07.01.2003
…или служителей Ямы, или отправляться в сновидении в миры ада, в миры асуров, на Небеса и узнать, как живут населяющие их обитатели…
…Джьоти-йога – это сугубо садхана Лайя-йоги…
…практиков лайя-йоги не интересуют иллюзии как таковые вообще, а интересует только недвойственность, только абсолютная Реальность.
Следующая разновидность снов – это сны Ясного Света. Сны Ясного Света не присущи обычным людям и даже обычным практикам. Они посещают только тех, кто далеко продвинулся на пути духовной практики. Если обычные сансарные сновидения генерируются энергией правого канала, то сновидения ясности генерируются энергией левого канала, по которому течет очищенная прана мудрости. Сны же Ясного Света генерируются исключительно праной, которая находится в центральном канале. Прежде чем переживать сны Ясного Света, обычно нужны долгие годы тренировки в поддержании созерцания или в управлении внутренней энергией.
Сны Ясного Света бывают двух видов.
Когда у вас вообще нет каких-либо видений, а есть пустота, тонкое просветляющее присутствие, и в этой пустоте вы можете созерцать определенные уровни света, которые также называются брахмаджьоти. Если же переживание присутствия омрачено, вы можете видеть какие-то видения или сны, но в это время также будет тонкое просветляющее присутствие.
Сны Ясного Света – это самый ценный уровень практики для йогина, который выполняет практику сна. В абсолютном смысле уровень продвижения йогина и то, насколько он может освободиться в промежуточном состоянии, зависит от того, насколько он при жизни развил уровни Ясного Света. Это тонкая светоносная ясность, которая обычно появляется в результате упорных медитаций либо внимательности к повседневной жизни, к поддержанию созерцания. Можно сказать, что раскрытие уровня Ясного Света при жизни подобно сдаче экзамена, а раскрытие Ясного Света при перерождении подобно окончательной сдаче экзамена к поступлению. Другими словами, тот, кто способен раскрыть самый тонкий уровень Ясного Света, больше не родится в мирах сансары. Как масло в масле, как молоко в молоке, как капля в море, он растворяется в трансцендентной Реальности Брахмана. Если же он пожелает выйти из этого состояния, то силой своей осознанности он создает тонкое иллюзорное тело, которое называется майя-деха или пранава-деха. Это не то же самое, что кармическое тело обычного человека, пребывающего в неведении. Это тонкое майя-деха полностью просветлено и состоит только из чистой кармы.
Сны уровня Ясного Света в основном подразделяются на четыре ступени. Их называют также «четыре пустоты» или «четыре пустотных света».
Эти четыре ступени звучат так:
чандра-джьоти – белый свет, подобный луне;
сурья-джьоти – красный свет, подобный солнцу;
шунья-джьоти – свет, в котором отсутствует что-либо, то есть абсолютная чернота;
чистый изначальный Ясный Свет.
Свет, подобный луне, также называется светом роста в тантре. Он подобен пустому небу, залитому лунным сиянием. Иногда во время интенсивных ритритов вы можете переживать наполнение сахасрара-чакры энергией, и ваше тело становится легким. Особенно это легко испытывать, если вы долгое время практикуете крийя-йогу. Можно сказать, что тот, кто вообще отчаялся получить опыты в медитации просто концентрацией, может получить хорошие результаты, практикуя крийи, за счет повышения энергии. Вы можете видеть нечто наподобие пустотного огромного пространства, насыщенного энергией осознавания, излучающего свет наподобие лунного – так переживается белый свет открытия. Однако если вы подумаете, что это настоящий свет открытия, то вы ошибетесь. Это будет, скорее всего, так называемая «пещерная светимость», там есть свет с примесью двойственности. Истинный свет открытия пережить гораздо сложнее, нужно остановить дыхание и войти примерно в пятую дхьяну. Тем не менее какая-то замутненная его часть переживается во время даже непродолжительных медитаций, если ваши каналы очищены, а поза стабильна.
Второй свет – сурья-джьоти – подобен раскаленному солнцу, огромному пространству золотого или оранжевого света. Вначале это переживается в самадхи как водоворот, который вы испытываете в медитации, который опускается на вас. Если вы опытный практик, вы не цепляетесь за тело и позволяете этому свету окутать свое сознание, интегрируясь с ним. Если же у вас есть привязанность и нечистота в сознании, в этот свет невозможно войти. Это подобно смерти при жизни. Йогин должен оставить все, чтобы слиться с этим светом. Если он может слиться с ним на пять часов, считается, что освобождение наступает в это время.
Следующий свет подобен черноте, пустоте абсолютного пространства. Говорится, что очень трудно удержать осознанность при перерождении в этом свете. Этот свет подобен осеннему небу без облаков безлунной ночью. Нет даже малейшего света, нет какой-то примеси, просто бездонная чернота, где есть только осознавание.
Когда йогин прорывается сквозь эти три света, он открывает истинный изначальный Свет, который также называют свайям-джьоти или саморожденный. Его часто называют Ясный Свет. Это истинный свет недвойственности. По сути, даже не совсем правильно говорить, что это свет. Скорее, это особое качество пустотной ясности. В этом свете переживается высшая истина адвайты. До тех пор, пока этот свет не пережит, истина адвайты не будет раскрыта в полной мере. С точки зрения учения кундалини-йоги, полнота переживания адвайты измеряется тем, насколько пережит или не пережит этот свет. Считается, что невероятно трудно раскрыть этот свет.
В основном опытные практики раскрывают либо свет, подобный луне, либо доходят до света, подобного солнцу. А в момент смерти, имея уже опыт раскрытия света, они раскрывают высший свет, полностью с ним объединяются и достигают полного просветления – обычно так чаще всего и происходит. Считается, что раскрыть истинный Ясный Свет невозможно, если праны полностью не введены в центральный канал. Это достижимо только тогда, когда вы очень хорошо контролируете ветры и у вас чистые нади.
Йога света учит вводить праны в центральный канал и раскрывать эти тонкие формы сновидений, тонкие формы света.
Считается, что свет, который мы воспринимаем в медитации, это так называемый свет начала или свет пути. Свет, с которым йогин сливается в момент полной реализации или в момент смерти, это свет достижения или полный свет.
В Упанишадах приводится такой пример. Если взять кувшин, то внутри этого кувшина помещается свеча и вовне тоже есть ясное, освещенное пространство с множеством источников света, но кувшин не дает слиться свету внутри и свету вовне из-за того, что у кувшина есть непроницаемые стенки. Если кувшин разбивается, то свет внутри и свет вовне сливаются, по сути, их нельзя различить, так как это один и тот же свет. Тем не менее, пока кувшин не разбит, это два как бы разных света.
Что-то наподобие этого происходит при освобождении. Когда йогин отбрасывает тело, то его внутренний свет, реализованный практикой самадхи, и великий внешний свет объединяются, то есть внутреннее пространство, наполненное светом, и внешнее пространство сливаются. Слияние двух видов света и двух видов пространства – это самый сущностный смысл йога-садханы. Наступает ли это в сутре практикой махашанти, наступает ли это в тантре практикой кундалини-йоги или в ануттара-тантре через нада-йога-самадхи или джьоти-йогу – процессы одни и те же. Разница лишь в силе этого света. Разумеется, самый слабый свет реализовывается в сутре, а самый сильный – в ануттара-тантре и лайя-йоге.