Главная Паломничества Магазин
Поддержать

29.07.2003

Текст:

«… Так, с незапамятных времен, различные желания, порожденные невежеством, заставляют живое существо рождаться на тысячах самых разнообразных адских планет. Я постараюсь рассказать о них все, что мне известно».

В каком случае желания становятся греховными? Когда желания порождают омрачения, затмевают присущую практику ясность созерцания и просто покоряют, порабощают сознание, то тогда, разумеется, они греховные. Подход тантры в отношении желаний не такой, как подход сутры. Понятие греха в тантре акцентируется не на желании, а на омрачении, которое вызывает желание. Тем не менее, если желание порождает омрачение, нельзя сказать, что это желание является чем-то хорошим, тем, что не нужно отбрасывать.

Текст:

«Царь Парикшит спросил Шукадеву Госвами: «О, мой повелитель, где находятся эти адские миры? За пределами Вселенной, внутри ее или же в разных частях этой планеты?»

Великий царь Шукадева Госвами ответил: «Все адские планеты расположены в пространстве между тремя мирами и океаном Гарбходака. Они находятся в нижней части Вселенной, ниже Бхумандалы, прямо над водами этого океана».

Когда говорится о других мирах, то не следует представлять их географически, скорее, это аспекты сознания, связанные с нижними центрами. Ниже муладхара-чакры есть еще семь уровней. Этим семи уровням соответствуют еще шесть или семь энергетических центров, которым соответствуют различные локи, связанные с нижними мирами. Эти уровни таковы: Атала, Витала, Расатала, Патала и им соответствуют различные уровни миров. Центры находятся в бедрах, в коленях, в подошвах.

Наги, живущие на этих уровнях, не видят солнечного света в отличие от людей, однако их земля состоит из драгоценных камней, которые сияют собственным светом, заменяя им солнечный. Они живут во дворцах из драгоценных камней. Наги – это существа с большой энергией, среди них также есть практикующие. В особенности они владеют знаниями, связанными с минералами, растениями, обладают сиддхами долголетия, красоты, сильного тела. Те наги, которые имеют большую мудростью, используют эти лекарственные травы и знания, наслаждаясь молодостью и бессмертием в своих физических телах. Они связаны с погодой, землей, водоемами, и если люди неправильно обходятся с этими ресурсами, то это беспокоит нагов. Если люди сильно нарушают экологическую обстановку, наги начинают влиять на людей, насылая на них проклятья. Кроме миров нагов, которые находятся в области от пупка до подошв, есть еще различные виды адских состояний.

Текст:

«Также между океаном Гарбходака и низшими планетными системами расположена Питри-лока. Все жители Питри-локи во главе с Агнишваттой, глубоко погрузившись в самадхи, размышляют о Верховной Личности Бога и всегда желают добра членам своей семьи. Царством Питри правит Ямараджа, необычайно могущественный сын бога Солнца. Он живет на Питри-локе вместе со своими помощниками (ямадутами). Строго соблюдая законы, установленные Верховным Господом, Ямараджа велит ямадутам хватать души всех умирающих грешников и сразу приводить к нему. Когда души грешников предстают перед Ямараджей, он вершит над ними справедливый суд, учитывая все их прегрешения».

Ямараджа, ямадуты – в относительном смысле это божества, которые живут в своих мирах, занимая свои статусы. В абсолютном смысле это тонкие состояния самого человека, это чистые состояния, связанные с тонкими процессами ума и тела. Допустим, у каждого человека есть процесс, связанный со временем, с кармой – это тонкие состояния энергии, которые определяют рождение, взросление, старение или смерть. Их определяют как божества. Или это тонкие эманации, идущие из каузального тела (карана-шарира), которые определяют судьбу, распределяя самскары в соответствии с годами. Все это – девата, внутренние божества, более тонкие, чистые состояния энергии. Считается, что девата отвечают за определенные стадии жизни или способы поведения. Они обращают внимание на определенные состояния, которые возникают в каналах, поэтому даже когда что-то неправильное, что делает человек, другим не известно, такие полубоги видят это и могут чинить ему препятствия или наказывать. В абсолютном смысле эти полубоги – это наши собственные тонкие состояния осознавания. Когда мы проявляем какие-то неправильные, нечистые действия, эти тонкие состояния ума противятся им, и порождается соответствующая карма.

