Главная Паломничества Магазин
Поддержать

02.03.2003

Практика плавно перейдет в сон, поэтому вам нужно так разместить подстилки, чтобы вы могли на них удобно лечь. То есть сначала вы будете сидеть, но потом вы сразу же должны будете удобно лечь.

Передача практики йоги света. Это ночная практика, которую вы всегда можете использовать в момент засыпания.

Для настоящего практика введение осознавания в сон очень важно. Фактически, если вы хотите узнать, просветлен кто-либо или нет, и просветлены ли вы сами, то следует проанализировать, осознанны ваши сны или нет.

Один ученик пришел к Мастеру дзен и сказал:

Я открыл нечто великое. Я думаю, что я равен со всеми буддами и патриархами, и мне нет нужды больше медитировать.

Учитель сказал:

Хорошо. Может быть, ты открыл что-то великое, может быть, действительно ты нашел жемчужину просветления, но сохраняется ли эта жемчужина во сне?

Ученик ответил:

Нет, во сне я ее теряю.

Тогда Учитель гневно сказал:

Что?! Ты ее теряешь во сне? И ты утверждаешь, что медитировал? Если ты упадешь в седьмой ад, для тебя и это наказание будет слабое.

Точно такой же эпизод произошел с Сон Чоль Сынимом, когда в уединение к нему пришел один старик, которому было шестьдесят лет. Он был монахом и медитировал около тридцати лет. Он сказал:

Собственно, я не нуждаюсь в ваших советах, поскольку я сам очень опытный, но все-таки мне посоветовали придти к вам. Я думаю, что я реализовал просветление.

Сон Чоль Сыним спросил его:

Сохраняется ли у вас это во сне?

Старик ответил:

Нет, не сохраняется.

Тогда Сон Чоль Сыним взял чайник и начал бить его по голове (в дзен так принято: если что-то нужно объяснить, там предпочитают бить палкой или чайником). Он сказал старику:

Твое понимание совершенно недостаточно, продолжай медитации.

Старик смиренно поклонился и усердно медитировал еще более двадцати лет, чтобы раскрыть осознавание во сне. К этому времени ему было больше восьмидесяти лет.

Как видите, даже монахи, медитируя всю жизнь, с большим трудом добиваются осознанности во сне. Это сутра дзен.

Мы практикуем тантру, а это означает, что у нас есть много методов, которые мы можем использовать, чтобы облегчить духовное продвижение. Используя искусные методы, мы все-таки можем развить осознанность во сне. Для нас как практиков представляет собой очень важный момент осознавание себя в сновидениях, особенно во сне без сновидений. Настоящий практик каждую ночь перед засыпанием выполняет садхану, чтобы, тренируясь, быть осознанным во сне и не тратить даром время в момент засыпания.

Существует четыре рода сновидений.

Первый вид снов – это сны фундаментального неведения, когда вы устали, плотно поели и просто уснули, когда у вас нет никакой осознанности, никаких сновидений вообще. Это наихудший вид снов.

Второй вид снов – сансарные сны. В сансарных снах вы встречаетесь с собственной кармой. Они не имеют какой-либо ценности для практики.

Третий вид снов – это сны ясности. В сансарных снах вы можете видеть видения, к примеру, Учителя, еще что-либо, но скорее всего, это ваши иллюзии. Сны ясности – это время, когда вы контактируете с глубокими тонкими слоями не только своего подсознания, но и коллективной кармы человечества. По ним можно предсказывать. Вы и в самом деле можете получать какие-либо наставления от святых или контактировать с тонким телом Учителя.

Следующий вид снов – это сны Ясного Света, где мы переживаем недвойственность и Ясный Свет. Нас интересуют по большей степени именно эти сны.

С помощью данной практики мы открываем тонкий слой сновидений, поэтому эта йога называется йога Ясного Света или йога сна. Следует ее отличать от йоги сновидений, которая означает работу с более грубым уровнемсо сновидениями, имеющими форму. Йога сна означает, что мы работаем со сновидениями, не имеющими форму, то есть со сном без сновидений.

Существует четыре ступени или четыре стража ночи, на которые вы можете разбивать вашу ночь для углубленной практики. Я вам не рекомендую это делать сразу, пока вы не освоили визуализацию, по крайней мере, пока в течение двух лет не натренировались в визуализации хотя бы в момент засыпания. Когда вы натренированы в визуализации, для вас это стало обычным, вы можете перейти к более глубокой практике йоги сновидений, йоги сна, разбивая ночь на четыре части. Это четыре стражи, в которые мы переживаем разные виды сновидений или ощущений.

