25.08.2004
- Комментарий к тексту «Сокровищница драгоценных слов и смысла»
- Антарбхава-видья
- Распознавание исконного света в момент смерти
Текст Лонгчен Рабжампы «Сокровищница драгоценных слов и смысла», глава «Детальное объяснение процесса освобождения индивидов в соответствии со своими способностями».
Этот текст описывает очень высокие состояния освобождения и то, как освобождаются святые различных категорий в первый момент бардо.
Текст:
«Детальное объяснение процесса освобождения индивидов в соответствии со своими способностями.
В общем, говорится, что количество мгновений, требуемых для освобождения в бардо, пропорционально количеству дней медитативной стабильности, длящейся на этом этапе. Здесь я объединю эти объяснения с процессом освобождения двадцати одного типа индивидов с различными способностями.
Индивиды с высшими способностями освобождаются за три мгновения. В первое мгновение они видят собственное проявление, во второе мгновение они понимают существенную разницу, а в третье мгновение они освобождаются на основе произведенного различия».
Йогины с высшими способностями воспринимают Ясный Свет и дхармату – различные проявления тонких энергий. Они находятся в присутствии, когда воспринимают их. Просто то, что раньше было видно неявно, внезапно проявляется очень явно. Они просто интегрируют то, что воспринимают, в недвойственное состояние и мгновенно полностью сливаются со Всевышним Источником.
Текст:
«Индивиды с абсолютной градацией высших способностей освобождаются в изначальной чистоте сразу же после завершения этих трех мгновений. Для остальных шести типов градаций высших способностей эти три мгновения представляют собой три момента завершенного действия. Что касается логичного обоснования большего или меньшего количества дней медитативной стабильности, то это ясно описано в тантрах.
Индивиды со средними способностями освобождаются за четыре мгновения. В первое мгновение перед ними представляются видения собственных проявлений. Во второе мгновение они понимают их как собственное излучение. В третье мгновение они успокаиваются в этом понимании. А в четвертое мгновение они освобождаются в этом спокойствии».
Души с высшим уровнем реализации сразу входят в Ясный Свет. Для них бардо является тем же, что и самадхи. Затем существуют другие души, которые входят в Ясный Свет на некоторое время, потом выходят из него. И для них проявляются видения звука и света, божества, дхармата, то есть то, что при жизни было скрыто. То, что есть в наших каналах, обусловленных телом, скрыто, но в бардо оно проявляется. Считается, что все-таки есть возможность при жизни это раскрыть: это нада-йога и джьоти-йога. То есть когда вы на высших стадиях преуспеваете в нада-йоге и джьоти-йоге, вы раскрываете секрет бардо при жизни.
Например, тот, кто проходит темный ритрит, понимает, как работает бардо. Либо, даже если вы не проходите темный ритрит, но успешно практикуете светлые практики нада-йоги, джьоти-йоги, то вы кое-что понимаете уже при жизни. У вас есть соответствующий опыт. Такой святой переживает это проявление в момент бардо, затем узнает его и мгновенно объединяет с ним свое сознание. Разумеется, это уровень, который предполагает, что йогин может объединять со своим сознанием все проявления.
Текст:
«Индивиды с меньшими способностями освобождаются за пять мгновений. В первое мгновение перед ними предстают видения. Во второе мгновение они их анализируют. В третье мгновение они понимают их как собственные проявления. В четвертое мгновение они успокаиваются в этом понимании. И в пятое мгновение они освобождаются в этом спокойствии».
Допустим, йогин находится в бардо или в самадхи, и перед ним возникает мандала. Внутри мандалы – божества, потрясающие оружием, с тысячами голов, с тысячами корон. Все это в ослепительном свете сопровождается грохотом, напоминающим раскаты грома. Если ум йогина распахнут, он может впитать в себя это созерцание, и тогда эти Божества и проявления войдут внутрь его сознания и будут интегрированы как его часть, а его ум распахивается на невообразимо безграничный простор. Он не отделяет себя от всего, что проявляется. За счет этого он укореняется в естественном состоянии.
