09.06.2004
Текст:
«Практика создания эманации и практика преображений в состоянии сновидений. Осознавая состояние сновидений, думай так: «Поскольку сейчас это тело сновидения, его можно преображать как угодно. Что бы ни возникало в сновидении (демоны, призраки, обезьяны, люди, собаки), в медитации преображай их в божество, практикуй, умножая их посредством создания эманаций».
Для некоторых возникает вопрос, и они говорят: «Я не чувствую кармической связи с конкретным божеством, то есть с персоналиями. Для меня это какие-то абстрактные вещи. Но когда говорится «преображай в божество», имеется в виду порождать чистое видение. Чистое видение связано с бхавой, то есть персоналии как таковые, конкретные формы божеств, – это уже дело кармической связи и личного вкуса, и в ануттара-тантре оно, в принципе, значения не имеет. Хотя вы можете использовать все низшие методы, когда практикуете ануттара-тантру, в качестве вспомогательных. Но визуализировать как божество – это значит порождать чистое видение, то есть на все, что бы ты ни увидел, смотреть чистым видением. А через божество это легче всего порождается.
Божества – это персонификации чистых творческих осознанных энергий, потому что божества присутствуют не сами по себе как отдельные существа, а они присутствуют в другом измерении, в другой локе, в измерении чистого видения, они его представители. Воспринимать их, прикасаться и интегрироваться с ними – это значит интегрироваться с локой чистого видения. По сути, божества – это наше будущее. Можно сказать, что мы делаем карьеру от послушника до монаха, от монаха – до достигшего, от достигшего монаха – до уровня сиддха, от сиддха – до махасиддха, от махасиддха – до божества. Поэтому наша карьера не останавливается на мире людей. Следующее преображение в радужном теле происходит именно в состоянии божества в проявленном аспекте, а в непроявленном – это преображение в бесконечное сознание. Преображение божества – это преображение в чистую форму, то есть преображение не в какое-то конкретное божество, а в полностью чистую иллюзорную форму, состоящую из чистых элементов. Если вы тренируетесь в чистом видении наяву, то и во сне легко породить чистое видение.
Допустим, происходит что-либо, что вам не нравится, а вы рассматриваете это в чистом видении как лилу, и тогда все внезапно становится благоприятным, то есть полностью меняется отношение.
Текст:
«В сновидении все предметы и самого себя можно преображать. На этом этапе практики вы можете взять сто вещей и превратить их в одну единственную. Или взять одну вещь и умножить до ста».
Мир подсознания, как и мир снов, – это то же самое, что и мир бардо. Это одно и то же. Образы там пластичные и зависят от силы сознания. Однажды в сновидении я встретился с человеком, который был существом бардо, увязшим в своих видениях. Я ему пытался объяснить, что все это нереально, что просто следует изменить отношение ко всему этому, что ты видишь свой собственный ум. Нет никаких проблем, просто не принимай это все за действительность. У него было много разных иллюзий, в частности, привязанность к девушке. Когда я ему объяснял это, то он не мог этого понять. Чтобы освободить его, я сказал: «Смотри!» и начал на этой девушке рвать одежды. Он пришел в большое замешательство. Тогда я поставил его девушку на свою ладонь и уменьшил ее до размера пальца. Но благодаря этому его ум освободился от привязанности. Я сказал: «Это твои мысли. Смотри на все как на иллюзию. Ты думаешь, что все это реально, но это твои собственные иллюзии подсознания. Я хочу, чтобы они рассеялись».
Если во время практики сновидения вас одолевают образы, если вы не можете удерживать уровень сознания, то выполните пристальное созерцание, пристальный неподвижный взгляд прямо. Это один из пяти видов тантрического взгляда. Тогда сновидение остановится, и вы увидите все так, словно это глиняные статуи. Все те, кто вас смущал и привлекал в сновидении, внезапно тоже остановятся. А потом, если вы выйдете, осторожно удерживая такой взгляд в присутствии, вы можете подойти к всем этим существам. Они застынут, словно кадр в киноленте, которая раскручивалась, а потом остановилась. То есть в мирах сновидений с помощью этого взгляда без всяких проблем можно останавливать время. Его можно замедлять, а можно ускорять. А чтобы образы сновидения не захватывали, нужно практиковать атма-вичару в стиле забивания гвоздя, если присутствие нестабильно. Не нужно слишком пытаться, особенно в начале, что-то делать, а следует как можно дольше удерживать состояние осознанности.
