Главная Паломничества Магазин
Поддержать

08.06.2004

Текст

«Сновидения называются скрытыми наклонностями, а потому считай все видимое, проявляющееся днем, подобным сновидению и иллюзии».

Когда вы практикуете санкальпу (например, «это сон»), созерцательную ходьбу, атма-вичару, то какая-то часть вашего сознания воспринимает мир как иллюзию, а какая-то часть концентрируется на чувстве «Я». Это базовая санкальпа, к которой надо привыкнуть, прежде чем вы натренируетесь входить в созерцание. Следует постоянно напоминать себе: «Не спи, не огорчайся, не гневайся, ни привязывайся, не раздражайся, ведь это все сон». Проявлять эти чувства во сне – это значит спать. А если знаешь, что это сон, то ты расслаблен и играешь в этом сне, продолжая целенаправленно пробуждаться. И постепенно наше восприятие сна смещает нас к сновидцу. То есть цель вашего обучения заключается в том, чтобы ваше восприятие все больше переносилось на тонкие уровни осознавания.

Миряне задают такие вопросы: «Как мне практиковать, если у меня такая-то работа, такие-то обязанности?» А я думаю: «Боже мой! Я не знаю, потому что я монах. Дети, алименты… Я ничего этого никогда не имел в своей жизни, я не работал ни дня, поэтому я не могу вам подсказать. У меня нет такого опыта. Я могу вам лишь посоветовать стать монахом, потому что все эти проблемы в принципе неразрешимые». Это все подобно вопросам такого плана: «У меня во сне есть дети, жена, работа и прочее. Как мне пробудится? Что можно посоветовать мне?»

Монахи или послушники задают вопросы, связанные с желаниями, с энергией, с разными нечистыми состояниями ума или способами практики. А по мере того, как их сознание утончается, опытные монахи задают вопросы чисто технического плана, и наш разговор с ними похож на разговор профессионала с профессионалом. То есть это вопросы, касающиеся тонкостей созерцания, прояснения присутствия, а вопросы взаимоотношений, желаний, правил поведения, внутренней нестабильности, прелести, отклонений и прочего уже отпадают как полностью решенные, это все уже позади, все это детский сад. Разговор двух профессионалов вращается вокруг утончения, углубления, прояснения естественного состояния, большего расширения и открытия, объединения в различных ситуациях, развитие гибкости, умения овладевать пранами и присутствием с помощью безусильного присутствия, аспектов отсечения надежды и страха или Ясного Света, углубления этих состояний в сновидениях. И все методы подчинены именно этому.

Наконец, когда и эта стадия прояснена, остаются вопросы объединения с грубыми энергиями, очищение последних двойственных состояний, прояснение их во сне, практики чистого видения, четыре видения в джьоти-йоге, тонкие божественные энергии и проявление себя во внешнем мире в качестве божества, то есть в новом статусе.

Текст:

«Особенно важно практиковать наставления по видимостям, проявляющимся в дневное время. В это время живо представляй, что твое окружение, дом, товарищи, все действия и разговоры – сон. И даже произноси вслух: «Это сон». Постоянно представляй, что это только сон.

Затем вечером, отходя к сну, зароди сострадание, думая так: «На благо всех живых существ во вселенной буду практиковать самадхи, что подобно иллюзии, и достигну совершенного состояния. Для этого буду упражняться в сновидении». Далее ложись на правый бок головой на север. Правая рука прижата к щеке, а левая лежит на бедре».

Для матаджи все наоборот, потому что у них каналы наоборот расположены. То есть мы должны лечь на канал пингала, чтобы, сдавив его, блокировать васаны, которые двигаются по каналу пингала. Вообще, в тантре матаджи уравнены в правах с прабху, поэтому нет никакой дискриминации.

Текст:

«Ясно представляй, что твое тело – это тело твоего божества».

Мы должны зародить божественную гордость и постепенно привыкнуть к тому, что наше тело – это тело божества, а не тело человека. Не обязательно как-то специально визуализировать себя в облике божества, потому что это не в нашей традиции. Нужно просто вызывать ощущение божественной чистоты и бхавы в отношении собственного тела.

