Всемирная община Санатана Дхармы
Спанда-нирная ответы по тексту
1. Что такое «унмеша» и «нимеша» в шиваизме?
«Мы восхваляем Того Шанкару (Шиву), Который является источником, или причиной, великолепной группы сил (шакти-чакра), и Чьим открытием и закрытием Его глаз совершается появление и растворение мира».
«Спанда карика», 1.1
Цитаты из текст «Спанда нирная», комментарий к шлоке 1.1.
Здесь Он – Всевышний Господь (Парамешвара), чьей природой является Свет и Лучезарность Сознания (пракаша), Великий Господь (Махадева), чья сущностная Природа – полная и абсолютная свобода (пурна-сватантрия), состоящая из Высшей Силы (Парашакти). Парашакти проявляется и как Я, и как излучаемая вселенная, представляющая собой всегда вибрирующую вспышку Блаженства (ананда).
Поскольку Ее (Парашакти) сущность – это воспоминание о полном и совершенном Я-Сознании, которое является высшим значением множества звуков и слов, то можно сказать, что по своей сути Она – это Сознание, Сила Абсолютной Свободы (сватантрия) достопочтенного Господа (Бхагавана), известного также как Акала (неподвижный). И хотя Парашакти не отличается от Него (Самого Господа), Она отображает всю непрерывную последовательность проявления, поддержания, растворения на Ее собственном холсте, подобно городу, отраженному в зеркале.
Эта Сила Высшей Вибрации (Спанда) представляет собой единое Я-Сознание, содержащее в себе бесконечные проявления и растворения. Природа этого Я-сознания – Блаженство (ананда), возникающее из изумления от всего того, что является чистым (шуддха) и нечистым (ашуддха), и из сокращения и расширения предметов и объектов. В то же время Она полна унмеши и нимеши, и это должно почитаться всеми тайными учениями, вне всякого сомнения.
{Дополнительный комментарий: «Unmeṣa» и «Nimeṣa» буквально означают «акт открытия глаз» и «акт закрытия глаз», соответственно. В данном контексте они могут быть истолкованы как «эманация» и «поглощение». Когда имеет место унмеша вселенной, или космическая эманация, тогда одновременно происходит нимеша, или поглощение Я-Сознания. Другими словами, ваше собственное Я-Сознание добровольно уменьшается, чтобы могла процветать вселенная. В свою очередь, когда имеет место унмеша, или возрастание Я-Сознания, тогда одновременно происходит нимеша, или растворение вселенной. Суть этого процесса далее объясняется самим Кшемараджой в настоящем комментарии на данную шлоку.}
Как уже было сказано, Принцип Спанды составляет стадию нимеша (поглощения), которая вызывает растворение всей ранее проявленной совокупности таттв от Шивы до земли, а также стадию унмеша (расширения), которая является проявлением сущности, или создателя, в отношении к новому состоянию, которое собирается возникнуть. Стадия нимеша, то есть растворение вселенной, представляет собой унмешу, то есть возрастание Я-Сознания. В свою очередь, стадия поглощения Я-Сознания, то есть нимеша, является проявлением вселенной, то есть унмешей.
{Дополнительный комментарий: Унмеша и нимеша – это не два независимых процесса! Это «две стороны одной медали». Все зависит от того, с какого ракурса рассматривается процесс. Другими словами, когда человек обращен своим вниманием внутрь себя, то для него происходит одновременное растворение внешней вселенной (нимеша) и возрастание Я-Сознания (унмеша); когда человек обращен своим вниманием наружу, то для него происходит одновременное проявление внешней вселенной (унмеша) и поглощение Я-Сознания (нимеша).}
Несомненно, великолепный Великий Господь (Махешвара) посредством Силы Абсолютной Свободы (сватантрии), взял на себя роль воспринимающих, известных как Шива, Мантрамахешвара, Мантрешвара, Мантра, Виджнянакала, Пралайякала, Сакала, а также роль того, что познаваемо ими.
{Дополнительный комментарий: Согласно системе Трики имеется семь видов воспринимающих: Шива (таттвы 1 и 2), Мантрамахешвара (таттва 3), Мантрешвара (таттва 4), Мантра (таттва 5), Виджнянакала (между таттвами 5 и 6), Пралайякала (таттвы с 6 по 11) и Сакала (таттвы с 12 по 36). Великий Господь является всеми семью видами воспринимающих и всем, что они испытывают.}
Взяв на себя роль всех воспринимающих, Великий Господь через игру сокрытия Своей сущностной природы проявляет (унмеша) в нисходящем курсе каждые последующие стадии посредством подавления (нимеша) всех предшествующих стадий, которые находятся внутри последующих как их субстраты. В восходящем курсе Он показывает (унмеша) йогинам, идущим по пути знания (джняна), каждую из последующих стадий, подавляя (нимеш) каждую из предыдущих. Следовательно, так Господь демонстрирует в восходящем курсе каждую последующую стадию в расширенной форме по сравнению с каждой предшествующей, заставляя йогинов отказываться от своего сжатого состояния. А в нисходящем курсе Он показывает каждую предшествующую стадию одну за другой в ограниченной форме, путем уничтожения их расширенного состояния.