Первая стража длится с 22:00 до 24:00.

Вторая стража длится с 24:00 до 2:00. Это так называемые сны Ясного Света, где мы соприкасаемся с нашей фундаментальной природой.

Третья стража длится с 2:00 до 4:00. Она называется «сновидения силы», где мы сталкиваемся с кармой уровня анахата-чакры (в районе груди). В это время вы видите сновидения, в которых ваши родители дают вам одобрения, или вы встречаетесь с начальником, который дает вам повышение по службе, либо с превосходящими вас существами.

Последняя стража сновидений наступает под утро, перед просыпанием, примерно с 4:00 до 6:00. Это «сновидения ярости». В это время вы сталкиваетесь с кармами, которые записаны у вас в нижних чакрах, в нижней части тела. Если у вас нечистое сознание, вам может сниться, что вы гонитесь за кем-то или кто-то гонится за вами, какие-то яростные ситуации, которые угрожают вам. Если ваше сознание очищено, то вы можете слышать и видеть звуки первоэлементов, к примеру вулканы, пожары, громы и прочее. Эта часть сновидений используется для развития отсечения привязанности к «я» в сновидениях.

Важно понимать эти четыре стражи и знать, каков их характер. Обычно в курсе йоги сновидений это изучается подробно, но мы ограничимся общими объяснениями.

Когда вы продвинетесь, вам благоприятно разбивать ночь на четыре части, чтобы практиковать в каждую стражу йогу сна (Ясного Света), просыпаясь в начале каждой стражи на несколько секунд, чтобы вспомнить визуализацию и снова погрузиться в сон. А сейчас я это делать не рекомендую. Достаточно делать одну визуализацию перед самим сновидением.

Итак, как выглядит практика.

Вы ложитесь на бок в позу, которая называется «поза льва будды», причем матаджи ложатся на левый бок, а прабху – на правый. Вы ложитесь на бок, кладете ладонь одной руки под щеку, а та рука, которая сверху, остается вытянутой вдоль туловища, ноги чуть-чуть согнуты. Это базовая асана для сновидения. Она еще называется йога-нидра асана. Глаза лучше не закрывать, потому что вы можете уснуть.

В районе анахаты представьте иллюзорное тело божества, соединяющего в себе черты одновременно Шивы и Даттатреи. Представьте, что так проявляется форма Гуру. Представьте его в виде шестнадцатилетнего юноши, сидящего в позе лотоса, и прочтите ему молитвы: «Гуру, господь Шива, Даттатрея, пожалуйста, даруйте сиддхи непрерывного сознания, даруйте возможность открыть Ясный Свет сна». Вы читаете такую молитву трижды, и порождаете намерение раскрыть осознавание во сне без сновидений, просите дать вам такую способность. Когда вы прочли молитву, представьте, как божество Шива, Даттатрея растворяется, и теперь визуализируйте в центре вашей груди слог Ом – наш главный символ лайя-йоги. Пусть он будет размером чуть больше, чем пятикопеечная монета, и имеет мягкий голубовато-белый цвет. Через некоторое время вы представляете, что Ом увеличивается в размерах, а его свет растворяет ваше тело. Сначала он маленький, размером с отпечаток большого пальца, потом он расширяется, его свет становится более рассеянным и растворяет ваше тело.

Когда вы визуализируете, придерживайтесь такого правила. Первое – представить, второе – увидеть то, что вы представили, третье – ощутить.

Когда вы растворили ваше тело и представили свет, почувствуйте, что нет ни материального мира, ни вас, а есть только светоносность в пространстве сердца. Еще в пространстве сердца есть переживания, и вы можете там заниматься визуализацией. Такое пространство – это в идеале то состояние, в котором вы должны пребывать все время, когда спите, не выпадая из него: ясность, пустотность, осознавание и свет.

После выполнения практики растворения тела в свете, вы переходите к основной практике. Вы представляете в центре груди (анахате) лотос с четырьмя синими лепестками, расположенный горизонтально. В центре него находится шарик или сфера света – маленький светящийся шарик, размером с горошину или немного больше. Он называется бинду и напоминает прозрачный, как хрусталь, шар из чистого света. Это центральное бинду не окрашено ни в какой свет, оно просто отражает синеву лепестков и испускает бледно-голубые лучи. Выполняйте визуализацию без напряжения в детализировании, делайте это творчески. Объедините свое присутствие осознанности с центральным сияющим бинду до такой степени, чтобы стать сияющим голубым светом.

Затем представьте, как на каждом из четырех синих лепестков находится по одной бинду. Вместе с центральным бинду их пять. Прямо перед собой спереди представьте желтое бинду – желтый шарик, справа синее бинду, слева зеленое бинду, сзади красное бинду, в центре светло-голубое.