Текст:

«… и отправляют эти души на соответствующие адские планеты, где их подвергают заслуженному наказанию. По мнению одних мудрецов, существует двадцать одна адская планета. Другие же считают, что их – двадцать восемь».

«Планеты» – здесь перевод неправильный. Конечно же, лока – это не такая планета как Марс или Сатурн, лока – это измерение сознания, это уровень осознанности. В такие локи можно попадать силой дхараны (концентрации сознания) на энергетических центрах или направляя свой ум на определенное место, куда ты хочешь попасть. К примеру, тот, кто развил способность к дхьяне или имеет пробужденную энергию Кундалини, получает множество опытов таких лок.

Текст:

«О, царь, я расскажу тебе вкратце об этих планетах. Я упомяну их названия и опишу, как они выглядят и чем отличаются друг от друга. Вот названия адов: Тамисра, Андхатамисра, Раурава, Махараурава, Кумбхипака, Каласутра и т.д. Каждая из этих планет является местом наказания живых существ.

О, царь, к тому, кто силой отнимает у ближнего законную жену, детей или деньги, в момент смерти приходят грозные ямадуты. Набросив на грешника петлю времени, они хватают его и тащат на адскую планету под названием Тамисра. На этой погруженной во мрак планете ямадуты безжалостно избивают грешника и бранят его. Изнуренный голодом и жаждой, он тяжко страдает под ударами лютых посланцев Ямараджи и порой от боли лишается чувств.

Тот, кто обманывает ближнего и тайком прелюбодействует с его женой или растлевает его детей, попадает в ад Андхатамисра. Там он оказывается в очень жалком положении, подобно срубленному под корень дереву. Еще на пути к Андхатамисре грешника подвергают ужасным пыткам, и от невыносимой боли он лишается рассудка и зрения, вот почему ученые мужи дали этому аду такое название. Человек, отождествляющий себя с материальным телом, тяжко трудится день и ночь, стремясь заработать денег для удовлетворения собственных нужд, а также нужд жены и детей. При этом он часто совершает насилие над другими живыми существами. Такой грешник в момент смерти помимо своей воли расстается и с телом, и с семьей и низвергается в ад Раурава, где его сурово наказывают за жестокое обращение с живыми существами.

За свою жизнь злой человек причиняет страдания очень многим существам, поэтому, когда он умирает, Ямараджа забирает его душу в ад. Существа, которых этот человек мучил, являются к нему в образе кровожадных чудовищ (руру) и терзают его, причиняя ему страшную боль».

Считается, что существует пять смертных грехов или грехов без промежутка. Это такие грехи, после совершения которых живое существо очень быстро перерождается в аду. Это убийство отца, убийство матери, пролитие крови святого и действия, которые приводят к причинению вреда Дхарме и расколу сангхи. Все эти очень сильные кармические последствия приводят к тому, что живое существо покидает тело через задний проход, то есть нижние врата, которые еще называют «врата ада». У такого существа создается впечатление, что оно летит вниз головой, потому что его тонкое тело с большой силой опускается вниз. Почему это происходит? Потому что сильно активизируется муладхара-чакра и апана-вайю. Апана-вайю имеет очень сильную тенденцию идти вниз, когда совершаются такие скверные вещи, и оскверненные самскары начинают тянуть апана-вайю вниз до тех пор, пока не вытянут тонкое тело из физического и не поместят его в соответствующую локу.

С точки зрения тантры, действия не так важны, как эмоция или бхавана, их сопровождающая. Эмоция – это энергия и по большому счету нечистота заключается не в действиях, а в состояниях, которые их сопровождают. Когда совершаются какие-либо действия, то они могут совершаться с чистым состоянием или с нечистым.

Говорится, что такие-то существа терзают грешника в аду, но, с точки зрения абсолютного видения, не существует ни существ, ни ада, а все это – проявление кармического видения самого субъекта. Тем не менее такие страдания реальны. Что же терзает живое существо в нижнем мире? Его терзают собственные нечистые энергии, которые он при жизни проявил, то есть если нечистые энергии были проявлены, то их никто не отменял, они отпечатываются в потоке его сознания и ему же приносят страдания.

