Главная Паломничества Магазин
Поддержать

03.12.2004

Мы продолжаем рассматривать отклонения в практике естественного состояния.

Некоторые могут подумать, что эти отклонения относятся к метафизике, что это некие теоретические положения. Но на самом деле это не так. В теории отклонения нас не волнуют, поскольку в традиции, которую мы практикуем, практика ведется на неконцептуальном уровне. Здесь речь идет о состояниях сознания. Эта небольшая брошюра подобная медицинскому справочнику по болезням. Гуру подобен врачу, а отклонения подобны информационным вирусам, которыми поражаются практикующие.

Каждый из вас должен знать, какими болезнями может болеть практикующий. Это не болезни физического тела. Скорее, это тонкие информационные отступления от Всевышнего Источника, поэтому их можно назвать информационными болезнями применительно к йогинам.

Существуют основные информационные отклонения, которые вы должны знать, а есть и вторичные. Основными отклонениями являются потеря действия во взгляде и потеря действия в осознавании. Блаженство, ясность и пустотность – это три основных информационных болезни практикующих. И рано или поздно йогин сталкивается с тенденцией сознания поддаться этим информационным вирусам. Даже если учитель давал соответствующие наставления, когда йогин сам сталкивается с ними, он не распознает эти отклонения, потому что они очень тонкие, поэтому может заболеть ими. Только правильное понимание помогает обойти эти вирусы.

Например, недавно я разговаривал с одним монахом, который практикует пять лет. Он говорит примерно следующее: «Я чувствую, что должен идти вперед. Но кто «я»? Куда должен идти? Какой в этом смысл? Все размыто, все теряется». Я ему говорю: «Стоп. Эта песня мне известна. Это классическое заболевание, поэтому тебе надо лечиться, а не практиковать. Будучи больным ты не можешь практиковать. Тебе нет смысла дальше сидеть в ритрите. Ты должен переоценить свои взгляды, пересмотреть свои позиции и привести свой ум в нужное направление. Ты должен вспомнить наставления святых, обрести самаю учения, перестроить всю внутреннюю работу, иначе твоя практика приведет не туда, сколько бы ты ни получал этих опытов. Я тебе это говорю как специалист». И тогда мы с ним разбираемся: «Смотри: это – потеря действия во взгляде, а это – потеря действия в осознавании. Это коренные отклонения. Это – абсолютное, это – относительное. Надо отделить одно от другого и каждое стараться делать максимально правильно».

Чем чреваты такие информационные вирусы? Тем, что вместо осознавания Источника йог осознает свои тонкие иллюзии. Они настолько тонкие, что сами как бы несут свет Источника. Но все-таки это не сам Источник. Они дают ясность и силу, но в этом-то и их коварство. Йогин принимает за чистую монету эту ясность и силу, путая их с самим Источником. У него возникает привязанность к ним, и эта привязанность очень тонко его уводит.

Информационные отклонения чреваты недостижением. То есть они не являются чем-то ужасным с точки зрения обыденности: ты можешь нормально кушать прасад и дальше заниматься своими делами. Но для практикующего это действительно скверная вещь, потому что эти отклонения не позволяют достичь, ты промахиваешься в своей цели. То есть твоя самая сокровенная сердечная сущность не реализовывается.

Что такое потеря действия во взгляде? Это когда вы практикуете, делаете что-либо или размышляете и получаете некий опыт недвойственности. Вы чувствуете, что соприкоснулись с бездной и ощущаете себя бесконечно малым по сравнению с ней. Вы внезапно понимаете, что ваше усилие ничего не решает, и тогда весь ваш духовный путь переоценивается. Вы начинаете ощущать абсурдность и бессмысленность всего, терять смысл и цель. Вы пребываете в замешательстве, теряете энтузиазм в практике, испытываете безграничную апатию. Вы подобны кролику, который зачарован удавом. Такое состояние называется «потеря действия во взгляде». Йогин может на всю жизнь потерять действие во взгляде, коснувшись недвойственности, но не реализовав ее. И тогда он утрачивает способность практиковать. Он просто сидит, думая: «Все иллюзия, все бессмысленно, все пустота. Кто достигает? Что есть достижение?» Его путь размывается. Он игнорирует метод, считая, что метод бессмысленен, что прилагаемые усилия бессмысленны, и застывает в этом положении. Это коренное заблуждение и ошибка. В этом состоянии нельзя оставаться. Оно классифицировано еще древними мастерами и описано как «потеря действия во взгляде».

Такой йогин должен собраться и снова привести себя в боевое состояние. Он должен разделить в себе относительную (условную) часть и абсолютную, отступить назад и снова восстановить свою личность как практикующего. Он должен вспомнить свои клятвы и обеты, вспомнить заповеди, посмотреть, что говорили по этому поводу святые и восстановить свой метод, но только уже на другом уровне.

