Главная Паломничества Магазин
Поддержать

23.06.2004

Текст:

«Логическое обоснование возможности перехода человечества в новое кармическое видение – чистые страны. Трактат по парасаттарка-логике запредельной индивидуальной логике опыта мистического постижения. Творение за пределами законов времени и пространства».

Итак, что такое парасаттарка-логика? Термин «саттарка» был впервые введен святым мистиком и сиддхом Абхинавагуптой, великим философом кашмирского шиваизма, теоретиком индуистской эстетики, который синтезировал все учения того времени (индуизм, буддизм, джайнизм) и воспроизвел канонический трактат «Тантра-лока».

Согласно Абхинавагупте, существует обыденная логика (тарка), основанная на повседневном человеческом опыте и обусловленная рамками мышления, привычных физических законов. Например, существуют законы формальной логики: тождества, непротиворечия, достаточного основания, исключенного третьего – это четыре базовых закона формальной логики. Это все знают, наверное.

Но саттарка-логика – это то, что выходит за пределы обычных законов логического мышления. Саттарка-логика основана на интуитивном переживании сверхсознательного состояния, которое доступно йогам в самадхи или в созерцании. Саттарка-логика способна оперировать категориями, не укладывающимися в обычные научные и прочие логические представления. Она свободно может выходить за рамки общепринятых понятий времени, пространства и причинности. Поэтому с точки зрения обычной логики она является иррациональной или чудом. В общем-то, для практикующих все это и так понятно. Здесь разговор ведется именно с точки зрения поверхностного сознания. Однако часто даже практикующие на поверхностном сознании имеют устойчивые, фиксированные идеи, связанные с обыденным мышлением, законами причин, времени и пространства.

Подобный подход существует в нынешней математике, где параллельно с классической логикой существуют различные неклассические виды логики. Для них одновременно возможны понятия истинности, ложности, вероятности, а также может допускаться бесконечное множество других значений, что также иррационально само по себе и является научной мистикой или чудом в математике. Также иррациональные факты есть в науке. К примеру, различные парадоксальные теории в физике типа кошки Шредингера, психологического времени Хью Эверетта, ветвящихся вселенных. Это очень сходно с подходом саттарка-логики Абхинавагупты, парадоксальным стилем мышления махасиддхов. В их основе лежит другое, неконцептуальное видение за пределами рационального мышления. Трактат посвящен именно такому виденью.

Текст:

«То, что сформулировано логически, существует в сознании как логическая система понятий. Аксиома».

Допустим, то, что вы впитали и сформулировали в своем сознании, образует определенную логическую систему. Например, если идти по дороге от «Радужного Света», то обязательно пройдешь мимо «Безмятежного Океана» и дойдешь до библиотеки. После многократного повторения, это уложилось в виде логического ряда в вашем сознании, вы принимаете это как некую аксиому. Однако с точки зрения саттарка-логики или парасаттарка-логики это может быть вовсе не так. Может быть так, что вы выйдете из «Безмятежного Океана», а войдете в звезду Альфа Кассиопеи, если приложите другой уровень сознания, или войдете в прошлое. Нет никаких однозначных законов, которые бы говорили так, а есть только определенная фиксированная идея, связанная с кармическим видением. На самом деле все зависит от вашего сознания.

Текст:

«Когда логическая система понятий, существующая в сознании, наделяется энергией, она материализуется в пространстве, времени и материальных элементах. Аксиома».

Когда данные нашего сознания концентрируются, когда мы в них вкладываем шакти, то они проявляются в виде материального мира, например мира людей, который еще называют консенсусная вселенная. Можно сказать, что люди договорились о том, как воспринимать вселенную. Это является своего рода общественным договором. Другими словами, все имеют общее кармическое видение при восприятии вселенной.

Текст:

«Ее материализация зависит от силы намерения и распространяется на все параметры времени (прошлое, будущее) и пространство (другие измерения). Аксиома».

Даттатрея рассказывает о том, что пространство и время есть производные сознания, что они сами по себе не являются чем-то незыблемым, абсолютным. Можно сказать, они порождаются санкальпой, волевой интенцией, и вся разница в том, что если человек со слабой кармой и способностями концентрируется, то они не могут материализоваться, потому что сила его сознания очень слабая. Если же санкальпу порождает йогин, обладающий большой силой, божество, Брахма, Творец вселенной, то его внутренние данные материализуются. В принципе, и материализованная вселенная, и нематериализованная – это явления одного и того же порядка. Сами по себе они не существуют, они исходят из экрана, из чистого зеркала Ума. То есть, все они относительны. Прямо сейчас есть вселенные, которые идут к распаду, то есть у них сейчас наступает пралайя. Есть другие вселенные, которые только сотворились, то есть у них эпоха манвантары. Эти вселенные творятся умами других живых существ, которые пребывают в других кармических видениях.

