Главная Паломничества Магазин
Поддержать

09.09.2004

«Кодекс Мастера» написан языком сандхья-бхашья. В основном, когда речь идет о тантре и о махасиддхах, существует два вида языка: это сандхья-бхашья и улата-бамси. Сандхья-бхашья – это мистический язык сумеречных образов, особым образом воздействующих на подсознание, который применялся махасиддхами для символической передачи. Уласа, или улата-бамси – это парадоксальный язык, который применялся для прямой неконцептуальной передачи. Если сандхья-бхашья – это язык поэзии и сумеречных образов, который воздействует на подсознание, то улата-бамси – это язык парадоксов, мгновенного обнажения реальности, который воздействует на сверхподсознание.

Поверхностная дхарма, то есть логическое учение, – это, можно сказать, всего лишь вершина айсберга концептуального учения рассудочного ума для поверхностного сознания.

Текст «Кодекс Мастера» писался именно в каноне сандхья-бхашья.

Текст:

«Начало духовного пути. Первый шаг: терпение

1. С чего ученик начинает свой путь, когда он вошел во врата школы Мастера?

2. Он упражняется в безграничном терпении, способности ждать и верить. Днями, неделями, месяцами, годами напролет он терпеливо ожидает, подобно одинокому таинственному дракону в пещере, выполняя свою духовную работу, пока его терпение не вырастет, породив безграничную веру, волю, силу духа и власть над собой и событиями.

3. Путь к власти над собой лежит через терпение.

4. Терпение, оттачиваемое годами, становится судьбой ученика и способом его жизни.

5. Тем, кто обрел безграничное терпение, дух пути открывает великую тайну. Он показывает, что путь, который избрал ученик, – это путь вечности. Вечность позади и спереди. Здесь суета неуместна, быстрые успехи невозможны. Путь терпения отсекает все иллюзии и фальшь в ученике, впервые заставляя его по-настоящему уважать свой выбор.

6. Обретая терпение, ученик впервые понимает, как смотреть на себя и на мир глазами вечности. Те, кто сдался, кому не удалось пройти ступень терпения и обрести целостность, всю оставшуюся жизнь продолжают грезить, ибо дух вечности не коснулся их. У них есть единственный путь: начать путь терпения сначала».

Два года назад у нас был послушник, который до этого практиковал у Шри Чинмоя. У него возник какой-то дисбаланс во взаимоотношениях в ашраме Шри Чинмоя, и сам Шри Чинмой попросил его уйти. Когда он пришел к нам, он уступил свому эго. Но через два года он пришел ко мне и сказал, что его взгляды переменились, что только сейчас он понял принцип Гуру, самаю, а тогда он был незрелым, поэтому даже не мог всего этого понять. У него были просто некоторые иллюзии в отношении Дхармы. Он попросил меня о благословении еще раз попытаться стать послушником, а затем монахом.

Путь терпения открывает многое внутри нас. Он стесывает с нас все то фальшивое и иллюзорное, что мешает нам продвигаться на пути. Я вам скажу, что даже если вы ничего не обретете, но за десять лет взрастите в себе терпение, то будьте уверены, что вы тем самым заложите мощнейший фундамент в практике.

Путь древних махасиддхов – это именно путь закладки очень мощного фундамента. Махасиддхи древности внешне были простыми людьми. Они жили как отшельники, а если это были миряне, то они жили как обычные крестьяне. Хотя они на самом деле, конечно же, не были мирянами, а просто изображали мирян, чтобы не беспокоить других. Они прикидывались мирянами, что бы их воспринимали нормально, поскольку жизнь в индийской деревне – это жизнь у всех на виду. Они также просто относились к выработке качеств ученика. Например, Миларепа обрел безграничное терпение, прежде чем стать святым. Марпа (учитель Миларепы) знал, что если тот не обретет нужное терпение, то просто не сможет выполнить все те задания, которые он перед Миларепой потом поставит, потому что скверные кармы заставят его сойти с духовного пути.

Одна послушница как-то пришла ко мне и сказала, что у нее очень сильное желание практиковать и достичь освобождения, поэтому она хотела бы на пять лет пойти в ритрит. Я сказал: «Давай про пять лет мы пока говорить не будем. Но я даю тебе неделю, поэтому поставь палатку и практикуй так, как можешь». Через неделю она пришла ко мне, сказав, что у нее было завышенное мнение о ее способностях. Я сказал: «Ну, вот видишь! Поэтому давай лучше действовать так, как надо: постепенно, но надежно».