Текст:

«Человека, который поддерживает существование своего тела ценою жизни или благополучия других, неизбежно ждет наказание в аду Махараурава. Там на него набрасываются свирепые коровьяды (разновидности руру), они рвут грешника на куски и пожирают его плоть. Некоторые жестокосердные люди, чтобы наполнить свой желудок и насладить язык, варят живьем несчастных животных и птиц, за это их осуждают даже людоеды. Когда жизнь таких грешников подходит к концу, ямадуты тащат их в ад Контхипака и там варят в кипящем масле».

Когда совершаются действия подобного уровня, то в чакрах человека возбуждаются сильные энергии, которые очень интенсивны. Если у него нет созерцательного присутствия, чтобы их обнаружить в чистом видении, то они создают в потоке его ума нечистые состояния. Эти нечистые состояния оставляют кармические отпечатки в уме и служат причиной перерождения в скверных мирах.

Процесс очищения, когда вы практикуете как монахи, заключается в том, чтобы всегда иметь чистое состояние. Иногда, когда вы общаетесь друг с другом или говорите что-либо, у вас могут возникать нечистые состояния. Страх, угнетенность, тупость, гнев, зависть, чувство вины – все это виды нечистых состояний. Процесс очищения заключается в том, чтобы в любых ситуациях чувствовать только чистые состояния, чтобы не было даже секунды, когда бы вы испытывали нечистые состояния.

Когда вы утвердились только в чистых состояниях, вы переходите к более глубоким, недвойственным состояниям. Можно сказать, что все, кроме Четырех Бесконечных и чистого видения – это нечистые состояния. Поэтому святость заключается в том, что сначала мы утверждаемся в чистых состояниях. Если человеку в чистом состоянии рассказывать об адах, он не испытает чувства вины или страха, он знает, что это его не затрагивает, поскольку он видит ады как проявление гневных божеств.

У человека с нечистым состоянием сознание колеблется и меняется под воздействием различных ситуаций, которые возникают, и он теряет ту небольшую чистоту, которая у него была. До тех пор, пока он не утвердился в созерцании, ему нужно жестко следовать правилам и предписаниям. Когда же он утвердился в созерцании, его созерцание и развившееся чистое видение становятся доминирующим, таким образом, становясь единой самайей созерцания, которая заменяет все правила и предписания.

Текст:

«Человек, виновный в убийстве брахмана, попадает в адскую планету Каласутра. Эта планета, окружность которой равна десять тысяч йоджан, целиком состоит из меди, ее поверхность постоянно раскалена. Снизу ее нагревает огонь, а сверху – палящее солнце. В этом аду убийца брахмана жестоко страдает, сгорая как снаружи, так и изнутри. Снаружи его жгут солнечные лучи и огонь, пылающий под поверхностью планеты, а изнутри – он сгорает от голода и жажды. Измученный грешник не знает покоя, он то ложится, то садится, то вскакивает, то мечется из стороны в сторону, его страдания будут продолжаться много тысяч летстолько, сколько волосков на теле животного.

Человека, который без крайней необходимости отклоняется от пути, начертанного ведами, слуги Ямараджи бросают в ад Аси-патравана и там нещадно избивают кнутами. Пытаясь спастись от невыносимой боли, грешник кидается то в одну, то в другую сторону, но везде натыкается на пальмы, чьи листья остры, как мечи. Весь израненный, он то и дело теряет сознание или жалобно причитает: «Что же мне делать, как мне спастись?» Такие страдания ждут каждого, кто пренебрегает заповедями религии, которую избрал.

Царя или представителя власти, который наказывает ни в чем не повинных людей или подвергает телесному наказанию брахмана, после смерти ямадуты бросают в ад Сукарамукха. Там могучие помощники Ямараджи ломают ему все кости и давят его тело, словно сахарный тростник, из которого выжимают сок. Злосчастный грешник то теряет сознание, то жалобно плачет, моля о пощаде, так же, как плакали его безвинные жертвы. Такая расплата ждет всякого, кто наказывает невиновных.

