18.12.2003
Вчера мы говорили о божественной гордости как части повседневной практики. Другая часть повседневной практики – чистое видение. Божественная гордость относится к внутреннему, к чувству «я», а чистое видение относится к внешнему, но, по сути, это одно и то же.
Христос как-то говорил своим ученикам: «Что вы все время повторяете «Господи, Господи», а наставлений моих не выполняете». Очень важно, уходя с лекции, выносить для себя урок и привносить его в повседневную жизнь, что-то должно «щелкать» и меняться. Если на лекциях мы проповедуем возвышенные истины, но они не становятся частью нашей жизни, то это нельзя, конечно, назвать духовной практикой. Духовная практика, Дхарма не является какой-то отвлеченной, абстрактной философией. Это то, что должно реально менять нас и трансмутировать наши взгляды на жизнь, чтобы меняясь, мы освобождались от собственных иллюзий. Но из-за того, что мы часто очень невнимательны и забываем наставления, которые слышали, то если нам наступают на ногу, мы сразу начинаем возмущаться, забывая, что мы есть Брахман, что Брахман наступил нам на ногу, что все происходящее – это лилы, что все вокруг на самом деле являются божествами, что все пустотно. Куда же все девается? Получается, что между нашей Дхармой и нашим видением существует очень большой разрыв.
Состояние святого – это нечто неописуемое, это постоянная погруженность в божественный восторг Бытия. Это непрерывный фейерверк, фонтан, нектар любви, радости, восторга, это состояние абсолютной благости. Оно, конечно, очень отличается от состояния обычного человека. Поэтому если обычный человек поселяется рядом со святым, то святой говорит: «Если хочешь жить со мной, тебе лучше следовать моим правилам. В противном случае не живи вообще рядом со мной, иначе тебе трудно будет меня понять. Если ты обучаешься у меня, принимай то, что я тебе говорю, или же вообще не обучайся. Но не вздумай привносить свои проекции, живя рядом со мной, я их даже слышать не хочу». Разумеется, это следует понимать правильно.
К одному брахману из ортодоксальной касты пришел йогин, тело которого было измазано пеплом. Брахман прогнал его, не дав подаяния. Он сказал этому йогину: «Даже просто стоять рядом с тобой – это для меня загрязнение, потому что ты из низкой касты. Ты таскаешь с собой череп и обмазываешь тело пеплом. Если кто-то увидит тебя рядом со мной, он плохо обо мне подумает. Ты грязен». Йогин на это ему ответил так: «Я же не говорю, что твой ум настолько грязен, что впору нос зажимать, хоть твое тело и выглядит чистым. Ты смотришь на внешнее, но твой ум двойственный и гораздо грязнее, чем мое тело. Тем не менее, как видишь, я вовсе не упрекаю тебя и не отношусь к тебе с пренебрежением».
Делящий, принимающий, отвергающий ум, привязанности, ложная идея «я» – вот что на самом деле является загрязнением. Именно от этого учитель пытается избавить ученика, когда объясняет ему сущность практики. Однако сначала понять это трудно, поэтому есть садхана чистого видения, практикуя которую, мы привыкаем к более возвышенному взгляду. Чистое видение – это не только принцип практики. Это также самая, взаимоотношения, восприятие учения, сангхи, Учителя, самого себя, внешнего мира. С точки зрения чистого видения, все меняется.