Если же это практик с меньшими способностями, он всегда дистанцируется от переживания и его ум начинает отрицать видения. Тогда эти видения начинают оказывать на его ум влияние.
Текст:
«В данном случае эти мгновения не являются моментами завершенного действия. Количество дней медитативной стабильности доступное этим индивидам, также соответствует информации в тантрах.
Индивиды с абсолютной градацией высших способностей достигают просветления за три мгновения, после чего они естественным образом испускают эманации. Говоря более подробно, в одно мгновение исчезают ведения группы божеств. В одно мгновение появляется видение спонтанного присутствия, и в одно мгновение становится видимой истина изначальной чистоты. Однако эманации не происходят из состояния изначальной чистоты. Достигнув полного мастерства на пути таковости, они приносят пользу другим, испуская эманации, подобно тому, как быстро летящая комета излучает свет».
Йогины высших способностей достигают просветления за три мгновения. Имеется в виду полное просветление вне тела, полное, абсолютное вхождение в недвойственность. Некоторые индивиды достигают его при жизни, и тогда их называют дживанмукты. После этого их энергия проявляется в виде эманаций, в виде различных иллюзорных тел, она может помогать другим, излучаясь как манифестация их тонкого сознания. Такие святые видят группу божеств, а затем эта группа божеств исчезает, потому что растворяется, так как их ум непрерывно погружен в созерцание. Божества – это проявление наших внутренних тонких энергий. Хотя трудно сказать «наши» они или не «наши», поскольку «наши» – это тоже условное понятие. Но так говорится. И группа божеств появляется, проявляясь из каналов. Из базового учения вам должно быть известно, что в каждый определенный день разворачивается определенная группа божеств, соответствующая определенным мудростям.
Группа божество, соответствующая каждой чакре и мудрости, появляется в определенном ореоле света. Но благодаря созерцанию эта группа божеств сразу растворяется, она как бы втягивается в естественное состояние. И в одно мгновение проявляется безупречная чистота и пустота Ясного Света.
Говорится, что энергии такого святого проявляются как свет, который возникает в хвосте кометы.
Текст:
«Они способны приносить пользу другим в течение трех дней. Индивиды с кульминационной градацией высших способностей находятся в бардо один день».
Для высшего святого бардо как такового вообще не существует. То есть он не останавливается в промежуточном состоянии, а мгновенно входит в недвойственность. Это подобно тому, как капля масла вливается в масло, как вода вливается в воду, как искра соединяется с пламенем. Йогин, чей ум растворился при жизни, также осуществляет такое мгновенное слияние. Однако поскольку это сделать нелегко, многие Святые достигают совершенства, только когда они уже свободны от тела, от каналов, от энергий, когда их не связывают праны и каналы. Поэтому здесь говорится о пребывании в течение одного дня.
Текст:
«Они созерцают естественные проявления в виде совмещенных мудростей. Помимо этого из их собственных глаз появляются два пламени изначальной мудрости, которые сжигают эти видения, попадая в них подобно снарядам. После этого видения восходят беспрепятственно, и у этих индивидов пробуждается самоосознание. В результате чего они видят в них собственные объекты. Они обретают уверенность на уровне спонтанного присутствия, после чего испускают эманации аналогично свету, изучаемому кометой».
Святые уровнем пониже воспринимают видения, затем с помощью света, исходящего из глаз, они интегрируются с ними. Считается, что в бардо над сахасрара-чакрой человека располагается нечто вроде короны фиолетового пламени, которая пылает особенно сильно у тех, кто пробужден. Когда они распознают группу божеств, они объединяются с ними, рассматривая их как свою энергию, достигают полного окончательного пробуждения и затем также испускают эманации, которые некоторое время могут помогать другим, являясь в виде иллюзорных тел.
Допустим, Ним Кароли Баба оставил тело. Но через некоторое время приехал человек и сказал, что Ним Кароли Баба целый месяц гулял у него на свадьбе. И он был очень удивлен, услышав, что Ним Кароли Баба оставил тело. Другие тоже видели его эманации, которые как иллюзорные тела продолжали его лилы.