Если у нас есть какие-либо внутренние данные, и мы сильно на них концентрируемся, порождая мощную санкальпу, они обязательно материализуются. Можно привести очень понятный пример на эту тему: если человек хочет стать богатым, то его на специальных курсах учат новому менталитету богатого человека, объясняя ему, что мир вокруг него – это результат работы сознания. Бизнесмены удивительно эффективно умеют перекрутить все духовные идеи и быстро из них начать делать деньги; правда берут они из них только то, что им подходит. Они говорят: «Мир зависит от сознания. Ты должен поменять себя внутри, и тогда новая реальность проявится. А пока ты себя не поменяешь, ты не станешь миллионером. У тебя рабский менталитет бедняка, поэтому начинай с возрождения гордости миллионера, и тогда деньги, богатые люди и заказы начнут к тебе притягиваться, со временем ты сформируешь свою вселенную из богатства».

Этот пример очень понятен, потому что он материалистический. Но примерно то же самое происходит и во всех остальных аспектах. Поскольку мир вокруг нас – это работа нашего сознания, то можно изменить мир внешний и, разумеется, свое положение в нем, меняя себя изнутри. Этим как раз всю жизнь и занимаются монахи.

Для того чтобы изменить свое положение страдающих, обусловленных существ в сансаре, мы меняем себя внутри, меняем свое кармическое видение. Тогда, соответственно, меняются, подстраиваясь под наше новое кармическое видение внешний мир, наше положение, круг общения, кармические законы, законы физики, пространства, времени, причинности, бессмертия, жизни и ее продолжительности, а также законы, связанные с какими-то другими вещами.

Текст:

«Это обусловлено тем, что время и пространство это производные от сознания, породившего их».

Если вы читали «Трипура-рахасью», то там есть очень хороший рассказ «История о Махасене». Важно поглубже вникнуть в эту историю. Сын риши забрал принца внутрь холма и показал ему целую вселенную, сотворенную там его сознанием. Он вывел его тонкое тело из физического, а затем своей йогической силой предал его тонкому телу внутри холма плотность физического. После этого он показал ему внутри холма Солнце, Луну, звезды и целый мир с городами. А когда они обошли все эти творения, сын риши рассказал принцу, что является царем этого мира, потому что этот мир он сам сотворил силой своего сознания, своей йогической силой. Когда они вышли из холма, царь увидел, что в мире людей все переменилось: новые обычаи, новые одежды. Когда он поинтересовался, в чем дело, то оказалось, что прошло много тысяч лет. Остались только его далекие потомки, которые вели род от его династии. В мгновение ока он все потерял. Он начал бить себя в грудь и рыдать. А йог спросил принца:

– Почему ты так рыдаешь?

Принц ответил:

– Ты что, не понимаешь, почему я рыдаю? Как ты можешь задавать такой вопрос?! Я потерял жену, детей, родственников, родителей, мое положение. Все исчезло в один миг. А ты еще спрашиваешь, почему я рыдаю?

Йог сказал:

– А я думал, что ты разумный человек. Разве ты не понял, что все это подобно сну, что все сотворено сознанием, что мир в холме, который я тебе показал, и мир снаружи равноценные? Этот мир внутри холма я сотворил своим сознанием. А внешний мир сотворил ты вместе с другими людьми.

То есть мудрец даже не понял, почему принц так расстраивается, ведь можно снова сотворить очень много новых миров. Принц был вообще шокирован таким видением йога. Он понял, насколько его сознание отличается от сознания йога. Можно сказать, что это самая сильная история во всей «Трипура-рахасье».

Йог сказал принцу, что все относительно, что абсолютно все, в том числе время и пространство, создаются сознанием, исходят изнутри тебя. При этом сознание, то есть экран, не запятнывается. Так зачем придавать этому так много значения и цепляться за все эти условности?

Разумеется, это был йог колоссальной духовной силы и реализации. Это было еще во времена Даттатреи и даже раньше.

Текст:

«Они, время и пространство, являются материализацией ранней аффирмации, им предшествовавшей. Аксиома».