Текст:

«Если твоя визуализация не ясна, породи гордость, думая: «Я – божество».

Порождение божественной гордости – это более высокий и более утонченный метод, нежели визуализация. Этот метод присущ высшим тантрам.

Мы делаем акцент именно на порождении божественной гордости, то есть другого восприятия себя. Словно раньше вы ощущали себя маленьким и скукоженным человеком, а теперь вы – это творческое, бесконечное, мудрое, чистое и совершенное сознание, не имеющее ограничений. И вы должны постоянно утверждаться в этом новом статусе. Это и означает божественную гордость. Для зарождения и пестования божественной гордости у нас есть конкретная санкальпа «Ахам Брахмасми». Но даже без специальной санкальпы божественную гордость следует порождать постоянно.

Сначала это чувство возвышенности в душе, которое со временем нарастает. Если вы делаете с усилием, то можете чувствовать, что вас распирает, что ваша гордость прямо прет из вас. Но это еще не истинная божественная гордость, то есть это чувство, порожденное усилием. Истинная божественная гордость – это очень тонкое и возвышенное сознание за пределами усилий, не связанное с эго, не связанное с ахамкарой, индивидуальностью. То есть мы гордимся не собой, а Абсолютом, иначе с такой гордостью можно впасть в хорошую майю.

Это означает, что мы признаем, что нам как иллюзорному телу Абсолюта присуща чистота и совершенство.

Текст:

«Представь, что твоя голова покоится на подушке на коленях твоего коренного Гуру, и четко сосредоточь внимание на божестве у себя в горле. Он величиной с сустав большого пальца, улыбающийся, с сияющим лицом, зримый, но не имеющий собственной природы. Мысленно произнеси молитву: «Благослови меня, чтобы я мог осознать состояние сновидения. Благослови меня, чтобы я смог узнать состояние сновидения как таковое». Ляг в позе спящего льва и зароди сильное желание осознать состояние сновидения как таковое. В это время засыпай, не отвлекаясь ни на какие другие мысли. Даже если ты не узнаешь этого состояния с первой попытки, повторяй много раз, причем делай это искренне, с сильным желанием».

Главное – засыпать с однонаправлено настроенным умом: либо на осознавание себя во сне со сновидениями, либо на осознавание себя во сне без сновидений. Высший практик направляет ум только в присутствие, не занимаясь визуализацией, и практикует йогу света. Практик, который не освоил присутствие, занимается визуализацией в чакрах и направляет ум на осознание во сне без сновидений.

Текст:

«Проснувшись утром, думай настойчиво и четко: «Когда я просыпаюсь, ни одно из снов минувшей ночью не остается, точно так же ни одно из дневных видимостей минувшего дня не появится во снах нынче ночью. Между сновидениями во сне и наяву нет никакой разницы. Все они – иллюзии, грезы. Это первая часть.

Если даже после многократного повторения этой практики ты так и не осознал состояние сновидения, тогда с помощью других практик вообрази себя своим единственным божеством».

Многократное повторение практики предполагает повторить ее как минимум триста раз.

Текст:

«И снова ясно и четко представь у себя в горле божество величиной с сустав большого пальца. Направляй сознание, не прикладывая усилий, и засыпай».

Практики варьируются в зависимости от школы, но в принципе их суть одна. Мы начинаем с вишуддха-чакры в йоге сновидений. Вишуддха-чакра ответственна за подсознание и за йогу сновидений во снах со сновидениями. Если вы засыпаете, зафиксировав ум, сконцентрировавшись на вишуддха-чакре, ваши сны будут осознаны. За одну ночь вы свободно получите пять осознанных сновидений. Если в результате устойчивой концентрации у вас появится состояние распирания в горле, то вы даже не заметите, как уснете. Вы будете видеть все так, будто лежите с открытыми глазами, и слышать все, будто кто-то говорит за стенкой, и вы будете размышлять также, как обычно. А потом вы вдруг обнаружите, что проснулись, то есть вы поймете, что спали и были полностью осознанны.

