Главная Паломничества Магазин
Поддержать

30.10.2004

Наставления Шри Рамана Махариши, глава «Страдания и этика».

Текст:

«Искатель: Что вы считаете причиной страданий мира? Чем мы можем содействовать его изменению индивидуально или сообща?

Махариши: Осознайте Атман, истинное «Я». Это все, что необходимо.

Искатель: А смогу ли я в этой жизни, окруженный ограничениями, когда-нибудь осознать блаженство Атмана?

Махариши: Это блаженство Атмана всегда с вами, и вы его обнаружите, если будете искренне искать».

Первый вопрос ученика о причине страданий мира Махариши как бы не слышит, он игнорирует его. Он как бы говорит: «Лучше пробудись. Ты задаешь вопрос из грезящего сознания. Ты видишь сны разума. Что бы я ни ответил, ты услышишь это в состоянии сна, а в этом нет большого смысла». Поэтому Рамана говорит ему, что единственное, что нужно для улучшения этого мира, – пробудиться, выйти из состояния грез и начать осознавать.

Это подобно тому, как к вам, практикующему йогу сновидений, подошел бы спящий человек и начал задавать вопросы о смысле жизни в этом сновидении, о том, как бы ему что-то лучше сделать в этом сновидении. Тогда вашим единственным уместным ответом было бы: «Не надо ничего делать. Надо просто пробудиться. При пробуждении твое сновидение исчезнет. Ты не там ищешь. Смени уровень осознанности. Покинь сны разума, и тогда все станет на свои места».

Что значит пробудиться? Это значит открыть в себе слой интуитивного разума, интуитивного осознавания. Это значит открыть собственный свет ясности благодаря практике внимательности, самовспоминанию и медитации. Все остальное будет лишь его продолжением и углублением. Ученик подлинно понимает путь, когда он уже раскрыл в себе этот путь ясности.

Затем ученик снова задает вопрос с позиции своих грез: «Смогу ли я осознать блаженство Атмана?» Рамана говорит: «Это блаженство всегда с вами». Мы просто должны устранить все то, что препятствует его осознаванию.

Чтобы осознать Атман, мы должны освободиться от всего, что мы знаем из состояния грез. От всего. Мы должны освободиться от всех своих прошлых знаний, от всех прошлых иллюзий, чтобы проникнуть в то, что находится за пределами концептуального знания. Все наши воспоминания, чувства, дневники. В момент восприятия посыла вы смещаете фокус сознания на обнаженное осознавание. Тогда посыл проходит, но он отпечатывается в потоке вашего сознания. А если отпечатка нет, то самскара не создается. Примерно так происходит самоосвобождение. Однако когда самоосвобождение углубляется, вы его распространяете также на свои воспоминания, на все прошлое. Вы позволяете своему самоосвобождению стереть это прошлое.

Потому что пробуждение – это свобода от всего, что является прошлым. Потому что когда рождается новое глубинное сознание, оно не имеет ничего общего с той личностью, которая до этого жила. Не так важно, кем вы были раньше. Например, некоторые махасиддхи были царями, а некоторые – разбойниками или стирщиками белья. Когда вы освобождаетесь от своего прошлого благодаря осознаванию, это все перестает иметь значение.

Текст:

«Махариши: Причина ваших страданий не снаружи жизни, ибо она лежит в вас как в носителе эго. Сначала вы налагаете на себя ограничения, а затем тщетно боритесь с ними. Все несчастья вызваны эго. Именно из-за него все ваши беды. Какой смысл приписывать событиям жизни причину страданий, которая на самом деле лежит внутри вас? Какое счастье вы можете обрести от внешних обстоятельств? А когда вы добьетесь его, как долго оно продлиться? Если вы сожжете эго и отвергнете его, то будете свободны».

Если мы рассмотрим подробнее эго (ахамкару), то увидим, что оно состоит из памяти прошлого (читты), понятийного ума (манаса), который выносит суждения в настоящем, принимая или отвергая что-либо, творческого интуитивного разума (буддхи). А над всем этим находится абсолютное Сознание (Атман).