Таким образом, этот Господь являет и демонстрирует все, как природу всего остального. Восприятие различий (бхеда) имеет место только из-за сжатия, вызванного Им Самим. Именно для того, чтобы разрушить это ошибочное восприятие, данное учение представлено в этом Писании.
И даже несмотря на то, что Она (Сила Высшей Вибрации) полна унмеши, то есть Ей свойственно проявляться в виде сверкающих манифестаций (объектов), удовольствия (переживаний) и т.д., Сознание является как природой подавления (нимеши) Ее сущностной формы, идентичной воспринимающему (субъекту), так и природой растворения манифестаций, переживаний и т.д. Поэтому, чтобы положить конец самсаре, пусть люди с великим интеллектом исследуют и распознают эту Владычицу, называемую Светом Сознания, Чья сущность состоит одновременно как из проявления (унмеша), так и подавления/растворения (нимеша).
Вот почему это сложное слово «унмеша-нимеша-бхьям», появляющееся в данной шлоке, Каллата разъясняет в его собственном комментарии «Спанда карика». Он бъяснил унмешу (открытие, проявление) и нимешу (закрытие, или удаление/прекращение) не по отдельности, а вместе, показав таким образом природу Силы Воли (иччха-шакти).
Данное учение было также обобщено автором «Спанда карики» в девятой шлоке третьего раздела:
«То, из чего происходит появление другой мысли (или осознания) в человеке, который уже занят другой мыслью, безусловно, должно быть известно как Unmeṣa (унмеша)».
Прекращение мысли, которая ранее началась, несомненно, является причиной появления следующей мысли. Это так, потому что не может быть появления следующей мысли без прекращения мысли, которая возникла ранее. Эта тема будет развита позже.
{Дополнительный комментарий: В шлоке III, 9 «Спанда карики» Unmeṣa называется процесс обнажения Я-сознания в момент прекращения мыслей. Другими словами, промежуток между мыслями, когда произошло растворение (нимеша) мыслей, предстает как раскрытие (унмеша) «Я-Сознания», Самости, и именно это в данной шлоке названо Unmeṣa.}
Далее, в начале четырнадцатой шлоки третьего раздела «Спанда карики», автор опишет, что возникновение (унмеша) у ограниченного существа идей подразумевает исчезновение (нимеша) вкуса Высшего Нектара Бессмертия (процесс нимеши):
«Возникновение идей, которое имеет место в этом ограниченном существе (пашу), означает потерю вкуса (раса) Высшего Нектара Бессмертия».
В отрывке из девятой шлоки первого раздела автор также показывает, что нимеша, чьей природой является исчезновение возбуждения, также подразумевает унмешу, или проявление Высшего Состояния»:
«Когда возбуждение полностью растворяется, тогда наступает Высшее Состояние».
Таким образом, та самая Сила (Шакти), даже имея природу обоих, то есть унмеши и нимеши, иногда используется преимущественно как унмеша (то есть демонстрация, или проявление), а иногда преимущественно как нимеша (то есть прекращение, или исчезновение).
Вышесказанное могло бы быть объяснением второй части данной шлоки, а именно «…Чьим раскрытием и закрытием Его глаз проявляется и исчезает Вселенная».
«Из Его Силы (Шакти), действующей как Причина и тесно связанной с Ним (Шивой), происходит возникновение вселенной, которая начинается с Шивы и заканчивается в элементе земли, когда Она (Шакти), показывает преобладание в отображении (унмеша) Творения, и в то же самое время скрывает Его (Шивы) собственную сущностную природу (сварупа). Эта эманация (манифестация), основанная на многообразии и различии (бхеда), в действительности является поглощением (нимеша) сущностного единства с Шивой и наполнена многочисленным разнообразием. В свою очередь, из той же самой Силы (Шакти), происходит растворение (пралайя) мира, когда Она демонстрирует преобладание в поглощении (нимеша) того, что является внешним, и в то же самое время раскрывает (унмеша) Его (Шивы) собственную сущностную природу. Это растворение (пралайя) является проявлением единства (абхеда) и удалением того, что состоит из множества различий (бхеда). Таким образом, растворение – это проявление, а проявление является также растворением».
На самом деле ничто не проявляется и не исчезает. Мы покажем, что это всего лишь та самая Сила Высшей Вибрации (Спанда), Владычица, которая, хотя не имеет никакой последовательности и состоит из сверкающих манифестаций, мерцает, как будто возникает и как будто исчезает.