Неудивительно, что йогин впадает в это отклонение, потому что даже боги, касаясь беспредельного, впадают в замешательство, поскольку так велико его влияние. Это нечто, что гипнотизирует живых существ. Эго, воля, память, понятийный ум парализуются, когда живые существа его касаются. Но мы должны его коснуться, не потеряв при этом свою личность, свою практику, свое усилие. Другими словами, настоящий йогин – это тот, кто коснулся беспредельного, но как ни в чем не бывало ходит, улыбается, занимается своими делами и практикой относительного измерения, храня это как тайну. Он не становится потерянной личностью со стеклянными глазами. Он не дает пустоте себя подмять. Он очень четко отходит внутрь, в свою условную личность, на некоторое время затаивается, выжидает, снова набирает силы, восстанавливается, перестраивает свою картину мира, делает огромную внутреннюю работу, по-новому восстанавливает свой метод, понимание пути и вновь продолжает идти вперед, не теряя себя. Он снова восстанавливает свою гибкость, все свои клятвы и самаи, только на гораздо более высоком уровне. Раньше он имел только человеческую сторону,а теперь у него есть две стороны: человеческая и абсолютная.

Когда йогин может так перестроиться, обрести бдительность и собрать свою практику заново, то это означает, что он сделал выводы и избежал информационной ловушки, то есть болезни, называемой «потеря действия во взгляде». Он не утонул во взгляде. Он оставил свою личность, полноценную волю и принял взгляд. Он остановился на границе, не утратив своих относительных качеств.

Ложное эго, личное «я» йогина на этой стадии не исчезает, а становится очень гибким и послушным слугой. Оно и не должно исчезать, потому что если оно исчезнет, вы потеряете все, что у вас есть.

Именно с помощью ложного эго (ахамкары) человек продвигается по пути, осознает, занимается практикой. То есть ахамкара – это хороший инструмент, а не враг йогина. Врагом является привязанность к ахамкаре и отождествление «я есть эго», но само эго является очень мощным и важным инструментом для достижения освобождения. Эго практикующего по мере практики должно становится более сильным, защищенным, крепким, уверенным и гибким, в нем должны расцветать все качества. В общем, это божественная гордость. Если у практикующего слабая ахамкара, он не сможет дальше продвигаться. Он потеряет даже то, что у него есть. Беспредельное его пожрет вместе со всеми его качествами, он будет не в состоянии это контролировать.

Текст:

«Вторичное отклонение: потерять естественное состояние при изучении и практике двойственных учений и методов».

Это отклонение противоположно предыдущему. Если мы о первом отклонении говорили как о потере действия во взгляде, то это отклонение – «потеря взгляда в действии». Это бывает с неопытными практикующими. Они думают: «Как выполнять этот метод? А какой результат даст эта техника? А какую еще технику можно применять?» Они делают одну технику задругой, но теряют за ними созерцание, недвойственность, бхаву. Они могут очень много практиковать, изучать разные теории, начитывать мантры, но у них нет синтеза, нет единого базиса сознания, которое могло бы объединить все это. Они чувствуют себя постоянно практикующими что-то, считают себя очень даже опытными практиками, но понимают, что постоянно что-то упускают. Они не схватывают самое главное, словно суть практики ускользает от них. И, несмотря на то, что они активно практикуют методы, у них нет удовлетворенности, расслабленности, отрешенности, всеприятия. Так происходит потому, что они потеряли взгляд в действии. Изучая теории и методы, они просто ими захватывались и обуславливались, не обнажая их сущностную глубину. А сущностная глубина – это взгляд, это недвойственное созерцательное присутствие.

У меня был ученик, который мог делать практику гаджа-карани, каждый день выпивая по три литра воды и глотать по шесть метров бинта. Он мог делать апан-крийю по шесть часов в день. Он всегда спал в випарита-карани или в карнапидасане. Три месяца он ежедневно в течение трех часов делал випарита-карани. Он не снимал плеер, день и ночь фиксируя память даже во сне. Он не просто изучал тексты, а заучивал их наизусть. Он начитывал мантру десять тысяч раз в день, поэтому всегда ходил со счетчиком. Куда бы он ни ехал, по пути вращал чандали по кругу. Разумеется, он также практиковал атма-вичару и все другие санкальпы. Это был, можно сказать, духовный монстр, супер-титан в практике. Но при этом он всегда был в замешательстве и чувствовал: чем быстрее он идет, тем меньше имеет. Он всегда терял глубинную суть в практике. Он был просто в изучении и постоянно искал, что еще можно узнать. То есть он имел очень похвальные йогические качества – качества вира-йогина. Когда он пришел в сангху, он сказал так: «Меня здесь слишком мягко встретили, даже не испытали. Если бы меня здесь сбили с ног, сурово избили, я бы оценил вашу сангху как достойную. А здесь слишком уж мягко ко мне отнеслись». То есть это классическая вира-бхава. Но я сказал ему: «Подожди, подожди…»

То есть он все время был схвачен методами, изучая все новые и новые, но самое главное он упускал. Он не видел единую суть, основу созерцания за пределами всех методов. Он никак не мог объединить методы с осознаванием. Духовная практика у него происходила очень интенсивно, но не проясняла его состояние, а только давал еще большее замешательство. Я ему сказал: «У тебя потеря взгляда в действии. Ты весь захвачен действием, но взгляда истинного у тебя нет. Ты не видишь мир глазами адвайты, недвойственной завершенности. Все методы ты делаешь человеческим способом, двойственным. Так можно практиковать хоть тысячу лет. Вокруг тебя все будет крутиться и сверкать, но все это будут лишь твои иллюзии».



СловарьА
Термины загружаются...
Свернуть