Когда мы зарождаем осознанность, мы как бы привносим луч света в нижние части своего «Я» в манас и читту. И осознанность должна вновь и вновь проникать в эти две области. В область понятийного ума (манаса) она проникает в настоящее время, почти что силой заставляя ум воспринимать реальность по-новому: не выносить суждения, не навешивать ярлыки, не делить реальность на черное и белое, не принимать и не отвергать что-либо всерьез. И тогда понятийный ум (манас), становится более текучим, гибким, он подчиняется этому лучу света, идущему из Атмана.

Такой же луч света направляется в память (читту). Он ее буравит, пока не достигнет в памяти самых глубоких осколков, остатков воспоминаний. Очень важно, чтобы в память (читту) проник луч света Атмана.

Когда вы занимаетесь медитацией типа атма-вичара, махашанти, у вас в медитации начинают возникать воспоминания. Каждый, кто долго медитировал, скажет, что это правда. Почему это происходит? Потому что вы погружаетесь в глубины сознания, откуда на поверхность всплывают различные образы. Причем они всплывают так живо и ярко, как будто бы существуют прямо сейчас, словно вы их можете заново переживать.

Вы видите, что там, в прошлом, ничего не поменялось, там вы, грезящий, переживаете разные страдания. Все болезненные впечатления, все перенесенные душевные раны остались внутри вас, и в медитации они заново разворачиваются. Зная, что это всего лишь грезы, а вы – медитатор, вы просто не даете нахлынуть этим воспоминаниям и снова смутить вас. Когда такое происходит, то говорят, что вы самоосвобождаете их. То есть вы противопоставляете им вашу собственную осознанность.

В психотерапии существует специальный метод, основанный на этом, когда пациента погружают в прошлое, вычленяя из подсознания его старую проблему, заставляя его пережить катарсис и переоценить данную ситуацию, посмотрев на нее другими глазами. И тогда его психосоматика исцеляется.

Однако техника йоги идет гораздо глубже. Мы должны все эти самскары самоосвободить. И наша цель – не какое-то психосоматическое исцеление, а полное отсоединение от той личности, которая переживала все эти события. Поэтому в медитации вы переживаете эти события все глубже и глубже, пока они полностью не сотрутся.

Когда всю свою жизнь вы переживаете таким образом, вы становитесь пустым. Никакие старые раны, самскары и впечатления на вас больше не влияют. Ваш ум становится легким, текучим, а осознавание – очень глубоким. Такой человек уже может сказать, что у него нет прошлого. А если прошлого нет, то настоящее не запрограммировано, а значит, будущее тоже свободно. Только такой человек может достичь освобождения. Потому что обычные существа запрограммированы переродиться в мире голодных духов, в мире людей, в мире асуров либо на небесах страсти, если у них есть заслуги.

Йогин, практикующий осознанность стирает старые подсознательные самскары своей созерцательной практикой. Однако стереть прошлое – это значит пойти еще глубже. В процессе вашей практики вы подойдете к моменту, когда вы рождались. У вас будут самскары, связанные с входом в утробу, со входом в чрево. Вы четком можете чувствовать, как ток энергии, который идет из муладхара-чакры, поднимается к мозгу, к сома- и лалана-чакрам, и возникают вибрации, вызывающие зрительные образы. И вы можете вспомнить момент рождения, момент, предшествующий входу в утробу, в момент видения своих родителей в соитии. Вы увидите, как ваше сознание было втянуто, и тогда вы можете понять, как вы родились. Было ли это сознательно? Может быть, это была сформированная миссия или это просто ум, который впал в привязанность к противоположному полу и ненависть к своему.

Таким же образом вы переживаете много самскар, словно перед вами раскручиваются кинокадры прошлых воплощений. Вы как бы отматываете пленку самскар назад. Вы переживаете множество рождений, множество смертей и видите, как вы бессознательно действовали, отождествляясь с каждым из тел.

