Ошибки и отклонения несамоосвобожденого ума
- Если у йогина нет ясности — это значит, что он не имеет созерцания в движении или не может самоосвобождать мысли.
- Если у него нет сил и концентрации — это значит, что присутствие не однонаправленное.
- Если у него нет гибкости — это значит, что он впал в ошибку замороженного осознания, увел его вовнутрь и не понимает принципа смешивания.
- Если у него беспокойный ум — это значит, что он не знает, как поддерживать созерцание без отвлечений.
- Если он просто путается в словах и заражен различными доктринами — это значит, что он не понимает принцип самоосвобожденного мышления и неконцептуального сознания.
- Если у него по-прежнему есть сильное делящее, принимающее и отвергающее сознание — это значит, что ему не удалось распознать единый «вкус», что его созерцание очень зажато и узко, поэтому не может распространиться на широкие вещи во вселенной.
- Если у йогина обыденное мышление, цепляния и привязанности — это значит, ему не удалось распознать ничего, поэтому ему нужно тренировать свой ум, вновь и вновь читая сутры и проясняя их.
- Если йогин не способен нести ответственность за свое решение — это значит, что решение принимается из поверхностного сознания, понятийного ума, а не из глубины, то есть они принимаются в бессознательном состоянии.
- Если йогин имеет вялость, тамас — это значит, что его сознание в течение дня сильно разбрасывается, следует за шестью объектами.
- Если у йогина недостаток энергии — это значит, что его ум пока еще не может двигать ветры и каналы и смешиваться с блаженством в чакрах.
- Если йогин постоянно ходит, погрузившись в себя, сведя фокус вовнутрь, пытаясь не замечать внешнюю среду, — это значит, что он впал в ошибку замороженного сознания, не зная, как смешивать внутреннее и внешнее пространство. У него избыток внутреннего пространства, а что делать с внешним, он не знает, — это называют отсутствием гибкости.
- Если у йогина нет достаточной отрешенности, он все равно идет на компромисс с желаниями — это значит, что глубина зеркала ума у него не открыта.
- Если йогин не способен отпустить себя — это значит, что его самоосвобождение находится на начальном уровне. Он не коснулся еще безусильного присутствия и не вкусил аромат нисходящей силы.
- Если йогин не расслаблен — это значит, что он не вошел во врата недеяния, его ум по-прежнему схвачен концепциями и целями, связанными с будущим.
- Если йогин придает словам буквальный смысл — это значит, что ему не удалось открыть невыразимое присутствие за пределами слов.
- Если йогин ведет себя слишком фривольно, игнорируя принципы и правила, — это значит, что он переоценивает свои возможности, что имеется переизбыток внутренних данных, которые проявляются негибко.
- Если йогин не способен учитывать правила и гибко проявляться — это значит, что отсутствует ясность, есть много несамоосвобожденных карм.
- Если у йогина негармоничные взаимоотношения с кем-либо — это значит, что ум фиксируется на каких-то участках собственного «я» и желает удержать их во что бы то ни стало.
- Если йогин подвержен страху — это значит, что он не отпустил себя и не доверяет присутствию.
- Если у йогина есть надежды — это значит, что у него нет недеяния.
- Если у йогина чрезмерное любопытство в отношении клеш или чрезмерное желание как можно скорее сделать клеши мудростью — это значит, что эти клеши ему все-таки досаждают, что на пути сутры ему не удалось их подчинить хотя бы на каком-то уровне. Не имея сияющего присутствия, подобного пространству, он со своим нечистым умом пытается с ними играть, и тогда его ум еще больше подпадает под их влияние, и этот бедняга называет свою практику самоосвобождением клеш, хотя они при этом только разрастаются.
- Если у йогина нет осознавания во сне со сновидениями — это значит, что его речь не самоосвобождена, его горло не очищено.
- Если у йогина есть фиксированные идеи — это значит, что его ум не самоосвобожден в повседневном бодрствовании.
Все это многочисленные аспекты сознания, которые проявляются, когда ум не полностью самоосвобожден. Это многочисленные ошибки и отклонения, которые безупречно видятся практикам с ясным умом. Когда же все эти ловушки и отклонения преодолеваются, сознание йогина сияет, как светильник, безупречно освещая днем и ночью все аспекты жизни, ничто не является несамоосвобожденным.