Был человек из Николаева, который приехал на испытательное задание. Ему было около сорока лет. Когда ему дали обычное испытательное задание, он пришел к Васудеве и сказал: «Да, теперь я знаю, что значит, когда тебя унижают, а ты все равно держишься». Какой странный человек, разве кто-то думал его унижать? Стражу Дхармы нет дела до унижения кого-то, он просто выполняет наставления Гуру, давая ту или иную практику. Это была обычная практика, стандартная, но этот человек воспринял ее как унижение. Значит, у него была очень сильная внутренняя гордость. Вот это и есть нечистое видение. Мы можем проецировать свои идеи на всех, а это может оказаться совсем не так. Допустим, чистое видение означает все ситуации воспринимать как практику, как лилу, за которой есть скрытый смысл. Это на самом деле так. Когда мы прозреваем этот скрытый смысл, мы просто поражаемся и восхищаемся тем, что стоит за всеми феноменами, поскольку ничего нет кроме проявлений нашей природы Ума. Но человек был так захвачен своими состояниями и привязанностью к себе, что воспринял это как желание кого-то его унизить. Разумеется, он не сумел практиковать дальше как послушник, его попросили оставить сангху. Или кто-то может думать: «Да как можно жить в такой грязи, я вообще не переношу грязь». Кто-то с более чистым сознанием может подойти и сказать: «Прабху (или матаджи), да как вы вообще живете с таким грязным умом? Ведь рядом с вами вообще нельзя стоять». Иногда даже в грязи жить полезно, лишь бы ум очистился. Разумеется, мы должны делать уборку, но следует на все смотреть через призму практики.
Один монах, путешествуя, увидел под мостом старого патриарха, который внезапно исчез для всех. Этот патриарх сидел среди нищих и чистил рыбу. Монах сказал:
– Почтенный, что вы здесь делаете? Вас ожидают тысячи монахов из многих монастырей. Они были бы рады насладиться нектаром вашего учения, а вы здесь прозябаете в нищете. Я бы тоже хотел получить от вас учение.
Патриарх сказал ему:
– Если хочешь получить учение, оставайся со мной хотя бы три дня.
Но этот монах продержался только ночь, а на утро сбежал. Тогда патриарх сказал:
– Если не можешь, значит, ты еще не готов получить от меня учение».
Святой живет в абсолютной чистоте всегда, потому что эта чистота проистекает из его святого ума, который не зависит от грязного или чистого вовне. Условия таковы, что сейчас мы в монастыре и Гуру – монах. В других условиях, например в Индии, Гуру мог бы быть голым санньясином под деревом. Была бы не монастырская система, а отшельническая или странствующая. И тогда кто-то из вас был бы учеником, а кто-то нет. Проверьте себя, как бы вы отреагировали, если бы условия изменились. Мы не должны привязываться к внешним условиям, зная, что внутренняя чистота гораздо важнее. Однако когда это трудно понять, то ученику говорят: «Ты должен тренировать себя видеть все чистым. И для этого есть практика чистого видения».
Текст:
«Упражняться в чистом видении – это не уверять себя, что все таково, каким на деле не является, а привыкать видеть все таким, как оно есть. По сути, учение тантры есть не что иное, как возврат в изначальное чистое видение. Утвердившись однажды, нельзя отделяться от чистого видения. Внешний мир чист, все живые существа – это божества. Даже кошки, собаки, свиньи, хотя и выглядят нечистыми существами, все же обладают сияющей просветленной природой».
Даже когда вы отправляетесь в сансару и по необходимости общаетесь с мирскими людьми, следует практиковать чистое видение. Можно подумать так: «Несчастные мирские люди! Они настолько глупы, что даже противно сидеть рядом с ними». Но кроме дурной кармы вы ничего такими мыслями не накопите. Но можно думать так: «Это воплощение божеств, которые проявляют свои лилы в таких телах». И тогда ваше чистое видение обнаружит совсем другое восприятие.
В Америке один человек, клерк, подошел к банкомату и увидел, что у него на счету в банке осталось всего четыре доллара. Он очень расстроился, потому что имел много долгов. И тогда он начал молиться Богу, чтобы тот ниспослал ему деньги. Внезапно он увидел, что цифры в банкомате начали изменяться, на счету появилось шестьсот долларов. В нем проснулась сильная вера, он начал молиться еще сильнее. На счету набежало шесть тысяч долларов. Он молился с еще большим рвением. Через некоторое время у него на счету было сто двадцать тысяч долларов. Он не отходил от банкомата и постоянно молился. Через некоторое время на счету уже было шестьсот тысяч. Таким образом он домолился до четырех миллионов. Когда сумма достигла четырех миллиардов, банк увидел, что происходит что-то нереальное, и заблокировал его счет. Власти начали вести следствие. Этого человека обвинили в мошенничестве, однако он сказал: «Чтобы обвинить меня в мошенничестве, вам надо доказать, что Бога нет. Это Господь совершил такое чудо. Я молился, и деньги появились». Власти были в тупике, действительно ситуация невозможная. Америка – христианская страна, поэтому в судебном порядке невозможно доказать, что Бога нет. А раз Бог есть, значит, Он может совершать чудеса. Чудо было налицо, человек не являлся мошенником. Это дело так и не было выиграно ни одной из сторон. С одной стороны, его можно обвинить в мошенничестве, с другой, это было милостью Бога. В чистом видении такой ответ на его молитвы – это действительно милость Бога.