Текст:
«Индивиды с наивысшей градацией высших способностей просветляются в течение двух дней. Они остаются в переживании видения группы Божеств один день, после чего из их сердца появляется один солнечный диск изначальной мудрости, излучающий свет в десяти направлениях. На кончиках каждого из этих лучей света появляется тело Татхагаты. Посредством этого вся сфера их переживания наполняется видением природы просветленного тела. Они также обретают определенность в видении спонтанного присутствия, после чего могут приносить пользу другими своими эманациями в течение семи дней, подобно летящей комете».
Это очень тонкое описание мистических опытов очень высоких святых, супер-йогинов. Такие йогины освобождаются за два дня. Сначала они видят группы различных божеств. Это их мудрости пяти элементов проявляются в чистом видении. Элемент может проявляться в нечистом видении как река, как земля или как огонь в печке. Элемент может проявляться в теле как огонь голода (элемент огня в муладхара-чакре), как кровь и лимфа (элемент воды). Когда вы видите грубые элементы, то это их тамасичные части. А когда вы чувствуете элементы как праны (апану, саману и т.д.), то это раджасичные части элементов. Но есть еще саттвичные части элементов. «Саттва» переводится как сияние. Можно сказать, что это элементы в их самом тонком виде. Саттвичные проявления элементов всегда связаны с божествами.
Свет и божества – это чистые формы элементов. Поэтому каждому элементу соответствует определенная группа божеств, целое семейство. Есть центральное божество, от которого проявляются как бы различные ответвления. Почему возникают семейства божеств, почему возникает сложная атрибутика? Кто-то думает, что это просто человеческий разум нафантазировал. Но не совсем так. То есть на самом деле сложность божеств, их украшения возникают произвольно. Это подобно тому, как вы берете много зеркал, составляете из них отражающую поверхность и направляете на нее какую-нибудь картинку. Тогда эта картинка многократно преломляется, образуя целый узор или орнамент. Или если вы посмотрите через кристалл со многими гранями на лампу, вы увидите лампу в десятках ракурсов, образующих причудливые узоры. То же самое и группы божеств. Благодаря восприятию в бардо тонкие энергии элементов многократно преломляются, разветвляются и проявляются таким образом как целое семейство божеств. Это все становится понятней, когда имеешь опыт.
Здесь говорится, что они созерцают такие группы божеств в течение одного дня, а затем из центра груди появляется солнечный диск изначальной мудрости. Что это за диск? Это изначальный свет нашего «Я», который проявляется в виде светящейся сферы. Часто тот, кто входит в самадхи, может видеть золотой шар. И некоторые монахи описывали это. Если дыхание останавливается, они могу видеть такой золотой шар и входить внутрь него. Некоторые его называют оболочка виджняны в брахмарандре. Хотя у него нет какой-то конкретной фиксации. Также это называют линга-матра – изначальная основа, матрица тела.
Эти все видения относятся к каузальным переживаниями, к состоянию мира без формы.
Текст:
«Индивиды с совершенной градацией высших способностей находятся в бардо три дня. В течение одного дня они остаются в переживании группы божеств, а когда обретут в нем уверенность, видения изначальной мудрости предстают как единое измерение собственных проявлений. Они остаются еще один день в этом переживании. В первый день они видят свет. Во второй день наблюдают тела божеств, которые кажутся им большими и материальными. Обретя в них уверенность, они определяются на уровне спонтанного присутствия».
«Определяются на уровне спонтанного присутствия» – это значит, что они обретают более глубокое созерцательное недвойственное состояние. Почему проявляются божества? Потому что сначала они пребывают в Ясном Свете. Но силы их Ясного Света не хватает, чтобы обрести полную глубину, поэтому их уровень созерцания немного выходит из Ясного Света, и тогда начинает проявляться дхармата. Для высших святых дхармата не проявляется. То есть высший способ освобождения – это мгновенная реализация Ясного Света. Однако это предполагает, что такой человек при жизни уже имеет радужное тело. Поэтому часто говорят: «В своем теле ушел в Ясный Свет». Однако для остальных святых проявляются группы божеств и дхармата, поскольку у них есть еще тонкие энергии, которые полностью высвобождаются таким образом. Если святой не намерен перерождаться, то он быстро их освобождает и входит в высшее состояние.