По замыслу Верховного Господа низшие существа, такие как клопы и комары, питаются, высасывая кровь у людей и животных. Эти крошечные создания неспособны понять, что их укусы причиняют боль, но лучшие из людей (брахманы, кшатрии и вайшьи) наделены развитым сознанием и им хорошо известно, какую боль испытывает существо, когда его убивают. Если человек, обладая знанием, лишает жизни или калечит неразумных существ, неспособных отдавать себе отчет в своих поступках, он, безусловно, совершает грех. Верховный Господь наказывает такого грешника, низвергая его в ад под названием Андхакупа, где на него нападают птицы, звери, рептилии, комары, вши, черви, мухи и все прочие существа, которым он за свою жизнь причинил страдания. Они набрасываются на него со всех сторон, лишая его сна и покоя, отчего он, измученный, вынужден постоянно блуждать во тьме этого ада».

Кроме практики осознавания следует всегда в себе поддерживать практику чистоты и чистого видения, поскольку отпечатки нечистого видения приводят к нечистым рождениям. Тех, кто бесконтрольно допускает в себе разные проявления нечистоты, можно назвать очень безрассудными, поскольку за такие кармические отпечатки им придется пожинать плоды своих нечистых проявлений.

Почему следует проявлять чистое видение, заменяя им нечистое? Потому что одного осознавания недостаточно. Допустим, человек практикует осознавание, но его нечистота все равно выходит наружу. Он думает: «Ну, я же осознаю, а это самое главное». Но есть разные уровни осознавания. Настоящее осознавание развивается именно как проявление чистого видения, то есть осознавание, которое не порождает чистого видения, а смешивается с обыденным или клешами, – это еще самое начальное осознавание. Если человек практикует небольшую, поверхностную внимательность, а его нечистое видение все равно проявляется, то можно представить, что результат кармы будет следующий: нечистые состояния при перерождении или в следующей жизни также будут проявляться, но они будут сопровождаться внимательностью. То есть такой человек, например, будет внимательно рассматривать острые листья дерева Шалмали в аду, когда они будут его колоть. Или же он будет практиковать осознавание, чувствуя страдание, когда ямадуты будут крюками тащить его в пылающий ад. Конечно, он будет внимателен, но его состояниями ума будут также страдания, поскольку эти нечистые состояния не были сублимированы. Поэтому подлинная внимательность предполагает, что все нечистые состояния должны трансформироваться в чистое видение, когда у вас не возникает даже тени нечистоты в потоке сознания.

Поэтому у вас есть два выхода: либо жестко пресекать любые поползновения в себе, либо развивать вашу внимательность так, чтобы она очистила силой осознанности ваши кармические самскары. Те же, кто испытывают гнев, зависть и привязанность, совершают, с точки зрения закона кармы, очень глупые вещи; те, кто порождают тамас и не боятся спать во время медитаций, тоже создают в себе карму переродиться в таких тупых, тамасных и неясных состояниях.

Текст:

«Человек, который съедает свою трапезу, не поделившись с гостями, стариками и детьми или принимается за еду, не совершив пять видов жертвоприношений, считается не лучше вороны. После смерти он попадает в самую отвратительную из адских планет Кримибходжану. Там находится огромное озеро, шириной в сто тысяч йоджан, кишащее червями. Став одним из червей в этом озере, грешник пожирает других червей, а те, в свою очередь, пожирают его. Если человек еще при жизни не искупил свои грехи, ему придется провести в адском озере столько лет, сколько йоджан составляет ширина озера».

С точки зрения ануттара-тантры, речь о том, что прием прасада не сопровождается осознанностью, а проявляются нечистые состояния жадности. К примеру, вы берете очень большое количество прасада и едите его с жадностью, если из вашей хлебницы кто-то берет хлеб, вы начинаете сердиться, выясняете отношения и препираетесь из-за этого, а когда вы поели, то у вас возникло чувство тамаса. В таком случае можно сказать, что ваше сознание наполнено жадностью, а прием прасада полностью достиг апогея в накоплении нечистых карм. Правильное принятие прасада предполагает, что вы читаете мантру, призывая импульс Ануграхи, находитесь в присутствии, порождая осознанность, и принимаете прасад в чистом видении, как инициацию. В тантрах, связанных с божествами, представляют, что кормят божество, визуализируя себя как тело божества, наполняя его нектаром. Если же вы пребываете в глубоком состоянии осознавания чувства чистоты и пространства во время прасада, то этого вполне достаточно, не нужно больше никаких визуализаций.