Таким же образом, рассматривая любую ситуацию, мы тоже можем ее просмотреть с двух сторон. Чтобы доказать, что что-то нечисто, нам, во-первых, нужно доказать, что Бога нет. А раз Он есть, причем Он есть все и пронизывает все действия, то это Его милость, что бы ты по этому поводу ни думал. А раз это Его милость, то принимай ее и радуйся. Конечно, у тебя могут быть свои надуманные идеи по поводу того, как эта милость должна проявляться. Однако Бог не спрашивает никого и никогда, Он может проявлять милость в любых формах. Святые говорят: «Научись видеть и принимать милость Бога в любой форме». Когда мы так учимся ее видеть и принимать, говорят, что мы развили чистое видение.
Текст:
«С точки зрения недвойственности, горы – это не горы, а проявление энергии великого Источника, который видится через элемент земли. Реки – это не реки, а проявление Абсолюта; деревья – это не деревья, люди – это не люди, птицы – это не птицы и камни – это не камни. Все есть энергия абсолютного совершенного Бытия, неотделимого от природы «Я». Практиковать чистое видение означает привыкать видеть все более глубоким, непостижимым, чистым и совершенным, рассматривая весь мир как мистическое божественное пространство (мандалу), созданное нашим сознанием; все звуки как божественные чистые мелодии, мантры, бхаджаны; всех людей как божеств, а все события и ситуации, происходящие с нами, как непостижимые творческие божественные игры (лилы) энергий проявленного Абсолюта».
Допустим, какой-либо человек ведет себя так, что вам это не очень нравится. Разумеется, вы можете рассердиться на него. Но если вы практикуете чистое видение, то вы можете подумать более высоко: «Возможно, это лила, которая обнажает какое-то мое двойственное состояние. Возможно, это способ проверить меня на осознанность или способность к самоосвобождению». Сама по себе привычка к чистому видению настолько углубляет сознание, что мы понимаем, что собой представляет единство внутреннего и внешнего. Например, вы едете в поезде, и к вам заходит проводница. Вы можете подумать: «Это проводница, это поезд, а это я». Но вы можете подумать, что проводница – это воплощение богини, а билет, который вы ей подаете, – это подношение для нее, поскольку в соответствии с кармой она принимает подношения в такой форме. Причем никто не может сказать, какое видение вернее: это человек или богиня, это билет или подношение, поезд – это транспорт или определенная мандала. Все зависит от вашего видения, от вашей системы интерпретации.
Истинный мистик живет в мистическом пространстве, думает и оценивает мистическим способом. Разумеется, он не утрачивает зрелости и адекватности в этом мире. Если вы попытаетесь рассказать мирским людям, что это богиня Шакти, а вы ей делаете подношение в поезде, то вряд ли с вами будут долго разговаривать. Нужно понимать, что это практика, это не то, что следует проявлять наружу. Или что вы видите, когда вы заходите в магазин: магазин или мандалу, целостную гармоничную структуру? Продукты питания вы видите как обычную еду, состоящую из кармы, или как чудесный нектар, который питает тело? Тело в вашем видении – это божество или кусок плоти? Продавцы – это охранители и божества в мандале или обычные миряне со своими кармами? Деньги – это куски бумаги или энергия (шакти)? Процесс оплаты – это подношение или процесс торговли? Все зависит от вашей системы интерпретации, от того, как вы все оцениваете.
