17.12.2003
Мы поговорим сегодня о практике «божественная гордость». Главная практика для нас – это пребывание в естественном состоянии, однако естественное состояние имеет опорные точки или промежуточные результаты: чистое видение и божественная гордость. По сути, божественная гордость и чистое видение – это не практики ануттара-тантры, а практики обычной тантры из раздела преображения, когда мы преображаемся, меняем себя, свой образ человека на образ божества. Однако они также важны для нас, если мы не стабилизировали свое присутствие. Конечно, если вы день и ночь находитесь в естественном состоянии, чистое видение проявится само. Оно не может не проявиться, если вы находитесь в присутствии. Если вы непрерывно созерцаете, гордость божества будет вас просто распирать, невозможно, чтобы этого не было.
У меня была хорошая знакомая, которая обладала ясновидением. Желая мне погадать, она разложила карты, посмотрела в шар, а затем сказала: «Что-то я ничего не пойму, ты вообще как пустота, у тебя даже нет опоры, не за что зацепиться, вообще я не вижу каких-то других каналов». Я сказал: «Значит, вы видите все правильно. Я только один и ничего кроме пустоты нет. Пустота – это и есть моя опора, моя жизнь, мое собственное «Я» и мой Бог».
Если вы пребываете в таком состоянии, то божественная гордость проявляется сама по себе. В ануттара-тантре говорят, что этого вполне достаточно. Однако для начинающих, а все мы являемся начинающими, трудно сразу развить такое состояние, поэтому практики преображения, то есть превращения себя в божество, очень помогают нам достичь этого состояния пустотности. Другими словами, мы должны полностью поменять свое мышление на более позитивное и чистое. Мы должны трансформировать свой образ маленького, несчастного, страдающего «я» в величественный образ божества и стать в этом настоящими мастерами, поскольку это наша практика. Мы должны привыкать к этому годами.
Текст:
«Еще раз возвращаюсь к тому, что изобилие и успех – естественное состояние Вселенной, а значит, и нас с вами. Если бы цветок засомневался вдруг в своей способности цвести, то нас бы не радовали прекрасные цветы. Цветок знает, что он запрограммирован на цветение, и он уверенно распускает свои лепестки. Точно также мы можем запрограммировать себя на достойную, изобильную жизнь. Сделать это проще, чем кажется. Ваши мысли должны быть направлены только на позитивный исход событий».
Статус божества предполагает иное кармическое видение. Процветание, ясность, радость, долголетие, власть – это все атрибуты божества. Как только мы начинаем медитировать на себя как на божество, наша карма начинает меняться. Поскольку человек есть то, что он думает, то это и есть способ освободить нас от сансары. Если мы думаем, что являемся обусловленным человеком и ничего не сможем реализовать, что мы неудачливый йогин, то, скорее всего, так оно и будет. Наши мысли закрепляются, затвердевают и становятся кармой. Если мы считаем себя божеством, обладающим безграничным достоинством, всемогуществом, сиддхами, бессмертием, то таким же образом наш ум, окрашиваясь этим, приобретает эти качества. Давно пора понять, что это и есть наша практика, однако трудно это уяснить. Быть в естественном состоянии – это значит всегда думать: «Я Брахман, я Бог» и проникаться этим все больше и больше. Однако Брахман, Бог вначале могут быть абсолютно абстрактными понятиями, а когда мы говорим божество, божественная гордость, нам это как-то ближе. Божество – это не обязательно Бог или Брахман ведантистов. В тантре божество – это просто конкретная, более чистая и глубокая энергия (шакти), соединенная с мудростью.
Текст:
«Возьмите себе за правило закладывать в свой гениальный компьютер (ваше подсознание) новое видение себя, новый светлый образ себя».
