Выбрать свой путь и начать делать садхану
Если вы хотите быть хорошим практикующим, имеющим результаты, у вас есть несколько вариантов:
1. Стать санньяси, чтобы жить и практиковать в ашраме, чередуя периоды служения (севы), обычной ашрамной садханы и отшельнической садханы, и тапаса в ритрите.
2. Получив благословение от гуру, стать отшельником и с головой уйти в личную садхану йоги и тапас.
Для большинства начинающих — это сложный или невозможный путь. Поэтому к нему сначала нужно подготовиться.
3. Получив дикшу, стать карма-санньяси и живя дома, в миру, имея семью, работая, тем не менее вести образ жизни "монаха в миру", идти путем ежедневной садханы поклонения, служения и садханы, периодически выполняя садханы в ритритах. Для карма-санньяси садхана, ежедневное поклонение и сева — абсолютно необходимы.
4. Стать грихастхой и выбрав мокшу как свою цель, живя дома, в миру, имея семью, работая, соблюдать шесть обетов, понемногу выполнять садхану, накапливать заслуги и мудрость. Здесь нужно стараться ежедневно терпеливо делать свою садхану, свою упасану, изучать философию и накапливать заслуги.
Как и что делать сейчас, если вы искренний верующий практик?
Стремитесь всегда и везде пребывать в воззрении, созерцании и осознанности так, как вы это можете, на своем уровне.
Соблюдайте обеты самайи — это основа. Четко и однозначно соблюдайте базовые обеты для своего статуса: если грихастха — это шесть обетов, если карма-санньяси — восемь, если санньяси — одиннадцать.
Выполняйте каждый день свою нитья-садхану, в которую получили передачи. Читайте мантры Древа Прибежища, то есть те мантры, в которые есть передача от гуру.
Ежедневно слушайте или читайте учения святой Дхармы, черпая их только из авторитетных, проверенных и признанных достоверных источников своей традиции.
Упражняйтесь в дхаране, медитируйте, упражняйтесь в созерцании, выполняя базовые методы.
Ум по природе своей всегда стремится развлекаться, тело стремится быть или в наслаждениях, или в инертности и лени. Не давайте уму и телу пребывать в инертности и лени. Сделайте севу, служение своим способом проявления в поведении.
Богослужения у алтаря
Если стремитесь по-настоящему очистить себя, берите особые обеты: проводить самому или посещать коллективное богослужение, хотя бы утром или вечером, шесть, пять или три раза в неделю. Берите их на длительное время: три месяца, шесть месяцев или год.
Проводить коллективное богослужение всегда проще, чем проводить самому. Поэтому очень важны группы, Дхарма-центры, Дхарма-питхи, где это можно делать. Проводите ежедневно каждое утро перед домашним алтарем арати, простую пуджу и чтение сутры, а по вечерам вечернее арати, пуджу и пойте бхаджаны, участвуйте в бхаджан-мандале, а если это сложно каждый день дома, делайте это совместно онлайн вместе с монахами в ашрамах, делайте хотя бы несколько раз в неделю или минимум один раз в неделю.
Коллективное богослужение в ашраме, Дхарма-центре, группе или дома — наилучшая практика, проливающая целые потоки благословений на душу. Это также ваш тапас. Уважайте его и выполняйте. Не ленитесь, не пропускайте его, не забывайте коллективных богослужений.
Создавайте места для бхаджан-мандалы. Учась у опытных санньяси или карма-санньяси организовывайте места для коллективного поклонения, подбирайте пуджари, музыкантов и тех, кто поет бхаджаны, для своего Дхарма-центра или становитесь ими сами.
Устанавливайте простые домашние алтари (пуджа гхар) и божеств, учите бхаджаны и стотры, учитесь у монахов петь их во время утреннего и вечернего богослужения. Приглашайте самайных братьев и сестер на совместное богослужение. Цените возможность выполнять садхану поклонения и созерцания в коллективных практиках на сутре и бхаджан-мандале.
Это самый естественный для вас, простой, доступный вид садханы, очищающий вашу карму и разворачивающий вашу жизнь к Богу. Невозможно переоценить то благо для души, которое приходит во время богослужения.
Если вы не выполняете поклонение у алтаря во время утренней сутры и вечерней бхаджан-мандалы, тогда вам нужно будет для достижения тех же результатов вместо этого медитировать и заниматься йогой по многу часов ежедневно годами, или жить в отречении и выполнять аскезу, тапас раджа-кундалини-йоги в отречении, в отшельничестве. Но вы благословлены получать тоже самое, те же плоды, что от суровой йогической аскезы, выполняя ежедневное радостное, и легкое тантрическое поклонение божествам Прибежища у алтаря.
Цените эту возможность, изучайте философию и метафизику упасаны и методы созерцания в бхаджан-мандале.