Текст:

«О, царь, нечестивцу, который крадет либо отнимает силой, особенно у брахмана, золото, драгоценные камни или другую собственность, если его к этому не вынуждают чрезвычайные обстоятельства, уготован ад Сандамша. В этом аду ямадуты обжигают его кожу раскаленными железными шарами и сдирают ее щипцами, постепенно они разрывают на части и все его тело.

Мужчина и женщина, вступающие в греховную половую связь, после смерти окажутся в аду Таптасурми, где их ждет суровая кара. Помощники Ямараджи жестоко избивают их кнутами, после чего мужчину заставляют обнимать раскаленную докрасна железную статую женщины, а женщину – такую же статую мужчины. Это наказание постигнет всякого, кто виновен в грехе прелюбодеяния».

Обычно, когда у человека возникает сексуальное желание, оно сопровождается также чувством нечистоты, вины или греховности. Когда он допускает его, оно отпечатывается внутри, поскольку активизируются яростные, низкие энергии, а так как он не может его сублимировать, его апана опускается вниз, забивая нади в свадхистхана-чакры и в области колен. Эти нечистые состояния энергии остаются, и когда все каналы в момент смерти раскрываются, человек с ними встречается. Тогда они ему представляются различными духами, которые приносят ему страдания.

С чем человек сталкивается в аду? С собственными нечистыми пранами. Из-за того что он пребывает в слишком большой двойственности, ему все это кажется реальным. По сути, что здесь реально? Это энергия как таковая, но поскольку энергия реальна, а он пребывает в омрачениях, то для него страдания тоже реальны.

Текст:

«Человек, неразборчивый в половых связях, готовый совокупляться с кем угодно, даже с животными, после смерти попадает в ад Ваджракантака-шалмали. Там растет огромное дерево, все усыпанное шипами, острыми и могучими, как громовые стрелы. Слуги Ямараджи подвешивают грешника на этом дереве, и затем с силой стаскивают вниз так, что эти шипы раздирают все его тело, причиняя ему страшную боль.

Человек, который родился в знатной семье, например в семье кшатрия, потомка царского рода или государственного чиновника, но пренебрегает своими религиозными обязанностями и погряз в пороках, после смерти низвергается в адскую реку Вайтарани. Эта река представляет собой огромный, заполненный нечистотами ров, который окружает все адские миры и кишит свирепыми морскими чудовищами. Когда грешника бросают в реку, эти чудовища тут же набрасываются на него и начинают пожирать его плоть, но из-за того, что жизнь этого человека была полна греха, ему не будет позволено покинуть тело. Постоянно вспоминая свои прегрешения, он безмерно страдает в этой реке из испражнений, мочи, гноя, крови, волос, ногтей, костей, костного мозга, мяса и жира».

Здесь имеется в виду не только быть рожденным в высокой семье и потом деградировать, а иметь более высокие цели, высокие идеалы как таковые, а затем предать их, например стремиться к Дхарме, а затем снова погрузиться в обыденную жизнь. Закон кармы очень сложен, поэтому это описание общее. В каждом конкретном случае невозможно точно описать кармические последствия каждого поступка.

Для того чтобы кармический поступок полностью проявился, требуются четыре условия: совершенное действие, понимание или чувство нечистоты, которое возникает как результат совершенного действия, удовольствие, получаемое от совершенного действия и желание его повторить. Когда эти четыре условия присутствуют, то говорят, что кармический поступок набрал полную силу. Допустим, если совершается оскорбление и чувствуется его нечистота, но при этом получается удовольствие от нанесения оскорбления и закрепляется тенденция повторить это оскорбление еще раз, то такое оскорбление полностью набрало свою силу. И тогда в следующей жизни этот отпечаток проявится: либо ты родишься в месте, где будешь постоянно оскорбляем, либо твоя речь будет нечистой, то есть ты будешь косноязычен, так как будут проблемы с вишуддха-чакрой, либо за это будет кратковременное перерождение с нечистыми состояниями в мире ада. Если же четырех условий нет, например нет удовлетворения от того, что было совершено, или нет желания повторить, то такой кармический поступок проявится в следующей жизни, но в ослабленном виде.