Поскольку акты поддержания (стхити) вселенной, сокрытия (вилая) собственной сущностной природы и нисхождения Божественной Благодати (Ануграха) по своей сути являются особыми формами проявления и поглощения, а не чем-то иным, пятеричный акт Всевышнего Господа был ограничен в форме поглощения (нимеша) и проявления (унмеша).
2. Что такое «шакти-чакра» и кто есть Чакрешвара
«Мы восхваляем Того Шанкару (Шиву), Который является источником, или причиной, великолепной группы сил (шакти-чакра), и Чьим открытием и закрытием Его глаз совершается появление и растворение мира».
«Спанда карика», 1.1
Цитаты из текста «Спанда нирная», комментарий к шлоке 1.1.
Здесь Шанкара – Всевышний Господь (Парамешвара), чьей природой является Свет и Лучезарность Сознания, Великий Господь (Махадева), чья сущностная Природа – полная и абсолютная свобода (пурна-сватантрия), состоящая из Высшей Силы (Парашакти).
Парашакти называется «Спанда», поскольку в Ее основе лежит легкое движение. Принцип Высшей Вибрации (Спанды) – это природа Шанкары (Верховного Господа), поэтому Он никогда не бывает без Спанды. И хоть Парашакти не может увеличиваться, или расширяться, она «воображает» (представляет) себя так, как если бы была множественной, то есть состояла из группы сил (шакти-чакры), которая имеет различные проявления.
Об этом великим Каллатой было сказано так: «Шанкара есть причина проявления Высшей Силы Śakticakra (то есть группы сил), природой которой является Сознание...».
(Ниже будут представлены разные интерпретации данной шлоки в зависимости от того, какие проявления шакти-чакры рассматриваются)
В проявленных Писаниях сказано: «Его (Шанкары) силы составляют весь мир».
Другими словами, данная шлока также может быть переведена следующим образом:
«Мы восхваляем Того Шанкару (Шиву), Который является источником, или причиной, великолепной группы сил (шакти-чакры), появляющейся в форме мира, и Чьим открытием и закрытием Его глаз совершается растворение и появление мира».
Безусловно, Господь, или Бхагаван, (букв. Благоприятный, Процветающий и т.д.), Чья форма – Сознание, является причиной проявления и поглощения (растворения) вселенной путем взаимного объединения и разъединения многочисленными способами всех вспыхивающих проявлений, которые тождественны с Его Самостью (то есть с Ним).
Другими словами, великолепная вселенная на самом деле является вспыхивающим проявлением этой группы сил (шакти-чакры), состоящей из различных взаимных актов объединения и разъединения.
Другими словами, шлока может быть переведена таким образом:
«Мы восхваляем Того Шанкару, Который является причиной бесконечного разнообразия взаимных актов соединения и разъединения, выполняемых группой сил (шакти-чакрой), и Чьим открытием и закрытием Его глаз совершается растворение и проявление мира».
Парашакти проявляет себя как группа сил (шакти-чакра), состоящая из двенадцати светящихся богинь (dvādaśa), таких как Сришти, Ракта и т.д., природа которых – созидательная активность, поддержание, поглощение и сокрытие.
Другими словами, данная шлока может быть переведена следующим образом:
«Мы восхваляем Того Шанкару (Шиву), Который является причиной грандиозности игры, чья природа – созидательная активность, поддержание, поглощение и сокрытие совокупности из двенадцати богинь, таких как Сришти, Ракта и т.д., и Чьим открытием и закрытием Его глаз совершается растворение и появление мира».
Эта Высшая Сила (Парашакти) является Вамешвари, т.к. Она излучает вселенную внутрь и наружу, и потому что Она связана с противоположным курсом Трансмиграции (сансара).
{Дополнительный комментарий: Шакти, или Спанда, называется Вамешвари, потому что Она излучает вселенную внутрь и наружу (от корня «vam» – «излучать»). Это является Её аспектом Mātṛkā. Также Она называется Вамешвари, потому что связана с противоположным курсом Трансмиграции (от прилагательного «vāmā» – «обратный, противоположный»). Это является Её аспектом Mālinī. Итак, в то время как Mātṛkā проявляет обширную вселенную, Mālinī заставляет её вернуться к своему Источнику, Шиве.}
Из неё созданы четыре группы божеств: Кхечари, Гочари, Дикчари и Бхучари.
{Дополнительный комментарий: Кхечари – это сила, которая движется в сфере ограниченного воспринимающего, Гочари – в сфере ума, Дикчари – в сфере чувств, Бхучари – в сфере объектов.}
Такие группы божеств действуют на Высшем уровне в случае полностью пробуждённых, но толкают непробуждённых людей на всё более и более низшие пути. Про эти группы божеств в шлоке 1.20 сказано так: «Тем не менее, те самые эманации Спанды, беспрестанно и усердно трудясь над сокрытием, или вуалированием, истинной природы людей с непробужденным интеллектом заставляют их падать в ужасный и труднопреодолимый поток сансары, покинуть который очень трудно».