Когда вы представили лотос с пятью бинду, теперь вам нужно быть внимательным по отношению к своему состоянию сонливости. Вначале, когда у вас появляется легкая сонливость, вы продолжаете видеть слышать, осязать постель и прочее. Это первый период. У вас как бы есть опора, и ваше условное «я» еще держится на чувственном восприятии. Вы концентрируетесь на желтом бинду, пытаясь почувствовать его чудесный теплый свет и объединиться с этим желтым светом.

Когда вы объединились с желтым светом бинду и чувствуете, что у вас наступает средняя степень сонливости, вы начинаете концентрироваться на зеленом бинду, которое находится слева. Если вы засыпаете, практикуйте с открытыми глазами или делайте задержку дыхания. Старайтесь порождать сильную бдительность, но без усилия и напряжения, чтобы не уснуть. Пытайтесь почувствовать мягкий зеленый свет, который излучает зеленое бинду. Сначала вы представляете, потом видите, потом ощущаете и сливаетесь с этим мягким зеленым светом.

Затем, когда наступает еще более сильная сонливость, вы переносите сознание в красное бинду сзади. В это время чувства притупляются, затуманиваются и ощущения исчезают, у вас как бы исчезают ощущения самого себя, но есть осознавание красного цвета и шарика (красной сферы бинду), который находится сзади, в вашем синем лотосе в центре груди. Некоторое время вы пребываете в таком состоянии красного цвета. Вы представляете его распространяющимся во все стороны, насколько можете себе это представить.

Наблюдая за своей сонливостью, вы видите, что почти засыпаете, что ваши чувственные восприятия почти угасают (то есть вы практически не осязаете своего тела и не слышите), и тогда вы переносите осознавание в правое синее бинду. Это следует делать в тот момент, когда чувственное восприятие полностью прекращается, то есть вы уже не ощущаете тело и не осознаете внешние объекты. Все чувства находятся в покое, контакта с внешним миром почти нет.

Когда эта стадия пройдена, вы переходите к последней стадии. Считается, что здесь вы уже уснули, но ваша осознанность не прерывается, поэтому вы продолжаете выполнять практику. Остается некая тонкая, очень бдительная часть сознания, которая все же продолжает удерживать ясность и свет. На этой пятой ступени представьте, как ваше осознавание сливается с центральным голубым бинду. Сначала вы представляете, потом пытаетесь увидеть, потом буквально ощущаете, как свет лучится из вашего сердца, как прекрасный голубой свет сияет, растворяя все, чего он касается. Он растворяет комнату, в которой вы находитесь, дом, город, область, страну, весь мир, Солнечную систему, всю Вселенную. Он растворяет все, чего бы ни коснулось ваше сознание: места, где вы лежите, людей, вещей, мыслей, образов и чувств. Вы просто пребываете мягко расслабленным в этом свете, но осознаете. Затем вы представляете, как растворяются шесть миров сансары, мир формы и мир без формы. Когда вы представили, как внешняя Вселенная растворилась, свет возвращается к вам. Тогда этот свет, возвратившись, полностью растворяет ваше тело, и теперь вы сливаетесь с голубым прозрачным просветляющим светом вовне, вы сами превращаетесь в этот голубой свет.

Затем вы растворяете свой ум, каждую эмоцию, мысль, чувство так, что уже сложно определить, где свет, а где вы сами. Вы полностью сливаетесь с этим светом, вы сами становитесь этим светом, в котором нет ни внутреннего, ни внешнего, ни вас и ничего вне вас. Вы не визуализируете этот свет и не определяете, где он переживается. Вы просто чувствуете, что сами стали чистым прозрачным светом и пребываете в нем во время сна.

Стадии перехода от одного процесса засыпания к другому плавные и не разграничены. Однако ваша осознанность должна быть ясной. Ваше тело, словно кружась по спирали, соскальзывает в сновидение и растворяется в Ясном Свете. Если посередине практики вы напрягаетесь и полностью проснулись, вам нужно начать снова. Не нужно слишком строго следить за формой практики, достаточно отличать ключевые моменты и не терять ясность.

В состоянии всепроникающего света вам следует оставаться все дольше, порождая намерение не выпадать из него и не терять осознанность – в этом состоит задача вашей практики. Не выходя из вашего состояния медитации, вы теперь можете засыпать, постаравшись удержать осознанность. Если же вы ее не удержите и уснете, то когда вы проснетесь, постарайтесь начать все сначала.

СловарьА
Термины загружаются...
Свернуть