Мной разработана структура обучения как для мирян, так и для монахов, состоящая из семи ступеней. Она ведет ученика от самых простых до самых запредельных вещей, то есть от четырех осознанностей и концентрации на точке до безумной мудрости авадхутов, практик мест силы, большого ветра и пяти ядов. После каждой ступени сдается экзамен по практике.

Освобождение приходит примерно на шестой ступени, когда ученик становится мастером. Достигнув этой ступени, он может учить других. Седьмая ступень – это совершенство. Даже пятая ступень – это довольно высокий уровень. Но прежде чем пройти все эти ступени, мы все вырабатываем такие качества, как терпение, воля, самоограничение и прочее.

Многие учителя-святые, достигнув освобождения, игнорируют эти качества, подразумевая, что они само собой уже есть у духовного искателя. И когда духовный искатель приходит к ним и спрашивает, что ему делать, они говорят ему примерно так: «Нет пути. Ты уже совершенен». Искатель думает: «Да, действительно». Потом он уезжает к себе домой, где говорит всем своим друзьям: «Я был в Индии, и Гуру мне сказал, что я уже совершенен, что пути нет, что нет нужды делать практики» – и продолжает заниматься своим бизнесом или еще чем-либо.

Но затем его гложет сомнение, поскольку он видит, что остался таким же, каким был. Он понимает, что упустил что-то очень глобальное. А упущен сам путь. То есть учитель, действуя с точки зрения плода, просто показал ему свою реализацию. Ученику было просто передано видение, с которым следует работать. Другими словами, учитель посадил семя, но ученик обманулся услышанными словами. Поэтому есть такая поговорка: «Спасает не храм, а дорога, к нему ведущая». Каждый должен сам пройти эту дорогу, ведущую к храму.

Текст:

«Второй шаг: пестование воли

1. Какой второй шаг ученика на пути? Он упражняется в обретении безграничной воли. Воля есть энергия самого абсолютного Духа.

2. Воля есть бесценный подарок Беспредельного Духа человеку. Но воспользоваться этим может лишь тот, кто доказал свое право обрести власть над ней.

3. Как обретается власть над волей? Власть над волей обрести невозможно, ибо она и есть источник верховной власти. Однако можно получить ее покровительство, заслужив ее уважение и взяв ее в союзники.

4. Сила воли Мастера так безгранична, что даже боги уважают его. Ученику же предстоит обрести эту силу.

5. Путь к свободе преграждают могущественные силы вселенной, управляющие судьбами всех существ. Они обладают безграничной волей, которой не может противиться никто из обычных людей, ничто не сможет как-либо их заставить изменить свое намерение, кроме другой, еще более могущественной и безграничной воливоли Мастера.

6. Только безграничная воля Мастера способна вмешаться в ход старых событий и перевести стрелки судьбы. Обычному безвольному существу это не под силу, поэтому оно подобно пленнику в темнице, мухе, увязшей в меде, птице в силках.

7. Развив безграничную волю, ученик обретает силу направлять события так, как того желает он, Дух пути и никто больше. Его желание и желание Беспредельного Духа становится одним, поэтому события подчиняются ему и движение по пути становится возможным.

8. Когда обретена хотя бы часть воли, нет на свете того, чего ученик не мог бы добиться. Когда безупречная воля направляется на желаемое, результат приходит сам. Если результат не приходит, то это значит, что воля не развита или выбрано неверное направление. Развитая воля дает ученику безграничный контроль над собой и любыми событиями в своей жизни. Единственное, над чем не возможен контроль, где бессильна даже безграничная воля – это Беспредельный Дух, ибо воля – лишь его энергия, его часть.

9. Те из учеников, кто обрел терпение, но не сумел развить безграничную волю, умеют только верить и надеяться, но они не могут направлять события и добиваться желаемого. Перевести стрелки судьбы им пока еще не под силу, так как воля могущественных существ, контролирующая их жизнь, оказывается намного сильнее».

Что это за могущественные существа, контролирующие их жизнь? Это не есть некие отдельные от самого ума существа, это части ума йогина, только более могущественные и сверхсознательные, до которых он еще не добрался. Это внутренние боги, которые дают ему жизнь, определяют его судьбу, жизнь и смерть. Обычному человеку они кажутся внешними, но на самом деле это внутреннее сверхсознательное состояние.

