Главная Паломничества Магазин
Поддержать

24.11.2003

Пребывать в естественном состоянии – это все равно, что непрерывно пребывать в состоянии сна без сновидений. Кто такой истинный святой, реализовавший единый «вкус» (самарасья)? Это тот, кто, бодрствуя, пребывает в таком состоянии, которое равноценно сну без сновидений. Когда мы практикуем, и у нас встает вопрос, как относиться к внешнему миру, святые говорят, что следует научиться относиться к нему как к сновидению. Нет другой альтернативы, кроме как научиться непрерывно воспринимать мир как иллюзию.

В традиции учения выполняются техники созерцательной ходьбы, которые называются чанкраманам. Их больше десяти. К примеру, сегодня вы выполняли одну из них. Техника созерцательной ходьбы очень важна для йогина, поскольку, если мы не в ритрите, мы обычно не сидим, а все же двигаемся. В ритрите максимум мы можем провести одну треть жизни, но две трети проходят в движении. Способность созерцать в движении также очень важна и для практики присутствия.

Один из способов созерцательной ходьбы – это ходьба с созерцанием санкальпы «все дхармы суть иллюзия-сон», когда мы упражняемся воспринимать весь мир как иллюзию, как сновидение. Такую практику следует рассматривать как подготовительную для йоги сна или йоги сновидения. Она выполняется в любой ситуации, независимо от того, чем вы занимаетесь. Но если вы принимаете решение самостоятельно провести индивидуальный ритрит по санкальпе «все дхармы суть иллюзия-сон», то надо попытаться сделать это довольно строго: вы берете эту санкальпу и начинаете с ней работать в течение целой недели с утра до вечера. Эта практика динамичная. Ходите ли вы на работу, общаетесь ли с родственниками, пьете, едите или занимаетесь какими-либо делами, вы постоянно медитируете так: «Это все – иллюзия, это все – сон». И вы пытаетесь непрерывно и весьма строго поддерживать такое осознавание с утра до вечера. Я рекомендую самостоятельно выполнить такую практику на протяжении одной недели. Как только вы пробуждаетесь с первым открыванием глаз и наступлением бодрствования, вы практикуете осознавание мира как иллюзии, как сна, стараясь не забывать об этом в течение всего дня вплоть до момента засыпания.

Каждой технике ходьбы монахи уделяют продолжительное время. Сами по себе эти практики ведут к погружению в естественное состояние, то есть конечная точка у нас одна – естественное состояние. Ходим ли мы, созерцая тело, практикуем ли мы атма-вичару или санкальпу «все дхармы есть иллюзия, сон», медитируем на импульс Ануграхи или практикуем шамбхави-мудру (рассеянный взгляд в пространство на ходу) – все это грани одного и того же, все они ведут к естественному состоянию. Когда вы практикуете таким образом, ваша ночная практика тоже может продвигаться.


Йога сновидений


Итак, что следует знать о снах и сновидениях. Святые говорят так: «Если ты хочешь узнать, просветлен ты или нет, проанализируй, насколько ты осознан во сне». Это безошибочный критерий. Рассмотрим, как развиваются ступени созерцания.

Первая ступень арамбха (начало). На этом этапе йогин может непрерывно поддерживать созерцание в бодрствовании, то есть с момента пробуждения до засыпания. Когда он так может пребыть в созерцании, не отвлекаясь, то это значит, что он овладел первой ступенью. К примеру, я сейчас с вами разговариваю, но это мне не мешает выполнять свою собственную практику. Мое созерцание продолжается, оно течет привычным способом без отвлечения даже на секунду. То есть я общаюсь с вами, но одновременно с этим я нахожусь в другом месте. Причем эти два разных сознания мирно уживаются и совсем не мешают друг другу. Таким же образом лайя-йогин ведет скрытую форму практики, когда его внутреннее состояние может быть запредельно, но оно не известно никому, о нем никто не догадывается, если он не решит раскрыть его. Часто махасиддхи вообще скрывали свою принадлежность к практике, например были свинопасами или башмачниками и не рассказывали никому о том, кто они такие на самом деле. Тем не менее они были практиками высшего уровня.

Итак, первая ступень – это когда мы медитируем непрерывно в течение всего дня, не отвлекаясь.

Вторая ступень называется кхата (сосуд). На этом этапе наше созерцание проникает в сон со сновидениями. То есть во сне со сновидениями мы помним: «Это сон. Мое тело лежит на кровати, а все происходящее – это сновидение». Мы не теряем определенную степень ясности, а продолжаем находиться в присутствии. При этом мало просто помнить, что это сон, или иметь обычное бодрственное сознание во сне. Безусловно, обычное бодрственное состояние во снеэто тоже хорошо, но это не является подлинным присутствием. Присутствие в сновидении означает, что вы не только осознаете себя в сновидении так же ясно, как в мире людей, но вы удерживаете полноценное медитативное сознание. Ваше сознание распахнуто, ясно и в сновидении вы полноценно пребываете в созерцательном присутствии.

На третьей ступени, которая называется паричайя (нарастание), йогин может осознавать себя во сне без сновидений. В это время все сновидения прекращаются, исчерпываются, йогин спит, но не видит снов. Фактически он бодрствует, а спит только его тело. Если у него и появляются сны, то совсем незначительные, то есть он видит не сны, а только Ясный Свет. Эта ступень очень продвинутой стадии.

