Главная Паломничества Магазин
Поддержать

21.03.2009

Основа, путь и плод. Свойства Брахма-нирваны. Комментарий к тексту «Вопросы Мелинды»

Сутра «Вопросы Мелинды», «Свойства Брахма-нирваны».

Текст:

«Почтенный Нагасена, ты говоришь, что у нирваны есть общее свойство с лотосом. Каково общее свойство у нирваны с лотосом?».

«Как лотос водою не запятнан, государь, так же точно, государь, нирвана ни одним аффектом не запятнана. Таково, государь, свойство, общее у нирваны и лотоса».

«Почтенный Нагасена, ты говоришь, что у нирваны есть два общих свойства с водой. Каковы эти два общих свойства у нирваны с водой?».

«Как вода, государь, освежает, остужает лихорадку, точно так же государь, нирвана освежает, остужает лихорадку аффектов. Это первое свойство, государь, общее у нирваны с водой.

Затем, государь, как вода утоляет жажду уставших, снедаемых жаждой, изнывающих от зноя людей, скота и прочих тварей, так же точно, государь, нирвана утоляет жажду иметь, жажду быть, жажду избыть. Это второе свойство, государь, общее у нирваны с водой. Таковы, государь, два общих свойства нирваны и воды».

Состояние Брахма-нирваны достигается, когда мы отрешаемся от всех идей умственной активности и проникаем в состояние турьи или близкое к нему, и тогда, даже если умственная активность продолжается, но мы удерживаем фиксацию сознания в этой точке турьи, это можно назвать состоянием Брахма-нирваны, тождественным состоянию сахаджья. Эти два свойства указывают на то, что они очищают нас от омрачений, даже если эти омрачения и были. Обычно люди очень склонны отождествлять себя с омрачениями, так же как склонны отождествлять других с их омрачениями.

Если мы открываем незапятнанный источник природы Ума, то в некотором смысле перестаем быть собой. Все то, что мы считали собой, перестает иметь какое-то значение. Даже если человек в прошлом был разбойником, грешником, то все это отменяется, аннулируется. В этом и заключается величие пути освобождения.

Например, Вальмики в прошлом был разбойником и убил многих людей, тем не менее он стал великим святым благодаря своей практике. Это происходит потому, что все его иллюзии, заблуждения, нечистые кармы аннулируются, когда святой открывает это состояние. Можно сказать, что вам списывают с кармического счета абсолютно все, что там было. Таково состояние очищения.

Второе качество Брахма-нирваны – это удовлетворение, умиротворение. Когда вы открываете состояние Брахма-нирваны, у вас исчезает фундаментальная неудовлетворенность, то есть неудовлетворенность как таковая. Вы постоянно находитесь не то, чтобы в блаженстве, а в состоянии, когда вы целостны и самодостаточны, когда вы не нуждаетесь в чем-либо помимо самых обычных нужд тела, нужд прарабдха-кармы.

Напротив, ум человека, который не получил благословение Брахма-нирваны, всегда беспокойный, пребывает в приязни-отвержении и постоянно находится в поиске. Сам этот поиск ложен, поскольку он происходит снаружи.

Текст:

«Почтенный Нагасена, ты говоришь, что у нирваны есть три общих свойства с противоядием. Каковы три этих общих свойства у нирваны с противоядием?».

«Как противоядие, государь, спасительно для терзаемых ядом, так же точно нирвана спасительна для терзаемых ядом аффектов».

Аффекты – это модный термин, под которым понимаются эмоции, нечистые состояния, клеши, загрязнения.

«Это первое свойство, государь, общее у нирваны с противоядием. Затем, государь, как противоядие кладет конец болезням, так же точно нирвана кладет конец всем страданиям. Это второе свойство, общее у нирваны с противоядием. Затем, государь, как противоядие – нектар бессмертия, так же точно, государь, и нирвана – нектар бессмертия. Это третье свойство, общее у нирваны с противоядием. Таковы государь, три свойства, общие у нирваны и противоядия».

Здесь нирвана сравнивается с противоядием. Например, когда человек терзается ядом своих омраченных состояний, переживания естественного ума подобны противоядию, которое нейтрализует яд этих состояний.

Нирвана кладет конец всем страданиям в том смысле, что вы действительно перестаете страдать из-за того, из-за чего страдали раньше. При этом вы не перестаете чувствовать боль, тело переживает все, что ему суждено переживать, но поскольку вы не являетесь телом, вы отделены от тела, вы просто наблюдаете это как чистое пространство сознания, не отождествляясь с переживаемым страданием.

Психологические, умственные и эмоциональные страдания отсутствуют вообще, но пока есть прарабдха-карма и физическое тело, оно испытывает все положенные ему переживания (например, боль от колючек, холод от снега и так далее), но это больше не является страданием или переживанием, это просто ощущение, которое возникает в теле.