Текст:
«…после чего они могут приносить пользу эманациями в течение одиннадцати дней аналогично свету, излучаемому кометой. Индивиды с высшей градацией высших способностей находятся в бардо четыре дня. Прямо перед собой они наблюдают пять групп будд, ясно проявляющихся в разном цвете».
Каких божеств наблюдают? Обычно наблюдают тех божеств, с которыми имеется кармическая связь, каким поклоняются, какими выполняют практики. Эти божества возникают во всем их великолепии ярко и ясно, представая огромными, подобно горе Меру. Даже трудно вообразить их размеры, они подобны девятиэтажному дому в чистом пространстве. Их бесчисленное множество. И если йогин обладает достаточным переживанием недвойственности, он может соединиться с этими божествами. Если он имел преданность, то просто направит свое сознание в центр божества и сольется с ним. А если он был созерцателем, джняна-йогом, то распахнет свой ум и включит эти божества в пространство своего сознания. Почему часто учителя говорят, что нужно созерцать с открытыми глазами? Потому что зрение в этом процессе участвует. Если вы не умеете созерцать с открытыми глазами, вы не сумеете впитать эти видения. Если йогин обладает способностью к интеграции, он сможет сынтегрироваться и освободить то, что возникает. Тот, кто преуспел в шамбхави-мудре, в йоге пространства, может это делать, если стал мастером в течение своей жизни.
Текст:
«В результате этого у них пробуждаются медитативные тенденции, и в течение одного дня они остаются в переживании восточной группы Божеств. Аналогичным образом они проводят по дню в видениях групп каждого из четырех направлений. Обретя определенность в спонтанном присутствии, они достигают просветления, после чего могут приносить пользу эманациями в течение четырнадцати дней».
Здесь описывается примерно то, что происходит со святым, когда он достигает радужного тела в момент бардо. Когда он так созерцает и интегрируется с божествами, его тело начинает уменьшаться. В зависимости от того, насколько он хорошо сынтегрировался, настолько его тело и уменьшается. Если он полностью сынтегрировался, его тело исчезает, а остаются волосы и ногти. То есть здесь описывается то, что святой видит внутри, то, что он переживает. А люди видят, что тело просто исчезло, осталась одна одежда. Но это тонкий процесс объединения в созерцательном присутствии.
Бывает так, что святой намеренно не выполняет такую практику, а решает сделать перенос в чистые земли и продолжить там какие-то свои оставшиеся лилы, которые еще не завершены. Либо он тоже долго не находится в бардо и не желает практиковать таким образом, он делает перенос в утробу матери, чтобы быстро переродиться и продолжить лилы на Земле. Либо он вообще не проходит бардо Ясного Света, а выделяет тонкое тело, подыскивает соответствующее чужое тело и входит в него, чтобы просто продолжить свою жизнь в другом теле, не прерывая сознания. Например, многие святые Индии (Ним Кароли Баба, Бабаджи Хайдакханский и др.) выполняли именно такой вид самадхи. Они просто меняют облик, но полностью остаются прежними в своей личности. Это один из распространенных способов сиддх долгой жизни, фактически неограниченного существования. Здесь нужно только обладать знанием процесса.
Йогин может выделять тонкое тело из физического силой кундалини-йоги или концентрацией на чакрах и управлять им.
Текст:
«Индивиды со средней градацией высших способностей постигают истину пять дней.
Это происходит следующим образом. В течение четырех дней они остаются в переживании группы божеств. Еще один день они находятся в видении изначальной мудрости. Затем из их сердца появляется луч света подобный веревке из лошадиного хвоста, который устремляется в небесную высь. Зафиксировав на нем свой взор без отвлечения, они ясно наблюдают в центре неба великую группу разноцветных божеств. Это зарождает в них полную веру, и они чувствуют в них свои собственных проявления. В этот момент как никогда важны наставления по развитию устремленности, подобные прыжку сына в материнские объятия».