Практиковать божественную гордость означает постоянно закладывать такой новый светлый образ себя. И тот, кто этого не делает, просто не понимает сущности учения. Наши кармические отпечатки в старом могли закладывать другой образ себя, наш ум любит играть много ролей, например роль «маленькой, страдающей бедняжки». Ей можно помочь чем-нибудь, но ум ее так запрограммирован, что как ей ни помогай, она найдет из-за чего пострадать. Дело не во внешних обстоятельствах, а в том, что надо менять работу сознания на более светлый образ самого себя. Образ неудачника – это старые ментальные самскары, которые вошли в наше сознание из прошлых жизней, когда мы находились в адах, в мирах голодных духов, в мирах людей и имели несчастную карму. Все это старые самскары мы должны постоянно вытеснять новым мышлением. И надо понимать, что под вытеснением мы подразумеваем непрерывное настраивание на чистый и возвышенный образ самого, а не что-либо другое.
Текст:
«Никогда не сдавайтесь и не считайте себя неудачником, безжалостно изгоняйте мысли об ограничениях, возможных неудачах – это не для вас, вас это не касается. Отныне мы создаем с вами новую реальность и утверждаемся в ней с каждым днем».
Как в это ни трудно поверить, но наши ограничения действительно заключаются в нас самих. Как только мы в своем уме откажемся принимать эти ограничения и начнем практиковать новый образ самого себя, мы увидим потрясающие возможности, которые открываются перед нами, и даже внешние ограничения начинают исчезать, поскольку мы проецируем собственным видением тот мир, который нас окружает.
Текст:
«Трудно только начать. Начните прямо сейчас, и тогда вы сразу приблизите к себе вашу новую жизнь».
Приблизить новую жизнь – это значит выйти из нечистого, обусловленного старого образа самого себя, мирского человека или ограниченного практикой, и войти в состояние божественной гордости (дева-бхаваны). Есть способ, благодаря которому можно развить ее: представить на голове у себя корону, излучающую ослепительный свет, мягкий, прозрачный, не яркий, не кричащий, но очень глубокий. Внутри этой короны есть иллюзорное тело божества (махасиддха), нераздельное с телом Гуру. От них излучается величие и беспредельное божественное состояние. Затем надо представить, что вы обладатель этой короны по праву, что вы неотличимы от этих божеств. Постоянно насыщать свой ум такой бхаваной – это и есть состояние божественной гордости.
Текст:
«Общайтесь с единомышленниками. Представьте, что вы вдохновляете друг друга, создаете мощное позитивное поле вокруг себя, которое усиливается во много раз и усиливает ваши мысли, все ваши желания».
Как известно, существа общаются с теми, кто им близок по кармическому видению: голодные духи тяготеют к голодным духам, животные тяготеют к животным, поскольку им кажется, что животные их понимают, люди – к себе подобным, боги – друг к другу, а к людям нисходят по их молитвам или просьбам. Когда мы развиваем божественную гордость, мы не меняемся радикально как личность в кармическом видении. Допустим, человек был «серой мышкой» в мирской жизни и никому не был интересен даже в мирском смысле, а в духовном тем более. Почему он был такой «серой мышкой»? Потому что был зациклен на своих старых кармах, на своем образе. Но потом он стал практиковать, у него спонтанно начали пробуждаться различные позитивные качества, он начал излучать сияние, добро, у него исчезли свои проблемы, он начал помогать их решать другим. И тогда у людей появился интерес к нему. А когда его сознание еще больше развилось, боги и другие сверхъестественные существа начали испытывать к нему интерес. Он обрел очень высокий статус в духовной иерархии. Это означает, что божественная гордость была зарождена. Таким образом, святые, махасиддхи – это те, кто зародили беспредельный статус божественной гордости, слившись с самим Абсолютом, поэтому даже боги почитают их и восхищаются ими.
Текст:
«Наполнитесь верой и убежденностью. Укрепите в своем сознании образ самого себя как человека удачливого, успешного, и вы увидите, как начнут потихоньку распахиваться невидимые двери».
