Главная Паломничества Магазин
Поддержать

Накопление заслуги (сукрити) и ее плоды

«

На Пути освобождения необходимо собрать два накопления — заслуг и мудрости. Говоря цифровым языком — это ваши очки веры, мудрости и опыта. Это ваш капитал веры, мудрости и опыта. И нужно сначала их накопить в достаточном количестве, создать прочную основу.

Освобождение — это всегда то, что приходит свыше. Это результат атма-джняны и милости Шивы, Его благословения.
Но своими усилиями мы можем очистить свою карму и накопить заслуги (сукрити). Сукрити — это благоприятная, праведная деятельность, шубха-карма. "Крити" – означает действие, "су" – означает благое, позитивное. Сукрити — это наш персональный "запас блага", запас благодатной духовной силы, энергии, тонкая сумма наших благих деяний, которая поступает нам на наш внутренний "счет" наших тонких тел. Это наш духовный капитал.

Сукрити, заслуга, накапливается только за связь с высшими, трансцендентными объектами, существующими в любой религии, например, за служение Пяти сокровищам, то есть Прибежищу, Шиве, Шакти, Дхарме, святым, гуру, садху. Если наши действия были благими, мы накапливаем заслуги, а если эти действия и заслуги еще и были посвящены Прибежищу, они становятся тем, что не теряется, в отличие от мирских заслуг. Поэтому истинная сукрити не теряется.

Усилия в изучении священных текстов, философии адвайта-веданты, шиваизма, в медитации и созерцании дают накопление джняна-сукрити.
Усилия в поклонении, упасане, преданности объектам Прибежища дают накопление бхакти-сукрити.
Усилия в материальном служении (севе) Прибежищу, то есть гуру, Дхарме, сангхе, садху, в поддержке и проповеди Дхармы дают нитья-карма-сукрити.

Есть понятие «агьята-сукрити». Это значит, что человек, сам не понимая этого, несознательно соприкасается, например, со священными учениями, предметами, святыми, например, с Пятью божественными драгоценностями (панча-ратной), то есть с духовной реальностью.
Благодаря этому соприкосновению, даже несознательному, он постепенно пробуждается к осознанной духовной практике.

Сами по себе прямо заслуги не могут даровать освобождения. Они только создают благоприятные условия для роста и Пути освобождения. Священными текстами традиции определены действия, которые дают заслуги и которые их отбирают.

Служение Божественным объектам, служение гуру, садху, ежедневная садхана, поклонение с верой и преданностью, изучение шастр, строительство храмов, обустройство ашрамных и домашних алтарей, следование обетам своего статуса, проповедь Дхармы, самообучение, обучение других, изготовление ритуальных священных предметов, паломничество, изучение писаний, аскезы — все это дарует сукрити.

Заблуждаются люди, которые не стремятся накапливать заслуги и вместо их накопления предпочитают их тратить на временные, сиюминутные мирские вещи. Это неверно с точки зрения Пути освобождения.
Следует постоянно совершать действия тела, речи и ума, которые дают заслуги, и избегать тех действий, которые ее уничтожают.

Плоды сукрити

Что касается плодов, то сукрити бывает двух типов: наймиттика-сукрити (временные плоды) и нитья-сукрити (непреходящие, вечные плоды).

Наймиттика-сукрити — сюда относится просто хорошая, благая карма, деятельность ради чувственных наслаждений. Наймиттика-сукрити освобождение не дарует.

Нитья-сукрити — приносит непреходящий результат, а именно: устойчивую веру, бхакти - преданное служение Богу и джняну - устойчивое знание тождества своего Я, Атмана и Брахмана.

Джняна-сукрити относится к нитья, вечному знанию. Это постижение Атмана, своей духовной природы, природы всего как Брахмана, дарующее отречение от сансары и освобождение.
Нитья–сукрити подобна твердой дорогой духовной валюте, а наймиттика-сукрити подобна дешевой неустойчивой валюте.

Механизм работы заслуг

Итак, заслуги, когда их становится достаточно, становятся нашими качествами.
Например, качества различения (вивека), отрешения (вайрагья), стремления к мокше (мумукшуттва). Или шестеричные качества саттвы, о которых говорит Шри Шанкарачарья в "Вивека чудамани": шама (усмирение ума), дама (самодисциплина тела и органов чувств), упарати (исчезновение личных желаний), титикша (терпение), шраддха (вера) и самадхана (устойчивость в созерцании).
Эти и другие качества дают общее повышение нашего уровня осознанности (вимарша-шакти) как живых существ, увеличивают нашу чувствительность к шактипату, нисходящей милости, ануграхе Шивы, создают нашу новую судьбу.

Высокий уровень осознанности, высокая чувствительность к шактипату разблокируют нам новые возможности, способности, сиддхи - божественные силы. Открывают нам новые линии жизни, судьбы, открывают сокровенные тайны бытия, что позволяет вести еще более глубокую садхану и поднимать свой уровень духовной мудрости (атма-джняна).
А мудрость уничтожает неведение, уничтожает власть ума и эго, отделяет Атман от пяти кош, сжигает васаны и освобождает душу в Божественном просторе мироздания, делает ее свободным Божественным космическим игроком.

СОДЕРЖАНИЕ

СловарьА
Термины загружаются...
Свернуть