Кто при жизни преуспел в самоотдаче, самотрансценденции и созерцании, тот тоже может выполнить подобную садхану. Кто сумел при жизни отказаться от «я», без труда может интегрировать подобное видение. Видение золотого шара, который соединяется лучом света через анахата-чакру, может возникать и при жизни: при практике джьоти-йоги, при концентрации на анахата-чакре. Здесь йогин освобождается, интегрируясь с этим лучом света и входя в глубокое присутствие. Тогда божества воспринимаются как его собственные эманации, а он реализовывает полноту просветления.
В момент бардо, если вы изучаете базовые учения, описывается, как шары света исходят из центра груди. Йогин соединен с этими шарами света лучами света, или нитями наподобие нитей парчи. Если он интегрируется с этими лучами света, он входит в глубокое созерцательное присутствие в недвойственности. Он узнает божества как свои праны.
Текст:
«Затем применяются наставления, подобные непоколебимому золотому скальпелю, когда их осознавание сливается с этим переживанием. Не задерживаясь в этом переживании, их осознавание сливается с состоянием изначальной чистоты».
Наставления, подобные непоколебимому золотому скальпелю, – это наставления о том, как пребывать в предельно полном обнаженном присутствии, не вынося ни малейших двойственных суждений. Это предельно тонкое переживание, используемое в джьоти-йоге, в шамбхави-мудре, когда йогин очень глубоко находится в присутствии и его состояние супер-наитончайшее. И если позволить уму чуть-чуть колыхнуться, то это значит все сбить и войти в двойственность, выпасть из этого состояния. Но благодаря такому присутствию ум распахивается очень глубоко.
Текст:
«Не задерживаясь в этом переживании, их осознавание сливается с состоянием изначальной чистоты, о чем говорится в наставлениях, подобных «Не возвращающейся стреле, выпущенной на милю». Они могут приносить пользу эманациями в течение двадцати одного дня.
Индивиды с низшей градацией высших способностей задерживаются в бардо на шесть дней. Четыре дня они задерживаются в переживании группы божеств. Они остаются еще один день в видении изначальной мудрости и основного пространства явлений. После этого из их собственных глаз появляются два светящихся зеркала изначальной мудрости, которые излучают бескрайние видения. Одно из них остается вверху, в виде одной группы божеств, а еще одно наблюдается впереди в виде огромной группы божеств. Достигнув в них определенности, они пробуждаются и получают возможность приносить пользу эманациями в течение двадцати пяти дней».
Индивиды высших способностей низшего уровня останавливаются в бардо на шесть дней, чтобы растворить все кармы, которые возникают. Четыре дня они созерцают семейства божеств. Один день они остаются просто в состояние пустоты. Благодаря энергии, исходящей из глаз, появляются, как здесь говорится, «два светящихся зеркала изначальной мудрости». Но это не зеркала в физическом смысле, это излучения света, возникающие из глаз тела света, которое возникает в то время. Каждый, даже обычный человек, на некоторое время в бардо получает тело света. В дхармате даже тело обычного, то есть мирского, человека состоит из света. Только через некоторое время оно исчезает и затем возникает более нечистое состояние, и соответственно, тело принимает другие состояния. Благодаря интеграции через глаза такого света, проявляются бескрайние видения, происходит интеграция с божествами.
Здесь описаны примерные сроки. По большому счету невозможно сказать, как именно тот или иной святой конкретно достиг реализации. Когда говорится двадцать один день, семь дней и прочее, то это примерная градация. Поскольку такой опыт очень тонкий, его детально невозможно описать, он всегда субъективен. Это подобно тому, как у всех по-разному пробуждается аджна-чакра.
Когда-то лет в восемнадцать я спросил у одной ясновидящей: «А как аджна-чакра раскрывается?» Она была с детства ясновидящей, а на тот момент ей было уже лет сорок. Она сказала: «Этому предшествуют некоторые переживания». Я спросил: «Какие?» – «Ну, допустим, может возникнуть ощущение, что у тебя в межбровье как будто вращают отверткой – это знак того, что у тебя открывается третий глаз». Я практиковал и все ждал такого ощущения. У меня ничего похожего на ковыряние отверткой в голове не было. Тем не менее энергия кундалини пробудилась, просто открытие аджна-чакры было другим: возникали видения и свет, ощущалось распирание в межбровье. Тогда я понял, что не следует слишком буквально воспринимать описание опытов. Все равно это зависит от твоих карм и каналов. То есть это вещь субъективная.
