Различие Брахмана в веданте и шуньи в буддизме
Еще в древности многие ученые индуизма сравнивали шуньяту буддистов и ниргуна Брахман в интерпретации Шри Шанкары, проводя аналогии.
Некоторые даже называли Шри Шанкару "замаскированным буддистом", хотя по моему мнению, все как раз наоборот.
Весь буддизм, в хорошем смысле, — это "замаскированный индуизм", в частности, индуизм адвайта-веданты, очень хорошо изложенный языком доктрины пустоты — шунья-вады и иллюзорности мира — майя-вады.
Несмотря на то, что адвайта как система мышления была сформулирована Шанкарой гораздо позже возникновения буддизма.
Потому что адвайта не была создана Шанкарой, она существовала и до него, как само сердце индуизма.
Тем не менее, Брахман в веданте и шунья в буддизме — не совсем одно и тоже.
Брахман адвайта-веданты — это все-таки не абсолютный ноль, не шунья, это Абсолют. Он более позитивен, он хоть и непостижим, и неописуем, но обладает природой истинного бытия-сознания-блаженства (сат-чит-ананда).
И это меня, как садху, всегда очень вдохновляет и радует.
Но если речь идет о нашей шиваитской традиции, то мы идем не только путем пустоты, но и вселенской энергии, силы, шакти.
В шиваизме Абсолют — это Шива, проявляющий свою спонтанную волю, творящую силу — шакти и лилу, игру. Идти путем шиваизма означает идти не только путем Шивы, но и Шакти. Ибо в шиваизме Шива неотделим от своей Шакти, энергии.
Шакти является динамичной творческой игрой Шивы, которая творит весь этот мир. Шива — это светоносная пустота, Брахман, а Шакти — это сила этой пустоты, которая ей вечно присуща.
Божество Ардханаришвара хорошо демонстрирует этот принцип.
То есть, если говорить простым, не философским языком, путь санньяси в нашей традиции — это Путь Пустоты и Силы.
Садху, санньяси в нашей традиции — это духовный путник, "очарованный странник" и духовный воин, идущий своим путем к просветлению и освобождению, путем Абсолюта веданты и путем Шивы и Шакти, путем пустоты и силы.
И это — прекрасный и очаровательный путь. Когда вы вступаете на него, вы пребываете в восхищении и очаровании. Он не может не радовать, не вдохновлять. Счастлив тот, кто идет священным путем Абсолюта, путем пустоты и силы.
Вера — в его сердце.
Пустота — в его созерцающем сознании.
Спонтанная игра — в его действиях.
Такой духовный воин начинает освобождаться уже в момент понимания этого.