Аффирмация – это санкальпа, выраженное намерение о чем-либо. Например, делая практику управления ветром, вы представляете себя здоровым, помолодевшим, насытившимся праной, сильным, то есть вы порождаете позитивный образ самих себя. Если такая санкальпа закрепляется, то со временем она материализуется в виде крепкого физического тела, беспрепятственной судьбы, долгой жизни и прочего.

Фактически, вся наша практика – это порождение новой санкальпы. Кто-то может, конечно, подумать, что мы никакой санкальпы не порождаем, только стараемся войти в естественное состояние. Естественное состояние вроде бы ничего лишнего, искусственного не порождает. Но на самом деле, естественное состояние – это самая высшая санкальпа. Мы должны перебить все наши старые санкальпы и породить новую махасанкальпу. То есть естественное состояние является самой великой санкальпой (махасанкальпой), которая должна вытеснить все предыдущие санкальпы. То есть санкальпу «ахам дехасми» (я есть тело) мы должны заменить на санкальпу «Ахам Брахмасми» (я есть Абсолют).

Когда вытеснение полностью произойдет, это станет для нас чем-то естественным.

Текст:

«Следовательно, если порождается аффирмация, образующая новые логические ряды, и сила ее превосходит предыдущую, она вытесняет ее».

Сначала мы прочитаем трактат, а потом я буду комментировать, потому что иначе трудно следить за ходом изложения.

Текст:

«Действия старой аффирмации прекращаются. Сами собой отменяются и действия старых законов времени и пространства. Это касается не только настоящего и будущего, но и прошлого. Аксиома.

Следствие первое: это означает, что создав обоснованную логическую систему и наделив ее силой, возможно влиять на прошлое, которое становится многовариантным и неоднозначным.

Следствие второе: выбрав другой вариант прошлых событий, в одно мгновение можно изменить настоящее. Создав логическую цепь в прошлом, можно создать мир, где нет кармы, неведенья, страданий, смерти или с иными временными, пространственными и энергетическими характеристиками.

Применив подобную логику к исцелению, устраняют ситуацию в прошлом, где была причина болезни нынешней. Применив подобную логику в духовном пути, йогин вспоминает себя в прошлом как нерожденного Брахмана, обладающего природой Будды, и следовательно, узнает себя как бессмертного. Йогин вспоминает свое лицо до рождения и в один миг обретает его в настоящем. Йогин вспоминает себя как Бога, обладающего всеми чистыми качествами и сиддхи, и в один миг меняется линия его судьбы-кармы, проявляется его другой облик. Йогин вспоминает себя как Исконное Пространство Сознания, Всевышний Источник и в один миг становится им, узнавая себя в нынешнем Я.

Духовная практика пути не-усилия основана на парасаттарка-логике, что означает движение во времени не вперед, а назад, то есть к прошлому, и представляет собой припоминание новых прошлых событий, узнавание их как те, что есть и всегда были. Новое обнаруживается как забытое старое. Опыт святых и практика просветления именно так описываются в текстах и наставлениях-упадешах.

Примеры новой логики в адвайте:

узнавание змеи как веревки;

нахождение ожерелья, которое не терялось, а всегда висело на шее владельца и лишь было забыто;

обнаружение якобы потерянного при пересчете десятого человека, которого забыли посчитать;

забывание принцем из царской семьи своей родословной, страдание в связи с этим и мгновенное освобождение от страданий в момент узнавания, вспоминания своего истинного социального статуса.

Термин «человек, ограниченный законом кармы», определяется как человек, забывший свою природу, а «освобождение» как вспоминание ее.

Обоснование подобного подхода основано логически на фундаментальном определении в учении адвайты, тантры и ануттара-тантры исконного Сознания, Источника, пространства, времени и всех событий и вещей как того, что есть и всегда было, существовало до рождения, того, что не достигается, а узнается, того, что всегда есть, но не узнано из-за омрачений предыдущей сансарной логики, майи и клеш, деструктивной логики. Перенося по принципу подобия такой подход узнавания, самовспоминания на события, вещи, характеристики времени и пространства, можно вывести универсальный принцип: творение не создается Абсолютом, оно припоминается и узнается как уже существующее и существовавшее всегда в потенции в виде семян (бидж). В момент припоминания происходит только актуализация, выявление тех или иных тенденций и событий, которые одномоментно существуют во вселенском поле информации (Хираньягарбха) – архив акаши. Следовательно, создать что-либо не означает буквально «создание», а выявление и припоминание того, что уже есть и всегда было. Поэтому возможности творящего сознания на пути вспоминания-узнавания безграничны, поскольку их потенциал идентичен потенциалу Абсолюта. Поскольку возможности одномоментного существования вещей и событий в потенции Всевышнего Источника безграничны, то и возможности творящего сознания, основанного на парасаттарка-логике безграничны.