Наконец, четвертая ступень называется нишпати (исчерпание). Это ступень, когда йогин созерцает настолько глубоко в состоянии без сновидений, что нет даже тонкой примеси двойственности. Его состояние сна без сновидений и бодрственное состояние объединяются.

Таковы четыре ступени реализации созерцания.

Если говорить о снах и сновидениях, то сны бывают обычные (сансарные), когда нам снятся кошмары или что-то обыденное. Это называется «сны фундаментального неведения». Есть «сны ясности», когда мы видим сны, навеянные духовной практикой. Это могут быть видения богов, Гуру или святых, какие-то предсказания или символы. Например, нам могут сниться сны, в которых мы контактируем с коллективными самскарами, указывающими нам на будущее, и слышим пророчества, или сны, в которых мы видим что-либо мистическое и необычное. Если мы себя осознаем при этом, то это «сны ясности». Но и «сны фундаментального неведения», и «сны ясности» не очень подходят нам для практики.

Следующая разновидность сновидений – «сны Ясного Света», когда мы спим, но существует тонкое просветляющее присутствие. Если даже сновидение есть, у нас есть осознавание Ясного Света, и просветляющее присутствие не прекращается. Высшим видом снов Ясного Света является просто пребывание в пустотном пространстве недвойственности. Йогин высшей квалификации практикует только такой способ осознавания, когда он пребывает в огромном пространстве света всю ночь и осознает его, насыщаясь мощной энергией.

Существует четыре периода сновидений в соответствии с физиологией чакр и пран.

Первый период длится с 22-00 до 24-00. Это «сны ясности», они связаны с вишудха-чакрой. Человек мягко проваливается в сон, и у него могут быть видения, словно он идет в рощу или поднимается куда-то. Символом этого периода являются дакини, которые уносят в небесную страну.

Второй период сновидений длится с 24-00 до 2-00 (вторая стража). Это «сны Ясного Света», они связны с аджна-чакрой. В этот момент мы глубоко входим в сновидения. Это напоминает состояние в момент смерти, когда йогин соприкасается с Ясным Светом. Фактически Ясный Свет в момент смерти и Ясный Свет в момент сновидения очень похожи, это почти одно и то же, только в момент смерти он более сильно проявляется. Этот период очень важен для практики, чтобы развивать полное осознавание присутствия. Обычно монахи разбивают сон на четыре части и четыре раза за ночь просыпаются под звонок, выполняя визуализации, каждая из которых связана с определенной чакрой и определенным периодом сновидения. Но вам пока достаточно одной визуализации, которую вы будете выполнять.

Следующий период длится примерно с 2-00 до 4-00. Это сновидения «сила», они связаны с анахата-чарой. В это время могут быть видения, в которых вы встречаетесь с начальством, родителями, покровителями, более высокими существами, которые вас одобряют, хвалят, вы получаете повышение по службе или, наоборот, вас порицают, если аспект силы в вашем тонком теле поражен. Это так в вас проявляется энергия анахаты. И в зависимости о того, какие знаки проявляются, вы можете делать вывод о том, насколько у вас силен аспект анахаты.

Наконец, последняя стража длится примерно с 4-00 до 6-00. Она называется «сновидения ярости». В это время проявляются грубые и яростные энергии муладхары и свадхистаны, поэтому переживаются гневные аспекты Бытия, гневные элементы. Если ваше сновидение нечисто, то вам может видеться, что вы сражаетесь с кем-либо, убегаете или вас преследует какие-то ситуации. Если ваше восприятие очищено, вы можете воспринимать гром, землетрясение, ветер, когда яростные элементы природы разрушают иллюзию нашего «я». Этот момент очень благоприятен для практики яростного присутствия и отсечения цепляний.

Таковы четыре стража йоги сновидений, связанные с четырьмя центрами.

Сейчас вам будет даваться традиционная практика йоги Ясного Света, когда мы визуализируем лотос и четыре бинду. Когда вы будете выполнять садхану, вам следует ложиться в позу льва на правый бок. Насколько возможно, старайтесь не засыпать, поддерживая бодрственное состояние, и выполняйте все наставления по визуализации, которые будут вам даваться. Периодически страж Дхармы будет звонить в колокольчик, а в знак подтверждения того, что вы не спите, вам надо поднимать руку. Старайтесь не отключаться, а быть в бодрствующем состоянии до тех пор, пока вы не выполните весь комплекс визуализации. А когда выполните, продолжайте оставаться в бодрствующем состоянии настолько, насколько это для вас возможно. Желательно вообще всю ночь не спать, а находиться в полупросоночном состоянии между сном и явью и удерживать какую-то грань осознанности, практикуя визуализацию. Те, кто смогут удержаться в таком промежуточном состоянии, могут быстро получить довольно глубокий опыт осознанности. Если вам все-таки очень трудно не уснуть, вы можете принять неудобную позу или задерживать дыхание, лежать с открытыми глазами и прилагать отчаянные усилия.

СловарьА
Термины загружаются...
Свернуть