Один монах, будучи в сновидении, практиковался так: думая, что все есть иллюзия, он подходил к другим, говорил им, что это все сон и иллюзия, и пытался проткнуть их пальцем. Но он не был полностью осознанным, поэтому некоторые существа в этом мире даже рассердились на него, то есть пытались его побить. То есть если вы неправильно практикуете, то ваши собственные мысли могут выйти из-под контроля и навредить вам, погнаться за вами и напугать вас. Разумеется, это тоже ваши мысли, поскольку ваше подсознание не статично, а очень динамично, и каждая ваша мысль материализовывается. Однако вреда от них не больше, чем от чучела льва. Реально они вам ничего не могут сделать. Однако этот монах поступал неправильно. Вместо того чтобы кричать, что все это иллюзия и забавляться, нужно породить более глубокое осознавание созерцания, войти в неподвижный ум, и тогда все, что видишь во сне, само начнет распадаться. Когда ваш ум не подвижен, то и проявленные мыслеформы тоже застывают, растворяются, исчезают без следа. А если вы не в глубоком созерцании, они наслаиваются, становятся более плотными, сбивают вашу осознанность, и тогда ум затуманивается.
Вопрос:
«Что возникает после того, как сновидение растворяется?»
Возникает состояние пространства и света. Йога сновидений заканчивается и наступает йога света. И практик, если он натренирован в присутствии, если он может быстро восстанавливать сны, если у него нет специальной задачи упражняться со сновидениями, просто переходит к йоге света. Его задачей является открытие более глубокого и широкого пространства, углубление ясности и раскрытие разных видов световых пространств. То есть дальнейшая практика заключается в углублении и раскрытии световых пространств, чтобы прорваться к Ясному Свету.
В общем, говорится о трех фундаментальных светах и четвертом, Ясном Свете. Ясный свет невозможно испытать, пока не растворились двойственные мысли в подсознании и сверхподсознании, пока непрерывное сознание не достигнуто. Потом йогин выполняет растворение белого света вне концепций, дающего радость, красного света, полной пустоты, черноты и ничто. Он остается в чистом состоянии недвойственности, а затем выходит из чистого состояния недвойственности, по очереди снова проявляя эти три света. Это называется троичный обратный перенос. Йогин высшей квалификации, то есть овладевший высшим пилотажем, может при жизни растворить три света, войти в четвертый исконный свет, а затем снова выйти из него, выполнив троичный обратный перенос, по очереди проявив три другие света в обратном порядке. А затем из Ясного Света он проецирует свое чистое иллюзорное тело подобно тому, как рыба выпрыгивает из воды. И он уже проецируется не в виде нечистого тела в кармическом измерении, а в виде просветленного тела божества, полностью пустотного, обладающего природой Ясного Света. Таким образом, при жизни он обладает способностью переродиться в бессмертных, чистых мирах богов. Таким образом, такой йогин уже превзошел смерть при жизни.
Вопрос:
«Не может ли быть так, что ты своим умом создашь во сне эти света, зная в теории как это должно быть. Например, так же, как при трансформировании сновидений?»
Умом можно войти в некоторое состояние двойственного начального света, который называется пещерным светом. То есть белый свет видится, но он не очень яркий. Можно сказать, это свет, который видится астральным телом, и растворения «Я» не происходит, поскольку это только отблеск Ясного Света. То есть Ясный Свет и другие виды света умом не создашь. Принцип такой: здесь всегда должна присутствовать ясность и недвойственность. Недвойственность невозможно создать искусственно. А когда существует недвойственность? Когда твое «я» полностью растворяется, но есть сознание. А в обыденной жизни недвойственность проявляется как отсечение надежды и страха, удержание присутствия в постмедитационный период. То есть если у человека в постмедитационный период остались привязанности, надежды и цепляния, то это, конечно, нельзя назвать недвойственностью.
Был один йог, который овладел садханами, кхечари-мудрой и прочими. Царь пообещал ему коня, если он продемонстрирует самадхи под землей. Он просидел под землей несколько суток, а затем вышел и спросил: «Ну, где мой конь?» Он очень хотел получить коня от царя. Такое самадхи ничем не отличается от анабиоза зимней спячки полевых мышей или медведей. Нет никакого смысла практиковать для такого самадхи, потому что отключение, погружение, остановка дыхания и прочее – это просто физиология многих животных. Это джада-самадхи (темное самадхи), а именно чайтанья-самадхи отличается вхождением в исконный Ясный Свет, полным пресечением иллюзий и выжиганием семян карм в каузальном теле. Опытный практик всегда отличает темное самадхи от истинного и никогда не ошибается. Допустим, если вы натренируетесь, то можете входить в темное самадхи с помощью кожного дыхания. Кожное дыхание быстро дает возможность останавливать дыхание. Даже через час хорошей тренировки у вас будут моменты, когда все замирает, дыхание останавливается. А если усердно тренироваться, то дыхание можно останавливать на три часа, на целый день.