Абсолют достигается без усилий, припоминанием, обнаружением как всегда существовавший в глубинах сознания. Поскольку всевышняя сущность сознания есть источник времени, пространства, причинности и т.д., его ограниченность есть всего лишь условность, обусловленная незнанием, то в момент узнавания и припоминания Абсолюта как нераздельного с сознанием, индивидуальное сознание меняет характеристики и обретает качества Абсолюта, становится творцом всех событий. Возможности творчества вещей ограничены лишь глубиной сознания творящего. Это означает теперь, что любые пришедшие в ум законы, события, вещи характеристики времени, пространства, элементов, могут быть проявлены, материализованы, если сознание породит намерение к ним, припомнит их и актуализирует. На этом этапе теряют смысл понятия: ложь, фантазии, нереальное и их логическое обоснование, поскольку нереального, фантазии, лжи не существует, так как ложь, фантазия и так далее это равноценная логическая система, стоящая на том же уровне, что и реальность, правда, истина. Она может быть актуализирована и проявлена объективно в случае приложения достаточной энергии сознания.

На этом основании любой вымысел, мечта, ложь, фантазия, теория, абсурд и все то, что противоречит законам Вселенной, полностью логически допустимо, имеет под собой логическую базу, равную с правдой, реальностью, законами мироздания и так далее с той лишь разницей, что первые не актуализированы и находятся в латентном состоянии, поскольку к ним не прилагаются аффирмации индивидуумом, нераздельным с творящим сознанием Источника.

Обусловленность человечества кармой, смертью, страданиями, старостью, болезнями, законами физики (сансара) – это результат забывания и не узнавания своей божественной природы, свободной от сансары. В момент вспоминания-узнавания актуализируются другие ветви причин и следствий, меняется прошлое и настоящее. Божественная природа человека безусильно постигается как всегда ему присущая.

Тот, кто вошел в контакт с творящим Источником силой своей аффирмации, может искривлять характеристики пространства и времени, менять причинные связи, качественные характеристики объектов и так далее. Примеры: воскрешение мертвых, чудеса святых. На основании этого обычный человек, породивший намерение жить в мире бессмертных, со временем узнает себя живущим там, создав новую логическую связь и вспомнив, узнав ее как всегда присущую ему. Он актуализирует ее из латентного прошлого в проявленное настоящее. Со стороны же это видится как достижение бессмертия. Данное верно для масштабов всей земли и человечества. Приложив волевое намерение и осознание, возможно актуализировать ситуацию Золотого Века, бессмертного человечества, богочеловечества, чистых земель, рая на земле, спасения, всеобщего квантового перехода, нисхождение супроментала, всеобщей трансмутации в лучистое человечество, то есть полного изменения кармического виденья мира людей и перехода в богочеловечество».

Статья эта писалась без санскритских терминов и таким языком, чтобы она была понятна мирским людям.

Текст:

«Следовательно, если порождается аффирмация, образующая новые логические ряды, и сила ее превосходит предыдущую, она вытесняет ее. Действия старой аффирмации прекращаются. Сами собой отменяются и действия старых законов времени и пространства. Это касается не только настоящего и будущего, но и прошлого.

Итак, шлока пятая.

Если порождается новая установка в сознании (санкальпа), то образуются новые кармические структуры, из пространства сознания порождается новая линия кармы. В сущности, это и есть путь духовной практики. Например, человек медитирует на «Ахам Брахмасми» или поддерживает божественную гордость, либо удерживает недвойственность и сознание, подобное пространству, занимаясь созерцательным присутствием. Если его санкальпа сильная, она начинает вытеснять его старые обусловленности, гнев, гордость, привязанность, кармические желания и идентификацию «я человек», «я такой-то», «у меня такие-то ограничения». Он уже начинает себя чувствовать больше обладающим божественной гордостью, нежели человеческими качествами. Начинают постепенно отменяться законы, которые его ограничивали, и он обретает разные новые степени свободы.