Текст:
«Индивиды с абсолютной градацией средних способностей определяются в течение семи дней. Они остаются в видении группы божеств пять дней. Еще по одному дню находятся в видении основного пространства природы явлений и зерцалоподобной мудрости».
Очень святому йогину, который реализовал естественное состояние, не надо ждать бардо, чтобы увидеть божества. Он их видит при жизни. Можно сказать, что они сопровождают его постоянно. Не только те, кто молятся, выполняют тантрические садханы и призывают божеств, видят божеств. Даже если вы не выполняете никаких практик, вы начинаете видеть тонкие энергии. Это и есть божества. Но божества зависят еще и от культурной склонности ума, поскольку тонкие энергии принимают ту форму, которую тебе привычно видеть. То есть ты интерпретируешь ее как Даттатрею, Раму, Христа, Ханумана. Но если ты видел других божеств и привык к ним, ты увидишь других божеств, например: Озириса, Изиду, Сета, Гора, Одина, Локи, Бальдра или Тора. Но на самом деле это просто чистое состояние ума.
Если йогин реализовывает состояние глубокого присутствия, он обязательно видит такие тонкие проявления в виде божеств или в виде очень тонких состояний энергии, которые чувствует как божественные. Исключение составляют лишь те, кто медитируют на абсолютную пустоту, игнорируя любые энергии. Они вообще не касаются никаких энергий, а медитируют на пустоту, где нет ничего святого. У них принцип такой: или пан, или пропал. То есть если такой йогин достигнет успеха, то он сольется с Ясным Светом, достигнет освобождения еще в первом бардо. Но если же ему не удастся так отполировать свой ум и растворить свое «я», то он может выпасть из бардо и попадет в обычное, мирское измерение, поскольку не научен работать с энергиями. Поэтому часто бывало так, что дзенский монах был медитатором на пустоту, а переродился духом лисы. Почему такое происходит? Потому что он игнорировал закон кармы, переоценил свои силы в медитации на пустоту и самоосвобождении. То есть можно думать, что все есть пустота, а внутри себя иметь совершенно неосвобожденные энергии, которые играют.
Если же работа ведется с созерцанием и с интеграцией с энергиями, то обязательно проявляется чистое видение. И тогда мы понимаем, что же такое принцип чистоты, откуда исходит понятие чистоты. Мы видим, что все, что есть чистого в мире людей, – это просто более высокие миры, это их проекции. Чистые видения имеют в своей основе определенную медитативную погруженность. Чистое видение не может возникнуть, если нет медитативной погруженности. Поэтому какое-то чистое проявление – это обязательно фактор медитативной погруженности.
К примеру, янтры – это пример материализации чистых видений. Они возникли благодаря тому, что в наших каналах есть медитативная погруженность. Такие видения есть, например, в каналах Гуру или в каналах Васудевы, который их рисовал. Когда вы созерцаете такие чистые видения правильно, то ваше тонкое медитативное состояние постепенно проявляется само. Поэтому даже просто созерцать такие образы – это значит медитировать, потому что нельзя их просто поверхностно созерцать, так как вы при этом обязательно в них глубоко погружаетесь.
Текст:
«После этого из их сердца появляется одна форма тела божества, которое излучает бесчисленные кальпы, пробуждающие в них самоосознание. Когда их осознавание набрало силу, они получают возможность приносить пользу эманациями в течение двадцати шести дней аналогично летящей комете».
Если йогин преуспел в медитативной стабильности и в глубоком созерцании, он видит проявление божеств при жизни. Например, в сновидениях или тонким зрением. Но если он еще обладает мощной шакти, то они даже наяву могут проявляться, материализовываться. Такие проявления описаны в книге «Путь божественной гордости».