Однако качество этого самадхи под знаком вопроса. То есть если обычный человек может восхититься, услышав, что кто-то на пять часов остановил дыхание, то опытный практик спросит: «А как насчет осознанности? Сознание было в Ясном Свете, в подсознании, в каузальном мире или просто в рассеянности и возбужденности?» То есть чайтанья-самадхи очень отличатся от темного самадхи.
Текст:
«Именно эту практику Миларепа делал в состоянии бодрствования, когда создавал бесчисленные облики одного и того же предмета. Однажды он создал собственную эманацию в роге яка. Причем ни рог яка не увеличился, ни сам он не уменьшился. Это указывает на то, что он был чрезвычайно искусен в такой практике».
Когда вы можете что-либо делать в сновидениях, то это может проявляться и наяву, если у вас сильная практика. Миларепа мог создать такое, потому что каждая пылинка, каждый атом содержит в себе тысячи миллиардов вселенных. Нет никаких ограничений. То есть лепесток может содержать в себе все большие галактики, нашу Землю, всех будд прошлого и настоящего. Даже одна капелька на цветке может содержать в себе наш зал, монахов, Гуру, всех сидящих на лекции и говорящих об этом. Почему это возможно? Потому что время, пространство – это не есть что-то объективно существующее, это фактор сознания. В каждый атом вы можете втиснуть целое время и пространство, вы можете создать целую вселенную, если у вас сильная санкальпа в присутствии. Как такового не существует времени и пространства вне сознания.
Текст:
«Если, осознавая состояние сновидений, породить сильное желание попасть в чистую землю, то можешь отправиться туда».
Следующий этап – отправление в чистые земли. Для йогина, который не планирует сразу входить в высшие слои нирваны или в верхние небеса, чистые земли – это самое лучшее место, где можно перерождаться и получать опыт при жизни. Там непрерывно проповедуется Дхарма и есть множество святых. Силой простого намерения, силой мантры, приверженности к какому-либо святому, Гуру-йоги Майтреи можно попадать в различные чистые земли. Нужно представлять, что твой ум подобен сфере или цилиндру, как он летит по небу в пространстве сновидения и проявляется в чистой земле. Сначала это будет неясно, а затем все более отчетливо, пока не будут полноценные опыты чистых земель.
Иногда этому может предшествовать сновидение, будто вы поднимаетесь пешком в гору или едите на автобусе на очень крутую гору. Это указывает на подъем в очень высокий мир. Чистые земли представляют собой идеальные миры, в которых люди продолжают заниматься практикой. В них правят будды, они созданы не из материи, а из намерений, из сознания, там нет грубых элементов. Эти миры населяют мирские ученики какого-либо правителя этой чистой земли или монахи. Самые глубокие учения йоги, тантры, ануттара-тантры там достигаю расцвета и апогея. Самые глубинные упадеши, тексты, посвящения и прочее можно черпать оттуда. Говорится, что если у человека есть вера, то можно очень легко туда попадать. Он рождается там из цветка лотоса, но это, разумеется, не материальный цветок. Там нет солнца и луны, нет дня и ночи в обычном смысле. Говорится, что время там определяют по тому, как цветы, которые там находятся, раскрывают и закрывают свои бутоны. Человек там рождается сразу взрослым, «чудесным способом», имея все силы, взрослое тело, развитые органы чувств, память о прошлых воплощениях. Чудесный способ – это когда тело проявляется мгновенно. Считается, что только на небесах и в аду рождаются чудесным способом. В остальных мирах с грубыми элементами нужно зачатие, вынашивание, роды, рождение. Но если нет веры в эти миры, придется ждать пятьсот лет, будучи закупоренным в этом цветке лотоса, пока он не раскроется.
Текст:
«Чтобы победить демонов, создай свою эманацию в облике божества и преобрази демонов во что пожелаешь. Вдобавок, учись соединять многие вещи в одну и умножать одну вещь, превращая его во множество».