Сначала это происходит очень тонко, на уровне снов, на уровне состояний. Затем это проявляется и во внешнем мире.

Можно сказать, когда мы практикуем, мы порождаем непрерывную санкальпу богов, обладающих бесконечным сознанием, чистой формой или чистым состоянием, которая вытесняет человеческую санкальпу. И реализация означает, что наша новая санкальпа полностью вытеснила нашу человеческую санкальпу. Почему нам не нравится человеческая санкальпа? Потому что радости от нее мало, а неведения много. Есть старость, страдания, болезни, смерть, обусловленность и все, что присуще миру людей. Почему мы впитываем более высокую санкальпу? Потому что она обладает бесконечной свободой, бесконечным потенциалом. Фактически, вся практика монашества – это тренировка в такой санкальпе: виная, самая, бхаджан-мандала, медитация, обретение медитативного сознания, новые взаимоотношения. Сначала наша человеческая природа не понимает этого и все равно пытается просунуть свои санкальпы. Однако она постоянно направляется в сторону божественной санкальпы.

Мы не совсем понимаем, что такое новая божественная санкальпа. А под божественной санкальпой имеется в виду не какая-то конкретная, персональная санкальпа, присущая той или иной религиозной традиции, а чистая энергия как таковая, присущая просветленным святым, которые обрели различные статусы божеств. Когда мы так практикуем, то действие не только настоящих, но также и прошлых карм отменяется.

Исходя из нашего старого прошлого, мы должны совершить какие-то действия. Мы родились там, мы должны умереть как такое-то существо, переродиться там-то. Все это уже записано в Книге Жизни, то есть в нашем каузальном теле. И божества различные контролируют это. Например, есть божество Яма, у которого есть секретарь Читрагупта, который постоянно ведет книги записи грехов и заслуг. Вы можете увернуться от стража Дхармы, но от Читрагупты не увернетесь. Почему? Потому что он внутри вас сидит. Это не какой-то внешний секретарь, это ваше очень тонкое, двойственное интуитивное сознание. Оно тоньше, чем ваше сознание, оно регистрирует, записывает, отпечатывает малейшие вещи. Разумеется, Книга Жизни, секретарь, который пишет, – это просто образы. В принципе, некоторые могут и так его увидеть, потому что подсознание работает с образами. За образами, однако, есть конкретная энергия, но все зависит от вашей предрасположенности. Для кого-то это может быть монах, который на компьютере набирает данные о вас. Лично я однажды видел огромное табло, как на стадионе, на котором человеку показываются все его заслуги и грехи. Даже самые мелкие вещи рассматриваются в нескольких проекциях. Так бывает, когда снимают в нескольких ракурсах какие-то концерты и показывают одновременно в нескольких проекциях. Это производит большое впечатление на сознание. Ничего нельзя утаить в нем. Это тоже разновидность энергий Читрагупты. А Яма может представать в облике, к примеру, строгого монаха или в облике принципиального судьи, стража Дхармы, который беспристрастно анализирает белые и черные камешки, то есть заслуги и омрачения. И согласно этим тонким кармам, у нас уже есть карма: мы рождаемся, умираем, перерождаемся и прочее. Это уже прошлое, это не нынешнее. Оно создано. Но когда мы порождаем новую аффирмацию, то она проникает очень глубоко, если санкальпа достаточно сильная. Новая аффирмация проникает даже на те урони, где есть эта кармическая запись, и постепенно вытесняет ее, и тогда отменяется наше прошлое.

Это означает, что у нас нет больше запрограммированной кармической человеческой судьбы, а есть бесконечные возможности. Это означает, что, создав обоснованную логическую систему и наделив ее силой, возможно влиять на прошлое, которое становится многовариантным и неоднозначным.

«Создать обоснованную логическую систему» – это значит породить в сознании устойчивую санкальпу. Выбрав другой вариант прошлых событий, в одно мгновение можно изменить настоящее.

Не следует думать, что это подобно западной передовой психотерапии, где копаются в прошлом, в детских впечатлениях. Трансперсональные опыты проводят с целью исцеления от психологических травм, то есть это всего лишь узкая, прикладная область. А здесь речь идет о высшей Дхарме самоузнавания, которая присуща адвайте, ануттара-тантре.