Когда же свет вашей ясности увеличивается, вы просто им сжигаете, искореняете все ваши воспоминания о прошлых воплощениях, все ваши самскары. Вам становится известно огромное количество ваших воплощений. Вы увидите, что они тянутся вдаль настолько, что это воплощение кажется вам просто вспышкой, лишь маленькой искрой в огромной цепи воплощений. Вам открываются тонкие причинно-следственные связи, которые создали вашу нынешнюю жизнь, и внезапно вы начинаете много чего прозревать.

Это обычный процесс. Я даже не считаю это какими-то сверхъестественными силами. Это просто углубление ясности.

Например, в момент служения два послушника поссорились, и один столкнул другого со стола, поскольку тот хотел делать служение по-своему. За это, разумеется, он был наказан в дисциплинарном порядке стражем Дхармы. Ситуация неординарная, поэтому я полюбопытствовал, почему она возникла. Выяснилось, что тот послушник, который стоял на столе и делал печку, был в прошлой жизни воином, сыном феодального князя. И когда он гордо ехал на своей колеснице, украшенный оружием и прочими атрибутами, навстречу ему шел другой послушник в прошлом воплощении. Он был из такого же сословия, что и первый воин, однако его род разорился, поэтому он был вынужден зарабатывать себе на жизнь крестьянским трудом. И тот воин, который ехал на колеснице, принял его за своего крестьянина, который трудится на его поле. А когда он увидел, что этот крестьянин не снял шляпу перед ним, то в нем взыграла гордость, проявился сильный гнев. Поэтому, когда он проезжал возле него, он пришпорил своих лошадей и обдал грязью второго воина. Но этот человек, который был внизу, подумал: «Этот выскочка из моего же сословия, а считает меня ниже себя. Да как он смеет?! Если он еще хоть раз проедет мимо меня и будет выше, то я стащу его с коня и изобью. Я тоже воин». Он с сильным гневом выразил это пожелание, так как почувствовав себя оскорбленным.

В этой жизни, когда кармы сложились так, что тот послушник опять оказался выше его физически, старые кармы прорвались наружу, поэтому он совершил такое глупое бессознательное действие, чем и спровоцировал ссору. То есть корни всей этой ситуации были в других самскарах, в другом воплощении.

Такие вещи часто происходят с людьми, когда прорываются старые самскары, которые еще не могут контролироваться их сознанием. Это и есть закон причинно-следственных связей, закон кармы. Собственно, это и называют сансарой.

Текст:

«Махариши: Если же вы принимаете эго, то оно наложит на вас ограничения и ввергнет в тщетную борьбу за их преодоление. Быть Атманом, которым вы в действительности являетесь, – это и есть единственный способ осознать блаженство, всегда принадлежащее вам.

Искатель: Если на самом деле нет ни рабства, ни освобождения, то в чем причина фактического переживания радости и печали?

Махариши: Они кажутся реальными только тогда, когда человек отворачивается от своей истинной природы. В действительности их нет».

Переживания оказываются реальными, когда человек погружен в сон разума, когда он грезит. Тогда он входит в другое видение мира. А когда он осознает, практикуя созерцание, эти переживания перестают быть реальными.

Такое созерцание должно вытеснять не только наше нынешнее обыденное сознание, но также и нашу память о прошлом, пока мы четко не убедимся в том, что нас как обусловленной личности нет и никогда не было, пока наша биография не растворится, не рассеется, не превратиться в пыль. И тогда мы понимаем, что были лишь некоторые сгустки самскар, которые переходили из одной жизни в другую, обретая разные формы, а мы их принимали за самого себя. Мы начинаем осознавать, что за всем этим внешним проявлением всегда было очень тонкое наблюдающее сознание, и учимся отождествлять себя с ним. Мы понимаем, что все эти прошлые жизни уже не имеют к нам никакого отношения. Мы понимаем, что и будущие бессознательные жизни в нечистых мирах тоже не будут иметь к нам никакого отношения, потому что мы пробудились, породив обнаженное осознавание.



СловарьА
Термины загружаются...
Свернуть