Текст:
«Индивиды с кульминационной градацией средних способностей задерживаются в бардо на восемь дней. Они задерживаются в видении группы божеств на пять дней и еще три дня находятся в видении четырех изначальных мудростей. После этого они созерцают над собой разнообразных божеств изначальной мудрости и обретают в этом определенность. Они могут приносить пользу эманациями в течение двадцати семи дней.
Индивиды с наивысшей градацией средних способностей задерживаются в бардо на девять дней. Пять дней они задерживаются в видении группы божеств. Еще четыре дня они задерживаются в видении изначальной мудрости. После этого они обретают определенность и постигают все переживания, подобные зеркальным отражениям. Благодаря такому видению они достигают стабильности и получают возможность приносить пользу эманациями в течение тридцати дней».
По мере убывания способностей йогина увеличивается количество дней в бардо. Когда же йогин полностью реализовал состояние недвойственности, для него бардо как такового не существует. Можно сказать, что для него мир явлений – это бардо. Поэтому Сараха пел: «Не существует разницы между миром явлений и миром бардо. Тот, кто растворил свой ум в изначальной основе, где увидит различия?»
Когда «я» растворяется в изначальном состоянии, такой йогин при жизни воспринимает весь мир как проявление своих энергий. При жизни он воспринимает все как божественные энергии и постоянно объединен с ними.
Поэтому когда мы говорим о практике недвойственного созерцания, можно сказать, что мы пытаемся стать йогинами наивысших способностей. Хотя должно пройти время, даже прежде чем мы просто поймем, что это такое. Не станем, а хотя бы просто это поймем.
Вопрос:
«Чем хуже способности у йогина по растворению в Ясном Свете, тем дольше у него способность к проявлению сострадательных эманаций. Там, по-моему, йогин последней категории восемь дней проводит в бардо, а тридцать дней у него есть возможность проявлять эти эманации. Получается, если Ним Кароли Баба тридцать дней проявлял сострадательные эманации, то он йогин не высших способностей?»
Не совсем так. Здесь еще есть свобода воли. Некоторые йогины сознательно откладывают такое проявление и проявляются на более грубых уровнях. То есть у них есть определенные обязательства, поэтому они откладывают полное слияние. Считается, что йогин, который полностью объединяется с недвойственностью, может проявлять свою сострадательную активность, исходя уже из естественного состояния. Это не какие-то конкретные эманации, это уже совсем другой уровень. Если он пошлет, то он пошлет аватара. Но здесь имеются в виду иллюзорные тела, которые возникают именно в момент такого бардо. Они не постоянны, а временны. Они излучаются благодаря оставшимся кармам. Когда же эти кармы исчерпываются, то они тоже исчезают. Но если святой решает задержать этот процесс, он может его откладывать сколько угодно. Он может проявлять свои игры таким образом. Он может сколько угодно лет перерождаться в чистых землях. Например, Падмасамбхава ушел в страну ракшасов. Это означает, что игры его иллюзорного тела там продолжились. А Миларепа ушел в одну из чистых земель. Эти игры продолжаются бесконечно.
То есть такой святой сохраняет часть своей индивидуальности именно для того, чтобы в мирах, близким к людям, в соответствии с кармой до конца кальпы помогать живым существам. В этом и состоит идеал бодхисаттвы. Когда же в конце кальпы его лила исчерпывается, вселенная исчезает, он входит в великое состояние пралайи и переходит на другой уровень. Это уже не уровень человеческих масштабов, а запредельный.
Вопрос:
«Существуют ступени развития: человек, мастер, святой и вплоть до творца вселенной. До предела развития возможно дойти только в человеческом теле?»
Нет, не только. В телах богов тоже возможно, но не во всех.
Человеческое тело ценно именно потому, что для многих полное развитие, действительно, возможно только в человеческом теле, а в мире богов прогресс невозможен. Говорится так: «Прогресс в мире богов возможен только для тех душ, кто обладает уже опытом глубокой медитативной стабильности». Они могут самоосвободить тонкие проявления богов, не впадают в отклонения. А те, кто не овладел глубокой медитативной стабильностью, не могут прогрессировать в мире богов. Им надо перерождаться в мире людей. Почему? Потому что состояние богов – это поглощенность определенной дхьяной. И если его сознание отклоняется, то он не может практиковать в таком состоянии из-за сильного отклонения.