Для отсечения негативных препятствий выполняется практика превращения в сновидении в гневное божество или интеграция с гневным присутствием, что ближе ануттара-тантре. Превращение в гневное божество (интеграция) сопровождается порождением яростной бхавы, когда присутствие перемещается в муладхара-чакру и свадхистана-чакру. Вы ощущаете «Я есть Брахман» и соединяете это с грубыми энергиями в нижних чакрах, и тогда появляется сильная вибрирующая гневная энергия, но она полностью пустотная. В таком теле можно опускаться куда угодно, даже в миры ада. Тогда миры ада будут яростной мандалой, а вы – божеством этой мандалы.
Текст:
«Видение во сне. Осознай, что ты в сновидении и отправляйся на берег большой реки. Думай так: «Поскольку сейчас я – психическое тело в сновидении, реке нечего нести. Если прыгнешь в реку, тебя унесет поток блаженства и пустоты. Сначала из-за привязанности к собственному «Я» у тебя не хватит на это смелости, но когда привыкнешь, уже не будет страшно. Точно так же при виде таких образов, как огонь, пропасть, хищные животные, все страхи будут возникать как самадхи. Главное здесь – упражняться с дневными видимостями и с иллюзорным телом и настойчиво предвкушать состояние сновидений».
Говорится, что надо очищать нечистое кармическое видение сновидений, превращая его в чистое, постоянно упражняться, поскольку привычные реакции остаются из-за отсутствия осознанности, даже когда мы осознаем, что это сон. Можно, например, входить в огонь в иллюзорном теле в сновидении, познавая его иллюзорность, погружаться под воду, прыгать с высоких гор, перелетать на большие расстояния, то есть добиться полного ощущения иллюзорности в сновидениях и очистить нечистое видение в подсознании.
Текст:
«Находясь на грани сна, важно направлять внимание на то, что представляешь в горле. Будь то твой Гуру, божество или тигли. Причем главное, чтобы этому не мешали скрытые наклонности».
Все время практики у вас должен сохраняться какой-то участок сознания, который концентрируется на горле, не смотря на сновидения. И тогда генерируются сновидения, всегда поддерживается ясность.
Текст:
«Во время сновидения нужно помнить, что все происходящее не более материально, чем сон. На самом деле нет ни того, кто прыгает в бушующий поток, нет ни прыжка, ни воды, в которую можно было бы прыгнуть. Такую практику нужно применять не только тогда, когда прыгаешь в воду, но и в любой опасной ситуации, связанной с любыми из четырех элементов».
Вопрос:
«Вопрос, связанный с концентрацией внимания. Нужно изнутри концентрироваться, как будто это он, или снаружи, или это не имеет значения?»
Ощутите в горле красный шарик. По крайней мере, попытайтесь почувствовать его. Когда вы ощущаете его явно, однонаправлено, тогда и возникает распирание, пульсация, тогда собирается прана, и вы это чувствуете. А изнутри это или снаружи – неважно.
Текст:
«В состоянии сновидения вы можете столкнуться с хищными зверями или другими устрашающими обстоятельствами. В том числе оказаться в горячем аду, в холодном аду или в мире претов. Поэтому в любых пугающих обстоятельствах осознайте, что вы просто психическое тело, а все составляющие сновидения – это не что иное, как сон».
Когда вы оказываетесь в сновидении, мало осознавать их иллюзорность, поскольку они не материальны. Они действительно иллюзорны, но вы почувствуете, что контролировать их вы все равно не сможете, пока у вас нет очень сильного присутствия. Поэтому следует порождать божественную гордость и очень глубокое мощное присутствие, чтобы подчинять, укрощать, усмирять и растворять до Ясного Света все нечистые энергии. То есть ваше осознавание должно действовать. Не то чтобы вы ходите по сновидению и думаете, что это сон, но сами не в силах из него выйти. Вы полностью останавливаете сновидение, преображаете в чистое видение весь сон, а затем растворяете его, заставляя исчезнуть по своей воле или проявиться заново.
Это можно сделать, если вы входите в глубокое состояние неподвижности ума, объединяясь с Всевышним Источником. Никак по-другому это нельзя сделать. Есть множество практик, которые учат, как жить внутри сновидения, бродить, перемещаться, это целые миры. То есть мир подсознания более глубок и широк, чем этот мир, но на самом деле, поупражнявшись немного в трансформации, если у вас сильное присутствие, не следует забавляться этим много, а нужно тренироваться в распознавании Ясного Света и растворении всего.
Текст:
«С такой осознанностью входите в ситуацию, которая кажется вам опасной. Спешу подчеркнуть, что это практика сновидений».