Текст:

«Направляй сознание, не прикладывая усилий. И засыпай, предвкушая, что осознаешь состояние сновидения как таковое. Это вторая часть. Медитируй, чередуя объекты медитации и практикуй, отчетливо ощущая, что дневные видения – это сновидения. Даже самые слабые практикующие осознают состояние сновидений в течение месяца. Поначалу снов станет больше, затем они станут более ясными, а потом ты их осознаешь. Увидев что-то страшное, ты легко осознаешь: «Это сновидение».

Даже слабый практикующий через месяц осознает состояние сновидения, если он в ритрите несколько часов уделяет практике или наяву очень хорошо тренируетесь в этом. Засыпая, вы должны направлять свой ум на сновидения. Я слышал, что к Нимкай Норбу подошел мирянин и пожаловался, что не может осознать сновидения. Тогда Нимкай Норбу засмеялся. Мирянин спросил: «Почему вы смеетесь?» Нимкай Норбу, указав на своего ученика, ответил: «Спроси вот у этого ученика». И этот ученик сказал: «Я уже пятнадцать лет ученик, и мне до сих пор не удалось осознать сновидения».

Текст:

«Его трудно осознать спонтанно, но если осознание наступит, оно будет устойчивым. Если тебе не удается его осознать ни одним из способов, возможно, это происходит из-за нарушения самаи. Поэтому обратись к практике, принимай Прибежище, зарождай сострадание с помощью раскаяния, читай мантру, делай подношения, избегай загрязнений и медитируй как прежде. Благодаря таким действиям ты осознаешь состояние сновидений всего за два или три месяца и сможешь осознавать его регулярно».

Одна из перспектив Дивья Локи – это создание ашрама йога-нидры, где будут созданы самые лучшие условия для практики йоги сновидений. В частности, технологические условия, и также обычные условия для практики. Будут использоваться различные внешние приспособления для генерирования, стимуляции и управления сновидениями. В Японии недавно изобретена машина, которой можно заказывать сновидения на свой вкус, вводя данные. Это новейшая технологическая разработка. И некоторые говорят, что действительно вызываются такие сновидения, как задавались, но потом они выходят из-под контроля. Разумеется, вы можете генерировать что-то в вашем подсознании, но полностью управлять этим можете только вы сами.

Я думаю, что мы создадим в ашрам такой, чтобы с его помощью можно было генерировать сновидения и тренироваться в их успешном управлении.

Существуют также другие приспособления, которые мы немного испытывали. Они не способны дать вам йогу сновидений, но могут будить вас в заданное вами время, когда у вас фаза быстрого сна отмечается ускоренным движением глаз, и это регистрируется чувствительными сенсорами.

Текст:

«Ночной кошмар может подействовать как катализатор, способствуя осознанию состояния сновидения в качестве такового. Если вам привидится кошмар, легко осознать, что это сновидение. Тогда как в обычном сновидении осознать это гораздо труднее. Но если благодаря длительной и серьезной практике вы осознаете состояние сновидения как таковое, это достижение будет гораздо более устойчиво. Восстановление нарушенного обета с помощью раскаянья обычно подразумевает ритуал очищения. Такое очищение может также выполниться, если читать мантру или делать подношение. Кроме того, нужно быть сознательным, чтобы избежать дальнейших не благих действий».

Если у вас в сознании, во взаимоотношениях, принципах, которым вы следуете, возникает нечистота, то это тоже может препятствовать практике сновидений.

Текст:

«Иными словами, если вы по-прежнему видите, что ваша практика безуспешна, это может быть вызвано нарушениями. Поэтому, чтобы его очистить, делайте любые практики, а затем возвращайтесь к данной практике. Осознав сновидение, вы будете практиковать создание эманации и преображение в создании сновидения. Это следующий этап практики».

СловарьА
Термины загружаются...
Свернуть