Но дхьяна – это не то, что ищет йогин на пути просветления. Ведь его задача – освободиться, превзойти все дхьяны. Потому что самадхи дхьяны сколько бы ни длилось, когда-нибудь закончится. Говорится: «Сколько бы стрела ни летела, а когда-нибудь упадет». Боги, пребывающие в мирах формы в дхьянах, подобны человеку, опьяненному каким-нибудь удовольствием, или человеку, который потерял память. Он погружен в него, но оно когда-нибудь закончится.
Однако боги высокого уровня, попадая в такие миры, не теряют память, могут там достигать высокого уровня и прогрессировать. То есть это неоднозначный закон. Если ты хороший практик, ты можешь даже с небес дальше подниматься и прогрессировать. Если не очень хороший, то мир Богов будет тебя слишком увлекать в свою дхьяну, поэтому тебе придется переродиться в мире людей. Таково разъяснение.
Что касается более низких миров, например, небес Тушиты и прочих, то с этих уровней можно без всяких проблем подниматься высоко. Я говорю о более высоких мирах Богов, например о раях для святых верхнего мира форм. Если же говорить о более материальных мирах богов, таких как Индра-лока, небеса Тушита, то в них вполне возможно продвигаться и достигать самых высоких уровней даже тому, кто не овладел большой стабильностью в созерцании. Состояние ума там утонченное, но не настолько, чтобы терять присутствие. Оно вполне подходит для практики.
Некоторые вообще говорят, что чистые земли – это идеальное место для просветления за пятьсот лет. Там не надо заботиться о пище, о выживании и прочем. Все люди заняты только практикой, Дхармой, углубляя свое самадхи. И описываются различные дворцы, где святые читают лекции. По утрам читаются учения низших тантр, по вечерам – высших тантр. Там непрерывно ведется Дхарма, все погружены в очень радостное состояние. Это то, что мы пытаемся проявить здесь, в Дивья Локе.
Если мирянин, имея загрязненности ума, сознания и каналов спросит: «Могу ли я хорошо продвигаться, если стану монахом?», я скажу: «Не совсем. Если у тебя сильно загрязненные каналы и ум, то через месяц тебя отсюда выдует. Тебе трудно будет здесь продвигаться. Поэтому лучше накопи заслугу в миру, очисть каналы и ум, обрети стабильность в присутствии, практикуя санкальпу. А через два года ты можешь придти к нам и продвигаться». Это что-то на подобие. Если ты практик хороших способностей, ты очень быстро продвигаешься. Если у тебя остаются грубые кармы, у тебя могут возникнуть трудности.
Дхарма по мере роста вашего сознания сильно меняется. Вы видите глубину и смотрите глазами богов на Дхарму, то есть иначе, нежели люди. То, что говорится в мире людей, говорится именно только в связи с кармами мира людей.
Один христианский священник попал на небеса. Он увидел, что там есть христианство, но оно не совсем такое, как в мире людей, оно гораздо более глубокое. Таким же образом Дхарма глазами богов и глазами людей – это разные вещи. Постепенно мы изменяем видение Дхармы глазами людей на видение Дхармы глазами богов, от видения глазами богов на видение глазам великих богов, от видения глазами великих богов на видение глазами Абсолюта.
Например, у людей доминируют концепции, поэтому все основано на ментальных суждениях и действиях. У богов поток концептуального мышления вытеснен дхьянами, медитативным сознанием, поэтому для богов концепции никакого значения не имеют. Для них имеет значение медитативное сознание и бхава. У людей передача происходит через слова, действия и символы, у богов – через тонкую форму речи. Так проявляется разница в восприятии Дхармы. Люди могут заблуждаться в отношении уровней друг друга и своего собственного, люди могут не видеть Источник. Но у богов такого заблуждения нет, поскольку они все видят явно.