Есть такой рассказ. На песке сидел старик-садху. К нему подошел молодой санньясин. Садху молчал, и санньясин сел рядом с ним. Поскольку садху соблюдал мауну, он написал на песке, из какого он рода, чем занимается, кто он такой, зачем пришел, какие желания привели его сюда. Молодой санньясин очень гордо тоже написал на песке: «У меня нет желаний». В его годы все молодые санньяси заявляют о себе с большим апломбом. После этого старик нарисовал на песке какой-то замысловатый знак. Юноша пришел в замешательство и спросил: «Что это за непонятный знак ты нарисовал?» Старик сказал: «Любопытство – тонкая форма желания. А ты говоришь, что у тебя их нет». В конце концов, этот старик сделал нечто наподобие прямого введения, и юноша погрузился в очень глубокую медитацию. Затем старик спросил его о результатах медитации: «Ты понял, что ты реализовал? Реализовал ли ты что-то новое?» Юноша ответил: «Нет, я всего лишь вспомнил».

Таким же образом, когда здесь говорится о выборе другого варианта прошлых событий, речь идет о самоузнавании. Мы не занимаемся какими-то частными кармами, воспоминанием прошлых жизней в виде отрывков, впечатлений. А мы вспоминаем себя как Брахмана, как Абсолюта. Мы настраиваемся на такое воспоминание, и тогда мгновенно настоящее и будущее также начинают меняться, поскольку старые кармические законы для нас, вспомнивших Абсолют, тоже изменяются. Это похоже на ситуацию с человеком, который не знал о своем царском происхождении. Он был царем по рождению, но потерялся в детстве, и родители никак не могли его найти. Всякий раз, когда он пытался войти в богатый дом, его прогоняли, думая, что он простолюдин. Но внезапно этот человек вспомнил свое царское происхождение. Как только он заявил о нем, его сразу стали пускать в самые богатые дома. Никто не смел преграждать ему дорогу. Все кармические законы начали отменяться.

Реплика из зала:

«Человеческая санкальпа подчинена определенной логике, и в силу очевидности этой логики она зависит от каких-то законов. Мы меняем эту санкальпу на более высокую санкальпу. Но эта новая санкальпа ведь тоже подчиняется каким-то законам. И освобождаемся ли мы таким образом от кармы, или же мы просто переходим на более высокий уровень существования, но от кармы не освобождаемся? Вы на семинаре приводили пример о том, как видят реку боги, асуры, люди, животные. У них разные санкальпы, поэтому они один и тот же объект видят по-разному. И тут возникает вопрос: эти санкальпы по ранжиру стоят, или же они все равноценные? Если эти санкальпы равноценные, то какой смысл из одной санкальпы переходить в другую? Если этого нет здесь и сейчас, зачем мне становиться каким-то богом и еще кем-то. Если этого нет здесь и сейчас, то тогда его нет нигде, если оно есть где-то здесь и сейчас, то тогда нет смысла менять санкальпу».

Не поняли вы, значит. Я говорил об этом в самом начале, но вы прослушали.

Когда мы говорим о санкальпе, которую порождаем, то речь идет о махасанкальпе, то есть о санкальпе выхода за все относительные санкальпы. В противном случае мы бы стремились стать богами страсти или богами верхнего мира форм. Однако нас это не удовлетворяет. Махасанкальпа – это не просто санкальпа, это царь всех санкальп. Это выход за все кармические видения, потому что все кармические видения равноценны. То есть, когда мы говорим о естественном состоянии как царе или творце всех санкальп, то именно естественное состояние является нашей санкальпой. В противном случае мы бы были просто людьми, которые практикуют путь в чистые земли или христианами, которые ищут спасения в раю.

Но когда мы говорим о естественном состоянии, не следует путать его с остальными санкальпами. Возможно, путаница возникает из-за того, что используется одно и то же слово. Это нельзя назвать обычной санкальпой, связанной с кармическим видением. Это санкальпа, которая выводит за пределы всего кармического видения. А исходя из реализованного, запредельного видения вне кармы, мы обладаем способностью затем проявляться, используя любые санкальпы в относительном измерении. Теперь понятно?

Когда же мы говорим о божествах или о богах, то имеется в виду следующее. Есть просветленные существа, которые реализовали естественное состояние, и их тела, их эманации пребывают в верхнем мире форм, но одновременно они пребывают также и в других мирах. В этом контексте говорится о божественных качествах как о более высокой и чистой энергии. Другими словами, естественное состояние, пребывание в настоящем, является самой главной санкальпой, которая должна вытеснить все остальные. Это главная линия практики. Все другие санкальпы могут применяться, но только как дополнительные или вспомогательные, подчиненные основной санкальпе.

