, мудрости, ясности. Тем не менее для нас они кажутся чем-то отдельным, потому что мы еще не обрели недвойственного сознания и еще с ним не воссоединились. Это тонкие каузальные кармические программы, которые определяют нашу судьбу, нашу интуицию, творчество, продолжительность нашей жизни, наши тонкие генетические программы, наши способности и прочие вещи. Эти тонкие энергии мудрее, чем мы сами в относительном измерении.

Поскольку они мудрее, то они контролируют нас самих в этом мире. И делают они это в полном соответствии с нашей прошлой кармой. То есть они все контролируют самым благоприятным на данный момент для нас способом. Они нас контролируют не из-за того, что желают создать нам какие-то ограничения. Наоборот, они направляют нас так, как мы того заслужили в соответствии с прошлыми событиями и поступками. Это закон кармы – воздаяние. Но если мы превосходим обычный уровень осознанности и заявляем о себе как о более высокоразвитом существе, то закон кармы начинает меняться. Это напоминает следующую ситуацию: если у родителей есть ребенок, то они начинают контролировать его в соответствии с детскими представлениями. Но если ребенок заявляет о себе как о высокоразвитом существе, даже превосходящем родителей по концентрации, ясности и самостоятельности, то родители говорят: «Ты уже самостоятелен, дело твое». Либо ребенок уже сам, не слушая родителей, начинает направлять свою жизнь.

Что-то наподобие этого происходит тогда, когда йогин обретает сильную волю. Он может превосходить ограничения кармы и те силы, которые управляют его судьбой. Он может перевести стрелки своей судьбы.

Текст:

«10. Как пестуется безграничная воля? Через глубокое сосредоточение. Мастер лично ведет ученика, обучая его сосредоточению.

11. Как еще пестуется воля? Через отрешение. На пути развития воли нет такой вещи на свете, от которой ученик не мог бы отрешиться, даже если эта вещь – он сам. Безграничная воля пестуется только с помощью Мастера, самому ее обрести невозможно, разве только в мечтах. Ибо, двигаясь сам, рано или поздно ученик захочет убедить себя, будто бы он ее уже обрел.

12. Истинный Мастер, обучая ученика, всегда начинает с того, что учит его терпению и безграничной воле. Если он не учит этому ученика, это может означать только две вещи: либо Мастер не имеет судьбы учить других, либо ученик уже их имеет.

13. Никакое обучение невозможно, пока терпение и безграничная воля ученика не развиты. Развить безграничную волю не означает потерять легкость, любовь, творчество, игривость и спонтанность на Пути. Это означает придать им бесконечную глубину».

Это были первые шаги на духовном пути, которые необходимо делать. Они общие для различных духовных линий. Далее мы будем обсуждать более конкретные и специфические шаги на духовном пути в контексте учения лайя-йоги, такие как отрешенность, понимание сути вещей, безразличие ко всем путям этого мира, отпускание себя, расслабление, растворение, недеяние, игра, вхождение в чистое измерение и прочие.

Вопрос:

«Как наиболее быстрым путем соприкоснуться с истинным состоянием, сахаджа-стхити? Двенадцать лет – это достаточно долго. Конечно, если есть терпение, то, может это и не долго. Но может можно было бы какие-то сиддхи продемонстрировать, чтобы можно было увидеть какой-то результат учения?»

Вы хотите теоретический ответ или практический?

Практический.

Поезжайте в Дивья Локу хотя бы на двенадцать лет. Это время на самом деле очень быстро пройдет. Даже через шесть лет вы к этому состоянию подойдете. С точки зрения вечности это быстро. К Рамана Махариши приходили искатели и говорили: «Я практикую садхану уже двадцать лет. Я ездил туда и туда, тем не менее я не удовлетворен своим духовным путем».

Естественное состояние настолько близко, что мы даже не можем этого понять. Оно так просто, что мы не можем в это поверить. Святые говорят: «Оно не дальше, чем твоя ладонь». Но отсутствие бдительности и осознанности не дает нам войти в естественное состояние.

В повседневной жизни у нас бывают различные переживания, когда на миг приоткрывается естественное состояние. Когда вы сильно испуганы, из-за чего понятийный ум парализуется, когда вы сильно обрадованы, когда возникает сильное желание, а вы его не удовлетворяете, когда возникает стресс или ситуация выходит из-под контроля, когда вы сталкиваетесь с чем-то парадоксальным или необычным – все это ситуации, когда ваш понятийный ум сжимается на некоторое время. Если вы будете осознанны в этот миг, то откроете большое пространство осознанности и глубину. Это один из способов войти в сахаджа-стхити, который описан Даттатреей в «Трипура рахасье». В этот момент главное – не потерять осознанности, быть бдительным, за всеми событиями видеть просветляющую пустотность, расслабиться, отпустить себя и попытаться удержаться в этом состоянии. Все дело в том, что мы не расслаблены, мы не можем отпустить себя. Но если мы расслабимся, отпустим ситуацию и станем просто наблюдателями, то мы начинаем входить в пространство недеяния. И внезапно – вот оно! Прямо как на ладони.

Дальше это переживание всю оставшуюся жизнь нужно пестовать, нужно дать ему вырасти и набрать силу. Можно сказать, что мы уже в нем находимся, но наша мыслительная активность, желание забежать вперед, желание получить результаты и любое другое желание, связанное с эго не дают нам распознать это состояние, потому что оно более тонкое, чем желания и мыслительная активность.

 

 

 

«
 
26.09.2004
– 00:00:00
Загрузка...
 
  1. 26.09.2004
 
– 00:00:00
  1. 26.09.2004
СловарьА
Термины загружаются...
Свернуть