Поэтому шлока также может быть переведена следующим образом:
«Мы восхваляем Того Шанкару, Который является источником, или причиной, великолепной группы богинь, известных как Вамешвари, Кхечари, Гочари, Дикчари и Бхучари, и Чьим открытием и закрытием Его глаз совершается растворение и проявление мира».
Шакти-чакра проявляется в виде внутренней группы, которая состоит из великолепных Каранешвари. Эта группа богинь находится в прямом контакте со Спандой, с Высшим Сознанием, а следовательно, не бывает неодушевленной. Каранешвари являются не таттвами, или манифестациями, а самой восхитительной Шакти, проявляющейся в такой форме. С другой стороны, когда эти самые богини распространяются и принимают на себя больше и больше ограничений, они становятся как бы «неодушевленными» и образуют знаменитую группу чувств/инструментов, или карана-варга (пять сил восприятия, пять сил действия, ум, эго и интеллект, то есть таттвы с 14-ой до 26-ой).
Группа богинь Каранешвари контролирует состояния/действия праврити (движение в направлении внешних объектов), стхити (поддержание этих самых внешних объектов какое-то время) и самхара (растворение этих объектов в собственной Самости), которые выполняются карана-варгой, или группой чувств/инструментов.
Согласно тому, что было сказано в шестой шлоке первого раздела «Спанда карики»:
«… с помощью которого эта группа инструментов (интеллект, эго, ум, силы восприятия и действия), будучи неодушевленной, ведет себя так, как если бы была одушевленной сама по себе, и вместе с внутренней группой из богинь чувств входит в состояния «Pravṛtti» (праврити), то есть устремления к внешним объектам, «Sthiti» (стхити), то есть поддержания этих самых внешних объектов какое-то время, и «Saṁhṛti» (самхара), то есть растворения этих объектов в себе…»
Другими словами, шлока также может быть переведена следующим образом:
«Мы восхваляем Того Шанкару, Который является источником, или причиной, великолепного множества инструментов (интеллекта, эго, ума, сил восприятия и сил действия), и Чьим открытием и закрытием Его глаз совершается растворение и появление мира».
Согласно тому, что было высказано в первой шлоке второго раздела «Спанда карики»:
«Ухватившись за эту Силу, Мантры, исполненные всеведущей силы, продолжают выполнять свои (соответствующие им) функции по отношению к воплощенным существам, так же как силы восприятия и действия тех самых воплощенных существ продолжают выполнять свои собственные функции, тоже овладев этой Силой».
Шакти-чакра, или группа сил, будет вечной Мантрой.
{Дополнительный комментарий: Вечные мантры, в конечном счете, являются изначальной мантрой Высшего Я. Имеется много священных звуков, но ни один из них не может отобразить «идеально» самый тонкий звук, производимый Абсолютным Сознанием.}
Другими словами, шлока могла бы быть также переведена следующим образом:
«Мы восхваляем Того Шанкару, Который является источником, или причиной, великолепной группы вечных мантр, и Чьим открытием и закрытием Его глаз совершается растворение и проявление мира».
Согласно тому, что было сказано в тринадцатой шлоке третьего раздела «Спанда карики»:
«Тот, кого Kalā лишила его величия, является объектом использования, или наслаждения (то есть становится жертвой) группы сил (шакти-чакра), происходящих из множества слов (шабда). Поэтому он известен как пашу, или ограниченное существо».
Шакти-чакра, или группа сил, будет той, чья сущностная природа (свабхава) является группой богинь, таких как Брахми, Йогешвари (Махалакшми), Махешвари, Кумари, Вайшнави, Варахи, Аиндри (Индрани) и Чамунда.
{Дополнительный комментарий: Упомянутые божества принадлежат группам букв: группа гласных контролируется Йогешвари (также известная как Махалакшми); гортанная группа возглавляется Брахми; палатальная группа возглавляется Махешвари; церебральная группа контролируется Кумари; дентальная группа возглавляется Вайшнави; лабиальная группа контролируется Варахи; сонорная группа возглавляется Аиндри (также известная как Индрани); шипящая и придыхательная группа контролируется Чамундой.}
Другими словами, шлока могла бы быть переведена следующим образом:
«Мы восхваляем Того Шанкару, Который является источником или причиной, великолепной группы богинь, таких как Брахми, Йогешвари (Махалакшми), Махешвари, Кумари, Вайшнави, Варахи, Аиндри (Индрани) и Чамунда, и Чьим открытием и закрытием Его глаз совершается растворение и проявление мира».
«Вибхава», то есть возвышенное положение группы сил (шакти-чакра), полностью исследована и обсуждена. Природа ее бесконечна (ананта). Термин «вибхава» также может означать внутреннее отображение/развертывание массы лучей.
{Дополнительный комментарий: «Масса лучей» – это богини чувств. Следовательно, термин «вибхава» может быть понят как «внутреннее отображение, или раскрытие, богинь чувств»}.