К примеру, у нас есть внутренние механизмы: рождение, взросление, старение и многие другие. Они управляются сверхтонкими энергиями – божествами. Пока эти сверхтонкие энергии более могущественны, чем наша собственная воля. Но по мере обретения способностей к концентрации и ясности наше сознание постепенно покоряет их и делает частью себя. Тогда эти могущественные силы делают наше сознание свободным и бессмертным, они перестают выполнять волю вселенской материальной энергии (пракрити), перестают выполнять волю Хераньягарбхи (существа, сотворившего материальную вселенную) и выполняют волю нашего собственного «Я».

Текст:

«10. Как пестуется безграничная воля? Через глубокое сосредоточение. Учитель лично ведет ученика, обучая его сосредоточению.

11. Как еще пестуется воля? Через отрешение. На пути развития воли нет такой вещи на свете, от которой ученик не мог бы отрешиться, даже если эта вещь – он сам».

На начальной стадии мы должны обрести такую способность к безграничному отрешению. Полнота всеприятия доступна только тому, кто обрел такое безграничное отрешение. При этом отрешение следует понимать не в смысле отвращения, не в смысле убирания глаз, а в смысле внутреннего освобождения от зависимости. Это самое главное, что следует понять. Когда мы приступаем к практике, мы отрешаемся от определенных вещей. И если вы хотите обрести истинную волю, у вас нет другого выхода, кроме как научиться отрешаться. Надо научиться, будучи рядом с другим полом, быть абсолютно отрешенным от вожделения, даже поползновений на сексуальное желание и мысли; имея гордость, отрешаться даже от малейшего желания проявить ее; слыша обидные слова в свой адрес, если, конечно, такое вообще допускается, отрешиться от любого желания отвечать тем же. Такое отрешение обнажает ваш дух и дает огромную глубину. Сила воли того, кто может освободиться от желания, имея возможность удовлетворить его, такова, что даже планеты начинают дрожать.

Текст:

«11. Безграничная воля пестуется с помощью Мастера. Самому ее обрести невозможно, разве только в мечтах, ибо, двигаясь сам, рано или поздно ученик захочет убедить себя, будто он ее уже обрел.

12. Истинный Мастер, обучая ученика, всегда начинает с того, что учит его терпению и безграничной воле. Если он не учит этому ученика, это может означать только две вещи: либо ученик уже их имеет, либо Мастер не имеет судьбы учить.

13. Никакое учение невозможно, пока терпение и безграничная воля ученика не развиты. Развить безграничную волю не означает потерять легкость, любовь, творчество, игривость и спонтанность на пути. Это означает, скорее, придать им бесконечную глубину».

Как-то в христианском монастыре один монах подошел попросить благословения. Он сказал: «Можно мне не ходить на вечернюю службу? Я подвернул ногу, теперь она сильно болит». Его старец сказал: «Пока ходить можешь – ходи! Спасай свою душу».

Когда мы обрели такую беспредельную волю и терпение, каждый момент нашей жизни становится практикой. Высшее учение базируется на таком мощном фундаменте.

 

Текст:

 

«Самоограничение и самоотдача

1. Перед тем, как войти во врата учения, ученик проходит испытания самоограничением и самоотдачей пути.

2. Самоограничение и самоотдача – самые простые уроки, которые даются в преддверии учения.

Самоограничение.

1. Самоограничение есть принцип ученичества. Самоограничение дает власть над иллюзиями и силу над собой. Обходиться малым, отдавать все – таков закон пути.

2. Самоограничение дает безразличие к путям этого мира. Все пути этого мира – путы, поэтому ученик обретает безразличие к ним через самоограничение.

3. Неспособный обходиться малым не обретет целостность Духа, и дары вечности не коснутся его. Научившись обходиться малым, ученик обретает вселенную.

4. Способность обходиться малым делает дух ученика легким, ум свободным, волю несокрушимой. Таковы дары вечности. Когда эти дары обретены ученик готов учиться, поскольку он безразличен к путям этого мира».

Когда я начал проповедовать в 1995 году в Шивананда йога-центре, из имущества у меня была одна сумка, большую часть которой занимали книги. Из одежды были только шорты из обрезанного маск-халата, кем-то пожертвованного, и футболка. Поэтому Сиддхартха, увидев мою одежду, был в шоке. Он думал, что не очень солидно в такой одежде идти проповедовать. Но меня это особо не заботило, я сказал: «Я же пришел не на выставку моды. Я же не топ-модель. Я пришел рассказывать об истине, а для истины никакая одежда не является помехой». Но он все же подобрал мне один из своих костюмов.