Наконец, говорится, что нирвана является нектаром бессмертия. Естественный ум содержит в себе сущность бессмертного состояния. В нем как зародыши содержатся наши бессмертные тела, и сам естественный ум является сущностью бессмертия, сат-чит-ананды. Из аспекта сат проявляется бессмертное тело мудрости (джняна-деха). Из аспекта чит как игра осознавания, как богатство форм проявлений, как тело наслаждения проявляется иллюзорное тело в облике божества (пранава-деха). Из аспекта ананды проявляется тело воплощения (сиддха-деха). Например, святой, риши или сиддх не обязательно может проявляться как пространство мудрости или как иллюзорное божественное тело; у него нет никаких ограничений, чтобы послать свою эманацию даже в грубое тело и принять облик моста, рощи, животного, обычного человека с заданной санкальпой или гневного божества.

Внешне он может казаться испытывающим различные переживания, тем не менее само божество находится в своей локе, не покидая ее при своих манифестациях и эманациях. Например, казалось, что Парашурама, воплотившийся для того, чтобы наказать неправедного царя, притесняющего брахманов, испытывал эволюцию, развитие, изменение убеждений, страдания, борьбу и замешательство. Тем не менее сам Парашурама был эманацией Вишну, и когда Вишну силой своего разума создал Парашураму, он сам не покидал своей обители, он в этом не участвовал.

Для богов сансара при их эманациях и воплощениях – это нечто наподобие виртуальной компьютерной игры, где они создают игрового персонажа, но сами при этом не покидают своего изначального состояния. Люди выступают в роли персонажей этого виртуального мира – они не играют, а все реально проживают, но стоящие за этим боги являются пользователями, управляющими этими персонажами, они находятся в состоянии игры.

Есть такой анекдот. Одна компьютерная программа спрашивает другую: «А ты веришь в пользователей?». Та отвечает: «Да это просто сказки старых программ». Таким же образом, когда наш разум омрачен, мы не понимаем, что все мы в каком-то смысле являемся эманациями божеств, которые являются нашей истинной сущностью, нашими хозяевами, нашим истинным «Я». Наше тело – это просто персонаж, а все, что мы делаем, – определенная схема игры.

Текст:

«Почтенный Нагасена, ты говоришь, что у нирваны есть четыре общих свойства с океаном. Каковы четыре этих общих свойства у нирваны с океаном?».

«Как в океане, государь, не заводится падаль, так же точно в нирване не заводится падаль аффектов. Это первое свойство, государь, общее у нирваны с океаном. Затем, как океан велик и безбрежен, все вместе потоки наполнить его не могут, так же точно, государь, нирвана велика и безбрежна, все вместе существа наполнить ее не могут. Это второе свойство, государь, общее у нирваны с океаном.

Затем, государь, как океан есть обитель великих размеров существ, так же точно государь, нирвана есть обитель великих святых, не пятнаемых, сбросивших путы, обретших силу, ставших господами великих существ. Это третье свойство, государь, общее у нирваны с океаном. Затем, государь, как океан весь расцвечен цветами бесконечного разнообразия множества волн, так же точно нирвана вся расцвечена множеством бесконечно разнообразных цветов ведения и свободы. Это четвертое свойство, государь, общее у нирваны с океаном. Таковы четыре общих свойства у нирваны и океана».

«Почтенный Нагасена, ты говоришь, что у нирваны есть пять общих свойств с пищей. Каковы пять этих общих свойств у нирваны с пищей?».

«Как пища всем живым продлевает их век, государь, так же точно, нирвана тем, кто ее осуществил, продлевает их век, храня от старости, пагубы и смерти. Это первое свойство, государь, общее у нирваны с пищей. Затем, как от пищи у всех живых прилив телесных сил, так же точно, государь, в нирване у всех тех, кто ее осуществил, прилив сверхобычных сил. Это второе свойство, общее у нирваны с пищей. Затем, государь, как пища создает всем живым их облик, так же точно, государь, нирвана всем тем, кто ее осуществил, создает их полный достоинств облик.

 Это третье свойство, государь, общее у нирваны с пищей. Затем, государь, как вкушение пищи унимает у всех живых муки голода, так же точно осуществление нирваны унимает у всех муки аффектов. Это четвертое свойство, государь, общее у нирваны с пищей. Затем, как вкушение пищи избавляет всех живых от бессильного изнеможения, так же точно, государь, осуществление нирваны избавляет всех от бессильного изнеможения в страданиях. Это пятое свойство, государь, общее у нирваны с пищей. Таковы, государь, пять свойств, общих у нирваны и пищи».

«
 
21.03.2009
– 00:00:00
Загрузка...
 
  1. 21.03.2009
 
– 00:00:00
  1. 21.03.2009
СловарьА
Термины загружаются...
Свернуть