Исходя из этого, шлока могла бы быть переведена следующим образом:
«Мы восхваляем того Шанкару, Чье проявление, или манифестация, состоит из внутреннего отображения, или развертывания, массы лучей (то есть богинь чувств), также известных, как группа сил (шакти-чакра), и Чьим открытием и закрытием Его глаз совершается растворение и появление мира».
Растворение/поглощение (нимеша) и появление/манифестация (унмеша) мира (внешней вселенной), является последовательным проявлением (унмеша) и растворением (нимеша) Того, кто Есть (Самости/Высшего «Я»).
Следовательно, насколько это возможно шлока может быть сформулирована даже так:
«Мы восхваляем Того Шанкару, Который является источником, или причиной, возвышенного положения Богини Сознания, Чья природа (сварупа) – унмеша и нимеша, Который производит эманацию, или проявление, вселенной (вишва) и ее растворение».
Даже войдя в тело, Всевышний Господь через открытие и закрытие чувств того, кто содержит группу из пяти танматр (звук, осязание, образ, вкус, запах), вызывает растворение и проявление мира.
Утпаладева об этом сказал так: «Таким образом, тот Господь, даже в обычной жизни, входя в тело, заставляет множество внутренних объектов, которые имеют форму молнии (вспышки света), появляться вовне по Его Воле».
ШЛОКА 3.19
Объясняя это, Васугупта резюмирует значение того, что было сформулировано в первой шлоке I, 11:
«И, прочно укоренившись в Принципе Спанды, контролируя исчезновение и появление этого Пурьяштаки (тонкое тело), бывшее ограниченное существо становится наслаждающимся и, следовательно, также становится Владыкой группы (шакти или сил)».
«Спанда карика» 3.19
Однако когда он, практикуя вышеупомянутые приемы погружения в Высший Принцип, прочно укореняется в принципе Спанды, который является Совершенным Я-сознанием, то есть когда он глубоко погружен в самадхи и, следовательно, становится единым со Спандой, контролируя выделение и растворение тонкого тела, а также, контролируя исчезновение и появление вселенной посредством самадхи с закрытыми и открытыми глазами нимила-унмилана, ограниченное существо посредством своей одной сущностной природы, которой является Шанкара, становится настоящим наслаждающимся. Объединившись со всеми чувственными объектами, т.е. все 36 категорий, начиная с элемента земли и заканчивая Шивой, с помощью метода распознавания он укореняется в уже существующее Состояние Высшего Знающего.
И, следовательно, он также становится Господом группы шакти или сил, т.е. множества лучей его собственного Я, как было сказано в первой шлоке первого раздела.
Смысл в том, что он действительно достигает состояния Великого Господа в этом теле.
Таким образом, проявляя Великую Реальность, которая похожа на чашу, вмещающую в себе начало и коней этой книги, славный Мастер Васугупта раскрывает превосходство этого писания как его сущности, т.е. как сущность всей секретной доктрины Шанкары. Да будет благо для всех.
3. Описание природы сил Вамешвари, Кхечари, Гочари, Дикчари, Бхучари
«Эманации Спанды, которые начинаются с качеств «Prakṛti» и приобретают своё собственное существование, постоянно опираясь на универсальную Спанду, никогда не препятствуют познавшему Самость».
«Спанда карика», 1.19
«Тем не менее эти же самые эманации Спанды, беспрестанно и усердно трудясь над сокрытием, или вуалированием, их (то есть непробуждённых) истинного состояния, или природы, заставляют людей с непробуждённым интеллектом опускаться до ужасного пути Трансмиграции (сансары), покинуть который очень трудно».
«Спанда карика», 1.20
Текст «Спанда нирная», комментарий к шлоке 1.20.
Тем не менее эти вышеупомянутые эманации Спанды (начиная с качеств "Prakṛti"), квинтэссенция которых всегда является проявлением из Того (из Спанды), усердно и непрерывно работая над сокрытием (вуалированием), состоящего из Принципа Спанды, истинного состояния (природы) людей, чьи интеллекты не пробуждены, а также истинного состояния (природы) ограниченных йогинов, заставляют людей с непробуждённым интеллектом и ограниченных йогинов падать в ужасный и полный боли курс Трансмиграции (сансары), который невозможно перепрыгнуть и из которого трудно выбраться («человечество спасается от этого пути Трансмиграции с трудом благодаря духовным учителям»).
Первые (люди с непробужденным интеллектом) – это в основном все мирские люди, не осознавшие свой собственный Принцип Спанды как Силу Высшей Госпожи (Парамешвари) и полагающие, что их тела – это Высшее Я; а вторые (ограниченные йогины) – это те, кто полагают, что жизненная энергия (прана) и т.д. есть Самость.