Текст:

«Потерявшие всякий стыд мужья падших женщин, дочерей, шудр живут как животные, не зная благонравия, чистоты и самоограничения. После смерти они попадают в ад Пуйода, который представляет собой океан гноя, испражнений, мочи, слизи, слюны и прочих нечистот. Шудр, не сумевших подняться на более высокий уровень бытия, бросают в этот океан и заставляют есть всю эту мерзость.

Представитель высшего сословия (брахман, кшатрий и вайшья), который держит собак, мулов, ослов и отправляется с ними на охоту, чтобы просто ради забавы убивать диких зверей и птиц, после смерти попадает в ад под названием Пранародха. Там слуги Ямараджи ставят грешника вместо мишени и пронзают его стрелами».

К примеру, люди, которые занимаются охотой, рыбной ловлей, готовят себя к тому, что на них будут охотиться или их будут ловить, поддевая за губу на крючок, поскольку создаются соответствующие кармические причины. Они создают рнанубандхану (кармическую связь), которая по закону причин и следствий обязательно проявится. Создавая такую связь, они тем самым дают право другим существам делать то же самое с тобой.

Текст:

«Тот, кто гордится своим высоким положением в обществе и приносит в жертву животных только ради того, чтобы поддерживать свой престиж, после смерти попадает в ад Вишасана. Там слуги Ямараджи подвергают грешника изощренным, мучительным пыткам и в конце концов убивают его».

Итак, живое существо полностью подвержено закону причин и следствий, а его поступки неизбежно дают результат. Если он касается каких-то яростных или нечистых энергий, в его уме возникает состояние нечистоты, которая потом возвращается ему и приносит страдания.

С махасиддхами дело обстоит по-другому. К примеру, если почитать историю Наропы, то там есть такой факт: после того, как он достиг просветления и стал махасиддхой, он жил некоторое время у царя и часто отправлялся на лошадях в лес, чтобы поохотиться. Среди многих людей это обстоятельство вызывало недоумение. Но Наропа знал, что делал. Поскольку его уровень сознания и энергии был за пределами человеческого, то это ему не приносило никаких кармических последствий. Можно сказать, что эта было форма спасения живых существ, так как он делал им ПОА. Поскольку сила его присутствия была огромна и непостижима, то карма животных, с которой он интегрировался, мгновенно превращалась в Ясный Свет. Можно представить, если одно и то же действие совершает очень слабый человек или средний человек, то он может погибнуть, но если это же делает очень сильный человек, то для него это нечто нормальное. Допустим, если человек, обладающий хорошей тренировкой, захочет взойти на Эверест, то он, хоть и с большим трудом, но сможет это сделать. А человек, не имеющий соответствующей подготовки, не сможет подняться выше двух километров из-за разреженного воздуха, трудностей со снаряжением и прочим.

Здесь описывается еще множество других адов, которые ожидают тех, кто лжесвидетельствует, промышляет воровством, разбоем, пьет алкоголь и совершает множество других вещей.

На самом деле классификация адов условная, поскольку состояние адов выражает состояние сознания, нечистых бхаван, а их столько же, сколько нечистых состояний в потоке сознания человека. Очищение означает, что вы избавляетесь от всех нечистых бхаван внутри себя, поэтому ваш рост, кроме осознавания, по мере многолетней практики в монашестве должен заключаться в том, что у вас становится все меньше нечистых бхаван за счет того, что они вытесняются чистыми бхаванами. Когда движение эмоций и мыслей омрачают ум, теряется ясность и сознание опускается ниже, чем чистое видение, то это и есть нечистые бхаваны.

Многие практикующие, не заботясь о сублимации и чистом видении, пытаясь практиковать одно осознавание, пренебрегают законом причин и следствий. Думаю, что они немного не в себе, поскольку до тех пор, пока нет реализации, закон причин и следствий действует абсолютно. По этому поводу есть такая поговорка: «Мое видение безмерно, как небо, но мои поступки столь же скрупулезны и тщательны, как измельченная мука». Другими словами, имея взгляд безмерный, как небо, в относительном измерении будь тщателен, словно просеиваешь мелкую муку.