По мере практики чистого видения ум очищается и становится способным к более глубокому восприятию. И тогда йогин начинает прозревать, что за всеми событиями и живыми существами есть тонкая форма. Эта тонкая форма и есть светоносная энергия божеств. Чистое видение не означает проецировать и думать: «Это чистое, это божества». Нет, специально думать так – это значит отклоняться от естественного состояния, поскольку это искусственное, сфабрикованное видение. Чистое видение, скорее, означает особый настрой божественного восприятия, бхаву, особую глубину видения, когда ты прозреваешь за всеми внешними событиями их тонкую сущность.
Текст:
«Подобно тому, как верующий в свое избранное божество видит все события нераздельно с ним и воспринимает все как его игру (лилу) и милость, таким же образом мы пребываем в чистом видении, рассматриваем себя как тело божества, других как божеств, а все ситуации как непостижимые игры, манифестации вселенских энергий, дающие нам уроки созерцания и проверяющие наше присутствие. Мы должны привыкнуть, что все вещи – это не то, чем они кажутся. В конце нашего духовного пути мы это сами обнаруживаем. Люди, которые рядом с нами, могут оказаться божествами. Земля, в которой мы находимся, может оказаться чистым лотосовым раем, а мы сами – буддами. Наша жизнь может оказаться чем-то другим, а не тем, чем мы думали. Наша практика может оказаться игрой Абсолюта, а не нашей садханой. Это наступает, когда мы утверждаемся в чистом видении. Все наши старые, застарелые впечатления могут трансформироваться. Когда мы оглядываемся назад на нашу жизнь, все наши действия могут быть увидены совершенными, под другим углом зрения. Поэтому мы с самого начала упражняемся в чистом видении. Мы понимаем, что когда у нас есть нечистое видение, это проистекает из наших омрачений. Чистое видение не означает, что мы порождаем некое искусственное отношение к событиям или вещам. Здесь нет ничего искусственного или надуманного. Скорее, это более очищенный способ восприятия, как если бы у нас были очки, но внезапно мы обрели хорошее зрение. Если человек гениальный музыкант, то распознать его качества может только гениальный музыкант».
С помощью чистого видения мы распознаем то, что не видим сразу. Когда мы не видим абсолютность внешней и внутренней реальности, то она вводит нас в заблуждение. Когда мы видим ее чистоту и совершенство, она воспринимается как абсолютное «Я». Практиковать чистое видение не означает, что мы не понимаем, что есть плохо, а что есть хорошо на относительном уровне, и это не означает, что не обязательно мыть пол, думая, что все и так совершенно и чисто, а это мой ум нечист. Однако это означает, что как бы ситуация ни разворачивалась, наше сознание всегда воспринимает ее чистой и совершенной.
Чистое видение означает, что во всех событиях, обстоятельствах, существах мы прозреваем красоту, утонченность, эстетику, божественность, сияние единого Источника, тонкую творческую энергию. Четыре Бесконечных Состояния Брахмы – один из способов зародить чистое видение: любить все, радоваться всему, беспристрастно относиться ко всему.
Был человек, который сильно страдал. Ему сказали, что есть один святой, который может ему поможет. Этот святой был известен как пляшущий святой. Человек с большими страданиями пришел к святому и сказал:
– Я очень страдаю. Мог бы ты мне помочь?
Святой ответил ему:
– Нет проблем! Сейчас твои страдания исчезнут за две секунды. Пляши со мной! Бог дает такую милость. Видишь, как я рад? Сейчас и ты сразу же станешь радостным.
Человек воскликнул:
– Да ты что? Как я могу плясать, если я так страдаю?
Святой изумился такому вопросу и сказал:
– Ты что, сумасшедший? Как ты смеешь страдать, когда Бог дает такую милость? Просто пляши и радуйся, пой и радуйся, непрерывно пребывай в радости! Что же здесь сложного?!
Этот человек, находясь в своем кармическом видении, не мог поверить, что можно плясать в его состоянии. Но святой находился в измерении чистого видения.