{Дополнительный комментарий: Кшемараджа объяснит позже полное значение этого абзаца. Тем не менее в описании «все мирские люди, которые не осознали свой собственный принцип Спанды как Силу Высшей Госпожи и полагающие, что их тела – это Высшее Я» говорится о группе обычных людей (не йогинов), которые сохраняют всю Āṇavamala (изначальное загрязнение, порождающее понятие, что «Я не полон»), то есть её два аспекта: 1) Pauruṣājñāna – неведение относительно Самости, поскольку они думают, что их Я стало многочисленным; комментатор объясняет это фразой «они не осознали свой собственный принцип Спанды как Силу Высшей Госпожи», то есть они не осознали, что их Самость – это Самость вселенной; 2) Bauddhājñāna – интеллектульное неведение, то есть они думают, что их тела и есть Самость.
Здесть также идет речь про ограниченных йогинов, поскольку они, несмотря на то, что их Pauruṣājñāna была удалена Милостью их Гуру в процессе инициации, всё же сохраняют Bauddhājñāna в более тонком виде, чем обычные люди. Вот почему Кшемараджа уточнил, что те ограниченные йогины «полагают, что жизненная энергия и т.д. есть Самость». Они отказались от представления, что «Я» есть их тело (грубая Bauddhājñāna), но в любом случае они чувствуют, что если они не смогут дышать, например, они умрут. Это происходит потому, что они отождествляются с жизненной энергией, пронизывающей процесс дыхания. Все они брошены в ужасающую Saṁsāra, из которой очень трудно выбраться.}
Эта Высшая Сила (Парашакти), которая объяснялась ранее как природа Принципа Спанды, является Вамешвари, т.к. Она излучает вселенную внутрь и наружу, и потому что Она связана с противоположным курсом Трансмиграции (сансары).
{Дополнительный комментарий: Шакти, или Спанда, называется Вамешвари (букв. Прекрасная Госпожа), потому что Она излучает вселенную внутрь и наружу (от корня «vam» – «излучать»). Это является Её аспектом Mātṛkā. Также, Шакти, или Спанда, называется Вамешвари, потому что Она связана с противоположным курсом Трансмиграции (от прилагательного «vāmā» – «обратный, противоположный»). Это является Её аспектом Mālinī. Итак, в то время как Mātṛkā проявляет обширную вселенную, Mālinī заставляет её вернуться к своему Источнику, Шиве.}
Из неё созданы четыре группы божеств, называемых Кхечари, Гочари, Дикчари и Бхучари. Такие группы божеств действуют на Высшем уровне в случае полностью пробуждённых (супрабуддха), но толкают непробуждённых людей на всё более и более низшие пути.
Так те самые Кхечари, которые, двигаясь в Kha (то есть в эфире Знания/Пробуждённого Сознания), являются причинами распространения недвойственности (абхеда), всемогущества (сарвакартритва), всеведения (сарваджнятва), совершенства (пурнатва), вездесущности (вьяпакатва) и состояния, которое не управляется временем в случае полностью пробуждённого (супрабуддха); в случае непробуждённого, двигаясь на стадии познания пустоты (шунья) и оставаясь оболочками (канчуки), они являются причинами ограниченного действия, ограниченного знания, привязанности, ограничения в отношении пространства и причиной состояния, управляемого временем.
В случае полностью пробуждённого Гочари – те, кто действуют на стадиях Buddhi (буддхи), Ahaṅkāra (ахамкара) и Manas (манас), то есть таттвы с 14 по 16, формируя Antaḥkaraṇa (антахкарана), или Внутренний Психический Орган, – порождают определения/обозначения, чувство эго и идеи, относящиеся к недвойственности (абхеда) с его собственной Самостью, но в случае тех, кто обманут Māyā, они порождают определения/обозначения, чувство эго и идеи, относящиеся только к двойственности (бхеда).
В случае полностью пробуждённого Дикчари – те, кто движутся в десяти направлениях, то есть на этапах внешних чувств (индрий), – в основном заняты распространением недвойственности, но в случае людей, которые не являются полностью пробуждёнными, они становятся причиной распространения двойственности.
Bhū означает состояние познаваемых, которое состоит из групп пяти (pañcaka), а именно: форм, звуков, вкусов, запахов и осязательных ощущений. Бхучари действуют в Bhū, или в состоянии познаваемых. Другими словами, они достигают отождествления с ними (с этими познаваемыми) принимая коагулированное состояние, которое является не чем иным, как их расширенными формами. В случае полностью пробуждённого человека (супрабуддха), Бхучари проявляют себя как наделённые телами, сделанными из Света Сознания, но в случае людей, которые не являются полностью пробуждёнными, они продолжают распространять везде ограничение и разделение.