Устранение препятствий для состояния сновидений.
Текст:
«Отсутствие осознанности как следствие пробуждения.
Едва осознав: «Это сон!» – начинающие просыпаются, и эта осознанность утрачивается. Чтобы этого избежать, поддерживай внимание на уровне сердца и ниже и сосредоточь ум на черном тигле размером с горошину, так называемом «слоге тьмы», находящемся на подошвах обеих стоп. Так ты устранишь это препятствие.
Отсутствие осознанности как следствие забывчивости.
Это подразумевает, что человек осознает состояние сновидений, но сразу сбивается и предоставляет сновидению развиваться обычным путем. Чтобы это устранить, днем выполняй практику иллюзорного тела и привыкай видеть во всем состояние сновидений. Погружаясь в сон, пожелай: «Пусть я узнаю состояние сновидения как таковое и не собьюсь». Кроме того, развивай внимательность, думая: «И когда буду осознавать состояние сна, пусть тоже не собьюсь». Так ты устранишь этот недостаток.
Отсутствие осознанности как следствие заблуждения.
Если твои сновидения – всего лишь обманчивые проявления пагубных скрытых наклонностей, твоя осознанность рассеивается, ты вообще никогда не осознаешь состояния сновидений. Поэтому в течение дня настойчиво видь во всем сновидения, делая особый упор на практику иллюзорного тела. Занимайся очищением омрачений, делай практику призывания божества, дабы, раскаявшись, получить от него защиту, и подношение-ганачакру. Если усиленно выполнять пранаяму и продолжать все, о чем сказано выше, это препятствие будет устранено».
Сначала вы должны сформировать общее концептуальное понимание практики, в том числе йоги сновидений. Вам читаются лекции, чтобы у вас было хотя бы интеллектуальное понимание. Это не означает, что все, что читается, – это прямое задание, которое вам следовало бы выполнять. Существует разделение на интеллектуальные знания, которые вы должны впитывать, и конкретные задания, которые надо выполнять.
Текст:
«Отсутствие осознанности как следствие бессонницы.
Если из-за напряженного предвкушения сон не приходит и ты отвлекаешься, потому что твое сознание просто не погружается в сон, то в качестве противодействия представь черное тигле в центре сердца. Создай предвкушение без напряжения и только на миг – тогда, ослабив внимание и не думая о сне, ты заснешь и узнаешь состояние сновидений.
Отсутствие осознанности как следствие лени.
Разочаровавшись [в сансаре] и ощущая желание ее покинуть, поначалу ты, возможно, будешь понемногу практиковать в уединении и т.д. Ты даже можешь осознать состояние сновидений, но потом, поскольку ты не отсек жажду чувственных наслаждений, тебя увлекут праздные развлечения. Из-за слабости характера ты станешь совершенно заурядным человеком, а из-за лености погубишь свою духовную практику. Не имея чистого видения учений и практик, исполняемых другими, ты меришь их на свой аршин, и в уме твоем шевелятся мысли: «Я тоже это делал и вот к чему пришел. И другие – точно такие же, как я».
Вы не должны мерить других своим аршином и всегда практиковать чистое видение. Может, человек, который рядом с вами, – святой, а вы, думая о нем, можете не понимать его уровня или уровня его практики. К примеру, жил обычный портной. Все считали его заурядным человеком, но после его смерти выяснилось, что он был святым, который наставлял священников, был посланником пророка Ильи и обладал сиддхами.
Текст:
«Для этого размышляй о том, как трудно обрести человеческую жизнь с ее свободами и дарованиями, а также о смерти и непостоянстве. Самое важное – размышлять о пороках сансары и мысленно отречься от этой жизни. Предаваясь целенаправленной уединенной практике и т. п., ты вернешь прежние переживания и снова осознаешь состояние сновидений.
Если нет почтения к Гуру, никогда не узнаешь состояния сновидений. Если самаи нарушены, не узнаешь его. Если недостаточно освоил практику, не узнаешь его. Если не усвоил суть практических наставлений, не узнаешь его. А потому умей устранять эти препятствия. Говорят, если упражняться в бардо сновидения, узнаешь его, потому что бардо дхарматы и рождение подобны состоянию сновидения. Еще говорят, что если осознаешь состояние сновидения семь раз, узнаешь и бардо. Таковы наставления о бардо сновидения, называемые естественное освобождение заблуждения».
Говорится, что если вы семь раз были осознанны в сновидениях, то в бардо есть шанс осознать, что это бардо, и освободиться, выполняя практики.