Когда мы насыщаем образ самих себя такой божественной гордостью, распахиваются невидимые двери подсознания и сверхподсознания. Тогда мы видим, что какие-то качества в нас меняются, уходят ограничения, открываются творческие способности и то, о чем мы даже не могли помыслить, вдруг начинает изливается через нас. Допустим, у творческого человека всегда звучат бхаджаны, которые ему хочется записать. Или он сочиняет с десяток стихов, причем все они – настоящие шедевры, и только ему ручку дай, как он запишет их прямо сейчас. Или у него в сознании очень много святых, махасиддхов, ненаписанных картин, пейзажей, различных ситуаций, планов, проектов. Он всегда наполнен глубиной божественного видения и состоянием игрового творчества, а в духовной практике переполнен внутренними переживаниями. Это не значит, что он к этому привязан, но он переполнен этой благодатью. Он постоянно живет в состоянии восторга, благодарения, сострадания и любви к Источнику. Он не делает это искусственно, накручивая себя, а просто испытывает это в силу своего состояния, потому что бесконечно счастлив. Видя других несчастными, он думает: «Как же им помочь? Счастье – это ведь так естественно». Он переполнен светом и радостью, в то время как другие умудряются страдать. И тогда у него спонтанно пробуждается желание делиться своим состоянием.
Текст:
«Некоторые впадают в такое состояние эйфории, когда знакомятся с новой жизнью, что начинают высокомерно относиться к тем, кто еще не знает правил. Не делайте этого».
Зародить божественную гордость не означает смотреть на всех свысока и думать: «Теперь я могу вести себя как угодно, ничего не делая, а только восседать на троне». Божественная гордость – это внутреннее качество, это не высокомерие и не презрение к другим. Истинная божественная гордость не означает, что вы не можете помыть посуду или взять веник, чтобы подмести пол. Наоборот, тот, кто обладает божественной гордостью, не нуждается во внешних признаках ее подтверждения, он знает, что не потеряет ее, ни тогда, когда возьмет в руки веник или тряпку, ни тогда, когда будет восседать на троне. Божественная гордость не теряется с изменением внешних обстоятельств, для ее поддержания не нужно признание других, потому что это фактор собственного сознания. Вы знаете, что каждый имеет свою оценку в умах людей, независимо от того, чем он занимаетесь. Но тот, кто имеет высокую самооценку, будет иметь ее везде: и занимая пост управляющего, и когда он колет дрова.
Текст:
«Еще и еще раз говорю вам, то, во что вы верите, становится реальностью для вас. Проанализируйте свою речь, старайтесь найти в ней программы, которые вы невольно закладываете, и найдите отражение этого в реальности».
Когда мы верим, что мы есть божественное существо, то со временем мы такими и становимся, поскольку тело и жизнь – это результат того, что мы поверили в то, что мы люди, поэтому переродились. А практика божественной гордости означает начать верить в более возвышенное.
Текст:
«Один человек учил меня, что никогда нельзя говорить: «Я попытаюсь», так как в этих словах уже заложена большая вероятность неудачи. Вместо этого надо говорить: «Я сделаю». Или нельзя говорить: «Я болею», намного лучше: «Я поправляюсь».
Слабый человек, имеющий нечистые кармы, может болеть из-за своего ума, потому что нечистое состояние страдающего ума притягивает препятствия. Наоборот, сильный человек, у которого сильный образ божественной гордости, даже в самых дурных обстоятельствах не будет испытывать недомоганий, препятствий или болезней. Поэтому иметь такое состояние очень важно для самого себя. К примеру, известные в Тибете святые, которые практиковали практики «чет», даже в самых нечистых состояниях удерживали божественный образ самого себя как гневного или мирного божества. Они даже заходили в селения, которые были поражены чумой, холерой или какой-то другой инфекцией, но к ним это не приставало.
