Важность тапаса (подвижничества) в духовной жизни
Тапас - высшее предназначение жизни
Садху, санньяси — это тот, кто любит тапас. Кто мечтает его выполнять. Кто выбирает для себя тапас как жизненную стратегию. Кто строит вектор своей жизни в направлении тапаса.
Эта жизнь в ее высшем предназначении предназначена именно для тапаса, аскетического подвига во имя эволюции души, во имя постижения Бога, достижения Освобождения и Просветления. Ни для чего другого. Но тапас не для всех, а лишь для мудрых и зрелых душ.
Если цель жизни — прямо постичь Бога в этой жизни, приблизиться к Богу, достичь Освобождения, то тапас — это единственное средство. Иных нет.
Святые, риши, сиддхи, священные тексты имеют на этот счет однозначное мнение.
Молодым душам, родившимся здесь на земле, тапас не интересен. Они еще не понимают ценности тапаса. Что ничто, кроме тапаса, не дарует им истинного счастья.
Но зрелые души это понимают.
Для зрелой, "старой души", эта жизнь не предназначена для политики, путешествий, накопления денег, богатства, поиска славы, работы, завязывания связей и отношений, развлечений, поиска удовольствий. Только для тапаса.
Кто-то может усомниться в этом и возразить, что это очень узкая трактовка предназначения души.
Но если вы как следует поразмыслите, вы сами убедитесь, что это именно так. И никак иначе.
Только тапас может сжечь вашу карму. Ничто иное. Сама она не исчезнет даже через триллионы лет.
Только тапас разрывает кольцо рождения-смерти. Иначе его не разорвать.
Только тапас позволяет переплыть океан сансары (сансара сагар).
Только тапас может помочь душе приблизиться к Богу, улучшить положение души в естественной космической иерархии.
Только тапас может рассеять неведение, основанное на сильном отождествлении ума с телом и эго. Иначе его не рассеять.
Только тапас дарует вам истинную атма-джняну.
Только тапас дарует истинную веру.
Ничто другое не сможет освободить вас от кармы.
Следуя всеми иными путями, путями не тапаса, вы продолжите оставаться в рабстве у кармы.
Вы не трансформируетесь. Тапас может вас трансформировать.
Тапас — это условие для трансгрессии, выхода за пределы самого себя, за границы самого себя.
Следуя иными путями вы продолжите плавание по океану сансары. Следуя иными путями вы продолжите пребывать в неведении (авидье).
Это не вопрос, верите вы в это или нет, нравится вам это или нет, хотите вы этого или нет. Это то, что есть. Это ваша данность, как человека, рожденного в этом мире.
Именно путем тапаса шли все святые древности.
Именно для совершения тапаса ученик получает дикшу, принимает статус брахмачари, санньяси или карма-санньяси, получает мантру от своего гуру.
Но если нет желания делать тапас, то все эти вещи не сработают. Также как спортивный костюм, гантели, тренажеры, кроссовки без намерения заниматься спортом бесполезны.
Тапас может быть разный.
Для кого-то через поклонение, джапу и преданность, бхакти.
Для кого-то через уединение, отшельничество, молчание, дхарану, дхьяну и самадхи.
Для кого-то через служение, севу.
Для кого-то через изучение текстов, анализ и размышление.
Для кого-то через асаны, пранаямы, крийи, мудры, бандхи, работу с кундалини.
Для кого-то через тайное внутреннее созерцание — атма-вичару, брахма-вичару.
Нет тапаса одного на всех, одинакового для всех.
Сколько людей, столько и конфигураций тапаса.
Потому что карма у всех разная, место, время и обстоятельства разные.
У каждого своя адхикара — каништха, мадхьяма или уттама;
своя подготовка к той или иной ачаре — ведачара, вайшнава-чара, шайва-чара, дакшина-чара и т.д.;
своя бхава — пашу, вира или дивья;
свой уровень чувствительности к шактипату — тивра, мадхья или манда.
Своя астрологическая ситуация, своя аюрведическая конституция.
И здесь не стоит вопрос, чтобы сказать: "У каждого свой путь" — и потом ничего не делать.
А в том, чтобы учитывая все эти особенности, тщательно, скрупулёзно выполнить все предписания учения, все наставления священных текстов линии передачи и устные наставления святых по садхане и тапасу.
Важно изучить все общие предписания, правила и направления, а затем, в рамках этих общих предписаний, йогин должен, советуясь со своим духовным учителем, сам создать свою уникальную конфигурацию своего тапаса. Так, чтобы этот тапас был в радость, чтобы он был благодатным, естественным, легким, свободным и свежим как игра, и чтобы святые, боги и сиддхи в ответ на ваш тапас посылали свои благословения.
Чтобы он принес прекрасные плоды.
Тогда тапас и блаженство (ананда), йога и бхога соединятся в едином вкусе и будет достигнута самарасья, полное слияние Шивы и Шакти