Вопрос:

«Свами, когда мы читаем про ады, не устанавливается ли у нас с ними какая-то связь? Потому что, например, такой подробной классификации небес я не встречал, а ады так детально описываются. Почему упор делается именно на эти нечистые аспекты сознания? Если постоянно фиксироваться на небесах, то и сознание будет выходить на этот уровень. Или я что-то не так понимаю?»

Конечно, не так. На небесах мы фиксируемся постоянно во время бхаджан-мандалы, только для них нет ментальной классификации. Смысл в том, чтобы соприкасаясь с любой информацией, ее освобождать, превращая в чистое видение. Действительно в писаниях классификация адов более подробна, чем классификация небес. Очевидно потому, что монахи посещали их чаще, а кроме того эти опыты получать легче.

Вопрос:

«Вчера у нас отвязалась корова, и мы ее втроем пытались поймать. У меня появился гнев на нее, и хотя я ее не стукнул, но гнев был сильный. Это тоже карма?»

Разумеется, если это омрачило вашу осознанность, то это карма. К примеру, представьте, что ваше состояние, в котором вы были в то время, увеличено по времени (растянуто на четыре часа, на сутки, на месяц), и вы в нем постоянно находитесь, бегая то за одной коровой, то за другой. Коровы от вас убегают, поэтому и вы бегаете очень быстро, постоянно пребывая при этом в сильном гневе. Если эту бхавану растянуть и усилить, она может создать целую локу. Так любое состояние (как чистое, так и нечистое) может развернуться в целую локу, в целый мир. Нельзя сказать, что это уж очень жуткие страдания, это не мир ада, но это что-то близкое к миру голодных духов с примесью гнева. Это касается и любого другого нечистого состояния. Вопрос в том, соединяется ли оно с созерцательным присутствием настолько, чтобы не опускаться ниже чистого видения или нет. То же самое касается и ситуации, когда вы читаете или слышите об адах: если вы находитесь в созерцательном присутствии, то в чистом видении вы будете воспринимать все миры адов как мандалу гневных божеств. Если же вы слушаете лекцию невнимательно, неосознанно, у вас может возникнуть состояние страха.

Вопрос:

«Бывает, когда ты просто захвачен какой-то ситуацией, с кем-то ругаешься по какому-то поводу, а бывает тебя как бы два: один на полном серьезе выясняет отношения, что-то доказывает, а второй понимает, что все это просто картинка, созданная в громадном бесконечном пространстве. Ты смотришь сам на себя и просто ухохатываешься. То есть одной частью ты ругаешься, а другой – наблюдаешь, вот такое странное состояние. Ты энергию не теряешь, ты ее даже накапливаешь, но карма-то все равно, наверное, копится во время этих маневров?»

Сколько вы в монашестве?

«Года четыре».

Если вы правильно практикуете, то следующая ступень после обыденного видения – это состояние, когда ваш внутренний наблюдатель никогда не теряется. Даже общаясь и ввязываясь в какие-то внешне нечистые действия, ваш внутренний наблюдатель остается. Вы не отождествляетесь с ситуацией и как бы внутренне хохочете над ней, а энергия, вместо того чтобы теряться, остается у вас. Каковы кармические последствия этого? Все зависит от степени и глубины погруженности в созерцание. Если при этом часть кармы оставалась, а чистое видение все равно сохранялось, то у вас есть, к примеру, карма в следующей жизни быть практикующим авадхутой, и когда вас будут оскорблять, вы будете хохотать внутри, будете поддерживать осознанность. Либо вы будете просто практикующим, попадающим в такие ситуации, но они вас не будут задевать. Либо в бардо это будет переживаться как возникающие видения в пространстве ума, подобном небу, которые будут яростно переживаться, а затем исчезать. Все зависит от степени вашей ясности, от того, превращаются ли эти видения в чистое видение, либо остаются нечистыми, и вы с ними отождествляетесь. На высшем уровне есть игра энергии и осознавание, которое все превращает в чистое видение.

 

 

 

 

СловарьА
Термины загружаются...
Свернуть