Текст:
«Это правило применимо ко всему. Если хочешь стать удачливым, думай о себе, как об удачливом; если хочешь стать известным, думай о себе, как об известном. Вам не приходило в голову, что обратное тоже верно? Если хочешь быть неудачником, считай себя таковым и т.д. до бесконечности».
Для нас вопрос известности или мирской удачи является вторичным. Первичен для нас вопрос внутренней трансформации. Поэтому практика предполагает, что мы непременно должны преуспеть в такой трансформации. Внутренняя трансформация – это просто дело тренировки, это не то, что мы имеем сразу же, а то, что нарабатывается годами. Однако мы должны стать в этом полностью искушенными мастерами, поскольку это является нашей самой главной работой.
Текст:
«Однако большинство людей склонны видеть только одну сторону медали и воспринимают предложение навсегда изменить свой образ мыслей как издевку».
Стать буддой, достичь просветления, реализовать ведантическую Истину путем джняна-йоги – это значит навсегда изменить свой старый образ мыслей. Разумеется, речь идет не только о ментальном изменении, а об изменении даже на уровне чувствования (бхавы). Если вы внимательно присматривались к людям, занимающим высокий пост, обладающим положением в обществе, то замечали, что от них идет определенное излучение (бхава) важности, вальяжности, смеси гордости и собственной значимости. У них нет неуверенности в себе, они обладают особой бхаваной. Это мирские люди, тем не менее у них есть достаточно божественной гордости, чтобы занять в мирской иерархии определенный статус.
У святых божественная гордость внешне может не проявляться. Святые в общении могут быть очень простыми, их иногда даже трудно рассмотреть, поскольку они могут вести себя очень скромно, не раскрывая себя. Тем не менее, если у вас хватит ясности ума заглянуть вовнутрь, вы увидите, что их бхава гораздо выше, чем даже у очень важных мирских людей. Их бхава божественной гордости настолько глобальна, свята и непостижима, что это вообще за пределами обычного человека, хотя вовне они могут никак это не проявлять.
Был один Мастер дзен по имени Хакуин. Когда он однажды работал лопатой в саду, к нему подошел человек и спросил:
– Где здесь Мастер Хакуин?
Мастер ему ответил:
– Этот монах сейчас придет.
Затем он отложил в сторону лопату, надел рясу, сел на трон и сказал:
– Мастер Хакуин ждет тебя.
Этот человек подумал: «Как простой монах, работающий в саду, может быть великим Мастером, о котором, как я слышал, слава гремит на весь Китай? Этого просто не может быть». У него было ошибочное представление о том, что величие этого Мастера обязательно должно было быть проявлено вовне.
Однако истинная божественная гордость связана не какими-то внешними признаками, а в основном с внутренней работой сознания. Если будет дано соответствующее служение, то эта божественная гордость может и вовне проявиться как шакти, организующая мандалу.
Текст:
«Достичь этого можно только одним единственным способом – постоянными тренировками. Если вы действительно решили изменить себя, то захотите этого, страстно желайте, мечтайте, стремитесь, впитывайте в себя все это».
Дело в том, что наша старая, тамасная, инертная часть бессознательного ума совсем не стремится к переменам. Ей нравится быть в собственном состоянии невежества, тупости, самобичевания. Если на поверхностности этого не видно, то внутри это где-то может быть. Вопрос в том, чтобы научиться так практиковать, чтобы захватить самую глубокую, тамасную, бессознательную часть своего ума и заставить ее признать абсолютную или божественную природу своего «Я».
Текст:
«Если где-то в подсознании сидят какие-то негативные мысли, страхи и сомнения, они постепенно вытеснятся свежей, светлой энергией нового сознания. Вы в буквальном смысле слова творите свою собственную жизнь каждый момент времени».
Когда в должной мере мы настраиваемся на Ясный Свет и на божественную гордость, мы должны им так раскрываться, распахиваться, чтобы они вытесняли разные двойственные состояния, привязанности и цепляния из самых глубин, чтобы вера в этот образ нового «Я» глубоко укоренилась.