Таким образом, эти четыре группы божеств, проявляющиеся в виде воспринимающих/познающих – Кхечари, внутреннего психического органа (ума, эго и интеллекта) – Гочари, внешних чувств (сил восприятия и действия) – Дикчари, познаваемого/объектов (прамея) – Бхучари, наполненные различными аспектами Спанды (Высшей Вибрации), такими как качества Prakṛti (гуны) и т.д., ввергают обычных людей, чьи интеллекты не пробуждены, а также йогинов, которые только довольствуются обширными проявлениями сверхъестественного света (бинду), сверхъестественного звука (нада) и т.д., в Saṁsāra (трансмиграцию, полную страданий), которая является расширением этих принципов/реальностей.
{Дополнительный комментарий: Вамешвари является управляющей силой над этой группой из четырёх шакти, состоящей из Кхечари (связанной с познающим, или субъектом), Гочари (связанной со знанием), Дикчари (связанной со средствами познания) и Бхучари (связанной с познаваемыми, или объектами).
В случае неосвобождённого существа Кхечари – это силы, которые действуют в стадии глубокого сна и вызывают в этих существах пять ограничений в отношении действия, знания, воли, времени и пространства. Но в случае освобождённых существ Кхечари движется в Kha (в эфире Знания, или Пробуждённого
Сознания), поскольку у освобожденного существа (Великого Yogī) глубокий сон трансформируется в Сознание (как указано в последней части шлоки I.18 выше): «Однако, в другом, помимо этих двух, Он проявляется только как Сознание». А поскольку это так, эти самые силы наделяют его полностью раскрытыми силами действия, знания, воли, блаженства и сознания.
В случае неосвобождённого существа Гочари – силы, которые движутся в Antaḥkaraṇa, или Внутреннем Психическом Органе, состоящем из интеллекта, эго и ума, – порождают определение/обозначение (например, «этот цвет – голубой»), чувство эго (например, «это моё») и идеи (все виды мыслей), относящиеся только к двойственности (например, «это мой прекрасный дом», «это моя семья», «там мои враги» и пр.). Однако для освобождённого существа Гочари порождают определение, чувство эго и идеи, связанные с единством с Господом (например, «Я есть вселенная», «всё уже принадлежит Мне», «между Мной и Шивой полное единство» и т.д.).
В случае неосвобождённого существа Дикчари – силы, движущиеся во внешних чувствах, состоящие из Сил восприятия (джняна-индрий) и действия (карма-индрий), – просто создают больше двойственности (например, «я вижу этот большой лес», «я вижу много людей», «я слышу разные звуки» и т.д.). Тем не менее для освобождённого существа Дикчари являют единство со всем вокруг (например, увидев объект, освобождённое существо осознаёт своё единство с этим объектом; слушая музыку, он сливается с ней и т.д.).
В случае неосвобождённого существа Бхучари – силы, движущиеся в состоянии познаваемых, или объектов – сгущаются и принимают форму всех объектов, и, следовательно, эти объекты являются не чем иным, как расширившимися (развившимися) формами этих самых шакти. Они создают везде ограничение и разделение (например, «я живу здесь, а не там»; «мне нужен очень быстрый космический корабль для путешествия в другую галактику», «я умру» и т.д.), поэтому они приносят только страдания лишённым милости существам. Но для освобожденных существ Бхучари проявляют себя наделёнными телами из Света Сознания, то есть когда освобождённый воспринимает объекты вокруг себя, все они выглядят не как простые объекты, а как сияющие богини.
Другими словами, все эти четыре группы сил, простирающиеся от майя-татвы (шестой категории) до притхиви-таттвы (тридцать шестой категории) заставляют неосвобождённых существ (обычных людей и всех тех йогинов, которых интересуют только более низкие проявления Спанды, такие как сверхъестественный свет, появляющийся в пространстве между бровями, сверхъестественный звук, слышимый в том же самом пространстве и т.д.) падать в ужасную яму, называемую Saṁsāra (Трансмиграцией от одного тела к другому телу, от одной мысли к другой и т.д.), которая является просто расширением всего того, что населяет царство Māyā (от таттвы 6 до таттвы 36).}
4. Кто есть Шанкара
«Мы восхваляем Того Шанкару (Шиву), Который является источником, или причиной, великолепной группы сил (шакти-чакра), и Чьим открытием и закрытием Его глаз совершается появление и растворение мира».
«Спанда карика», 1.1
Цитаты из текста «Спанда нирная», комментарий к шлоке 1.1
Это писание было составлено Васугуптой, великим Гуру, и названо «Спанда карика» только для того, чтобы объяснить, что наша собственная сущностная природа состоит из Шанкары, наполненного силой Высшей Вибрации (Спанды). Принцип Высшей Вибрации (Спанды) – это природа Верховного Господа (Бхагавана). Он действительно никогда не бывает без Спанды.
Шанкара означает Того, Кто дарует Милость (Ануграха), Чья природа постигает пространство собственного всезнающего, всемогущего и абсолютно свободного Сознания, полного недвойственности и высшего блаженства, в Ком растворяется весь жар печали.