Когда вы можете обходиться малым, весь ваш дух устремляется только на освобождение. Живя в сангхе, мы стремимся сделать сангху процветающей. Так и должно быть. Это наше подношение сиддхам и богам. Свойство богов – цвести, свойство сиддхов – играть, но сами мы не привязаны, мы не желаем в личном плане этим как-то воспользоваться, а делаем это как служение. Поэтому монахи имеют минимум потребностей и предметов в своем пользовании, даже если сангха процветает.

Текст:

«5. Только тот, кто безразличен к путям этого мира, достоин стать учеником в школе мастера.

6. Когда обретено безразличие к путям этого мира, для ученика больше не важны внешние самоограничения, потому что его глаза видят мир иначе. Привычка к самоограничению остается у ученика навсегда, как внутренняя отрешенность Духа.

Самоотдача

1. Не постигший самоотдачи не удостаивается чести высших сил, не получает дары духа, ибо он закрыт для стука вечности.

2. «Отдавать все» есть дух ученичества. Ученик, не способный отдать все, не обретет беспредельное. Самоотдача, есть жертва своего «я» учеником Беспредельному Духу.

3. Только тот, кто способен отдать все, обретает все на пути и становиться всем. Мастер есть тот, кто отдал все личное, а затем обрел все Беспредельное. Никто не может стать Мастером, не отдав всего себя. Таково правило пути.

4. Плоды самоотдачи – неизмеримы, тайны – ошеломляющи, возможности – беспредельны.

5. Начиная с отдачи малого, ученик постепенно приходит к «великой самоотдаче» отдаче самого себя. Для Мастера такая отдача есть условность, поскольку он видит, что ученику с самого начала ничего не принадлежит, потому и отдавать нечего. Поэтому он улыбается, видя, как ученик самоотвержен в своей самоотдаче.

6. Что же отдает ученик? Свои иллюзии. Иллюзии ученика реальны, поэтому усердия ученика в самоотдаче должны быть реальными.

Отрешенность

1. Когда ученик обрел безразличие ко всем путям этого мира, ему кажется, что его личное «я» умирает при жизни. Так приходит отрешенность.

2. Отрешенность делает бессмысленными любые действия этого мира. Одновременно что-то новое, глобальное и величественное рождается в ученике. Это шепот голоса вечности, рождающийся из запредельного Духа ученика.

3. Чтобы войти в запредельное, ученик отрешается от всего, что есть. Не обретя отрешенности, невозможно пройти даже шаг по пути, чтобы не споткнуться.

4. Глубокие колодцы, ущелья и острые пики вечные спутники ученика, которые подобно стражникам, стоят на пути, не давая ему расслабиться. Только обретя великую отрешенность, ученик может обойти их и приблизиться к вершине пути.

5. Когда ученик обрел отрешенность, он становится одним с Духом Беспредельности. Нет ничего, что не было бы единым с ним.

6. Для неофита отрешенность выглядит как отказ, нигилизм или ограничение. Но для мастера быть отрешенным – это значит, видеть суть вещей в полноте всеприятия.

Полнота всеприятия

1. Полнота всеприятия приходит, когда ученик познал суть вещей, открыл невыразимое понимание. Тогда он готов стать настоящим Мастером. Для Мастера полнота всеприятия это единственный умелый способ жить и видеть.

2. Полнота всеприятия без великой отрешенности невозможна. Только тот, кто отпустил себя и растворился в естественном, достоин войти в полноту всеприятия. Полнота всеприятия растет из корней великой отрешенности. Великая отрешенность расцветает в полноту всеприятия.

3. Жизнь Мастера, достигшего полноты всеприятия, может другим казаться беззаботной, но только ему одному известно, какая великая цена заплачена за эту полноту. Это цена – отрешенность от всего, включая себя самого.

4. Для истинного Мастера полнота всеприятия означает жить в таком единстве с бытием, где нет ни жизни, ни смерти, ни самого «я», а есть только бытие.

5. Истинный Мастер течет вместе с рекой, плывет с облаками и летает с ветром.

6. Восприятие наступает, когда ученик смог отпустить себя целиком. Отпускание растворяет ученика без остатка в Духе. Растворившись, ученик видит, что его больше нет. Поскольку его нет, нечего отвергать. Так рождается всеприятие.

7. Там, где есть всеприятие, нет выбора, а есть лишь песня пустого сердца. Обретя пустое сердце, Мастер живет, спонтанно повинуясь лишь зову Духа».

 

СловарьА
Термины загружаются...
Свернуть