Текст:
«Возьмите себе за правило использовать каждую возможность хотя бы в течение двух-трех минут повторять вслух или про себя позитивные утверждения».
С точки зрения нашей практики, нам не нужно специально повторять санкальпы и аффирмации, но есть практики, когда это повторяется. Для нас важнее поддерживать это чувство без слов, причем не один раз в две-три минуты, а постоянно. Ведь пребывать в естественном состоянии мы должны не один раз в две-три минуты, забываясь потом, а все время.
Текст:
«Старайтесь не пересказывать грустных историй, не распространять дурных новостей, чтобы поток негатива не захлестнул свежей струи вашего нового мышления».
Тот, кто имеет божественную гордость и большую силу самоосвобождение может даже из негативных состояний сделать божественные, рассмотрев в чистом видении негативные состояния как гневных божеств, а негативные события как игру гневных божеств.
Текст:
«Человек становится тем, что он о себе думает».
В упанишадах есть пример том, как гусеница непрерывно мечтает стать бабочкой и через некоторое время действительно ею становится. Таким же образом и человек, думающий о себе как о Брахмане или божестве, становится Брахманом или божеством. Не обязательно он становится этим внешне, потому что внешне это довольно трудно сделать, по крайней мере, за одну жизнь, а тем более за несколько лет практики. Но внутри это вполне возможно. Даже когда это сделано только внутри, то освобождение достигнуто, поскольку просветленные божества живут не в сансаре, а в измерении чистого видения, в божественных мирах. Таким же образом даже если физическое тело человека пребывает в обусловленном состоянии, то его ум, сознание уже при жизни пребывает в чистом видении, в божественном измерении.
Текст:
«Из этого проистекает простой вывод: любой унылый неудачник может изменить свою жизнь, как только он этого захочет. Только один маленький, но решающий нюанс – желание и вера. Желание и вера – это основные ингредиенты сверкающей, новой, радостной и светлой жизни».
Можно сказать, что сверкающая, радостная и светлая жизнь существует всегда. Это жизнь божеств в измерении чистого видения недвойственности. И вопрос в том, чтобы воссоединиться с этим измерением.
Текст:
«Сказать: «А я в это не верю» – проще всего. Но к чему ведет такая позиция? Поверьте, что изменить вашу жизнь можете именно только вы, вот и действуйте. Никто не придет и не сделает это за вас».
Каким бы образом будды не проповедовали Дхарму, все-таки трансформирует себя и достигает пробуждения сам человек. Это невозможно сделать за человека, потому что основной закон – принцип свободы воли. Если бы Бог захотел, он бы вмиг сделал всех просветленными, однако это уже не было бы свободным волеизъявлением души, а было бы просто решением Абсолюта. Таким же образом и в духовной практике мы сами тренируем себя, чтобы трансмутировать свой старый образ «я» в новое видение «Я».
Разумеется, существуют клеши, старый фиксированный опыт и прочее, и они все являются кармами, кармическими отпечатками в потоке нашего сознания, ментальными блоками. Когда мы практикуем, эти две вещи сталкиваются: новый образ видения «Я», трансмутация, Ясный Свет и кармические отпечатки. Однако мы, абсолютно доверяя божественной гордости, присутствию, Ясному Свету, вытесняем и очищаем старые отпечатки таким новым видением. По большому счету, бхаджан-мандала, поклонение, рассказы о махасиддхах – все это практики, которые помогают нам осознать этот образ нашего нового «Я», чтобы впитать его и сделать чем-то своим. Возможно, достичь каких-либо сиддхи с праной, полетов, превращения камней в золото или магических тонкостей непросто, действительно нужно долго тренироваться, чтобы их реализовать. Но если у человека нет судьбы или специальных практик, чтобы их реализовывать, то он может этого и не делать. А что касается трансмутации «я», то здесь нет никаких ограничений. Все зависит лишь от того, порождаем мы такую установку или нет.