Здесь Он – Всевышний Господь (Парамешвара), чьей природой является Свет и Лучезарность Сознания, Великий Господь (Махадева), Чья сущностная Природа – полная и абсолютная свобода (пурна-сватантрия), состоящая из Высшей Силы (Парашакти).
Шанкара является нашей сущностной Природой. Размышляя о Нем как о Том, кто превосходит вселенную, мы пытаемся вернуться к Нему, отбросив иллюзию малого «я», созданную самим же Шанкарой.
Безусловно, Господь, Чья форма – Виджняна (Сознание), является причиной проявления и поглощения или растворения вселенной путем взаимного объединения и разъединения многочисленными способами всех вспыхивающих проявлений, которые тождественны с Его Самостью (то есть с Ним).
В соответствии с точкой зрения проявленных Писаний (агамы): «Его силы составляют весь мир». И также в «Спанда карике» относительно этой группы сил, чьей природой является мир (джаграт), утверждается: «... следовательно, не существует состояния, которое не было бы Шанкарой, будь то в слове, объекте или мысли...»
Процессы растворения и проявления осуществляются посредством открытия и закрытия глаз той Самости, Которая есть масса Сознания и Блаженства, то есть через раскрытие (унмеша) и сокрытие (нимеша) Его (Шанкары) сущностной природы. Более того, можно констатировать, что имеет место проявление, или манифестация, мира, который находится в тесной связи с Его Самостью, за счет открытия глаз Шанкары, природа которого состоит из расширения; в свою очередь, из-за закрытия Его глаз имеется погружение (пралайя) этого мира.
{Дополнительный комментарий: «унмеша» и «нимеша» буквально означают «акт открытия глаз» и «акт закрытия глаз», соответственно. В данном контексте они могут быть истолкованы как «эманация» и «поглощение». Когда имеет место унмеша вселенной, или космическая эманация, тогда происходит нимеша, или поглощение Я-Сознания. Другими словами, ваше собственное Я-Сознание добровольно уменьшается, чтобы могла процветать вселенная. В свою очередь, когда имеет место унмеша, или возрастание Я-Сознания, тогда происходит нимеша, или растворение вселенной.}
«Поскольку Он обладает несокрытой природой, нет нигде препятствий для Него, в Ком вся эта вселенная покоится и из Кого она произошла».
«Спанда карика», 1.2
Цитаты из текста «Спанда нирная», комментарий к шлоке 1.2
Для этой Самости, Шанкары, Который является Парамашивой и представляет собой Свою сущностную природу, нигде нет никаких помех или препятствий для продвижения в пространстве, времени или форме, поскольку Его природа, Его сущность ничем не сокрыта, не спрятана. Именно в этом заключается смысл данной шлоки.
«Этот Господь (букв. – Процветающий, Благоприятный), Чьей природой является Сознание, заставляет мир появляться в форме Своей собственной застывшей Сущности».
{Дополнительный комментарий: Смысл здесь состоит в том, что Он проявляет «материю», из которой состоит эта материальная вселенная, через «материлизацию» Своей Сущности.}
Этот мир не появляется из Него как грецкий орех из скорлупы; но благодаря Его собственной Абсолютной Свободе тот самый Господь продолжает проявляться на Своем собственном экране (фоне) как форма мира, которая как бы иная, но в то же время не отлична от Него, то есть как город в зеркале.
Вселенная становится проявленной только посредством Его собственного Света. И даже когда эта вселенная растворена, она существует как тождественная с Его Светом. Будь то пространство, время, форма и т.д., ничто не может быть для Него препятствием. То есть «Высший Принцип является всепроникающим, бесконечным, инкрустированным всеми силами как драгоценный камень, самосветящимся и вечно существующим».
Этот мир, даже возникая из Него, покоится в Нем. Проявляясь благодаря Его Свету, он покоится в Нем, обладая такой же природой. Другими словами, он идентичен Его Свету даже после того, как был проявлен этим самым Светом.
То, что известно, как мир (джаграт), есть в действительности не что иное, как Его Свет (пракаша).
Следовательно, данную шлоку можно выразить следующим образом:
Поскольку Шанкара обладает несокрытой природой, нет нигде препятствий для Него. В собственной Самости Шанкары, Чьей природой является Сознание, покоится весь этот мир, состоящий из воспринимающего, или познающего, знания, или средств знания, и познаваемого, или объекта. Благодаря Его Свету мир становится воспринимаемым, или проявленным, и таким образом обретает свое истинное состояние.
Смысл здесь, несомненно, такой, что ничто не появляется как отличное от Великолепия Сознания, потому что мир, проявляясь, является единым с этим Великолепием.
Таким образом, «Высший Принцип, известный как Шанкара, Шива, Господь, состоит из Своей собственной сущностной природы, которая и трансцендентна, и имманентна во вселенной, которая вызывает проявление, поддержание и растворение этой самой вселенной».