Я также уже объяснял, что это не означает, что мы работаем с прошлым, пытаясь решать какие-то частные кармические вещи. Это, скорее, когда мы узнаем свое лицо до рождения как то, что есть и всегда было.

Наш сформированный опыт очень глубоко укоренился. И он проистекает из прошлого, поэтому можно сказать, что мы должны поместить естественное состояние, находящееся в настоящем, очень глубоко, то есть туда, где есть самскары от прошлого. Это следует понять. То есть самскары от прошлого есть очень глубоко в сверхподсознании. Значит, наше созерцательное присутствие должно войти в подсознание и сверхподсознание, чтобы искоренить самые глубокие самскары. Поэтому и говорится, что отменяется прошлое. Но это не значит, что мы покидаем настоящее. Скорее, наше настоящее становится настолько глубоким, что все прошлое аннулируется. Если говорить проще, речь идет о превосхождении сформированного опыта естественным состоянием. Джидду Кришнамурти использовал подобный метод, когда он анализировал сознание человека, подводил его к сформированному опыту, а затем как бы одним таким движением сформированный опыт раскалывал, обнажая его естественное состояние. Человек получал небольшой переворот в сознании.

Текст:

«Применив подобную логику к исцелениям, устраняют ситуацию в прошлом, где была причина болезни нынешней».

Например, если ваша санкальпа чистого видения, божественной гордости или санкальпа присутствия становятся очень сильными, то даже если в прошлом вы совершили разные грехи, эти грехи аннулируются, отменяются. Ваше настоящее становится настолько сильным, что может проникать в прошлое на многие тысячелетия назад, стирая все нечистые прошлые кармы. Именно в этом смысл разговора о прошлом. То есть мы не путешествуем в прошлое, а мы делаем настоящее присутствие настолько ярким, что оно начинает аннулировать прошлое. Есть соответствующие строки в «Лайя амрита упадеша чинтамани» и песне Тилопы о махамудре: «Долгие кальпы сансары не могут затмить сияющего солнца». «Даже единая вспышка реальности устраняет тысячи кальп дурных перерождений».

Текст:

«Применив подобную логику в духовном пути, йогин вспоминает себя в прошлом как нерожденного Брахмана, обладающего природой Будды и, следовательно, узнает себя как бессмертного».

Другими словами, путь мгновенного просветления заключается в самоузнавании. На постепенном пути йогин должен долгие тысячи рождений тренироваться в очищении себя. На мгновенном – йогин пытается за одну жизнь узнать себя как Абсолют.

Например, почему вы чувствуете ограниченность, обусловленность, страдания неудовлетворенность, замешательство?

Ответ из зала:

«Старые стереотипы, сформированные опыты. Ну, просто жили в ограниченных условиях».

Потому что вы думаете, что вы – это вы. Вот и все. Как только вы узнаете себя как Абсолют, вы уже перестаете думать, что вы – это вы, потому что вы видите, что вас нет и никогда не было как таковых. Вы начинаете понимать, что всегда был только Абсолют, а это тело – просто выражение этого Абсолюта. Щелк – и вы в дамках. Один прием, и противник на лопатках.

Это не просто, только йогин высших способностей может сделать это мгновенно. Это не просто сделать даже за одну жизнь, тем не менее это очень быстрый способ.

Говорится, что когда святой Гараб Дордже проповедовал учение, то другой святой, его ученик, сразу же достиг просветления, просто услышав это.

Если вы – это не вы, а вы – это Брахман, то и говорить больше не о чем. Все нормально, значит, при условии, что вы полностью проникли в это, полностью поверили в это, укрепились, и это взрывным образом пошло в ваши прошлые кармы как огромный мощный пучок света, разветвляясь, стирая все клеши, всю кармическую жизнь, перерождения, тысячи прошлых рождений, все эмоциональные реакции. Пошла цепная реакция, как ядерный взрыв, пошла полная аннигиляция программы, полное стирание всех обусловленных программ. И свет этот проникает, мгновенно стирая ваше прошлое, зависимость от тонких карм и от записей в Книге Жизни. Это и есть самоузнавание. То есть оно настолько глубокое, что мгновенно, как вспышка, проникает в сверхподсознательные и подсознательные слои.

Текст:

«Йогин вспоминает свое лицо до рождения и в один миг обретает его в настоящем».

Вспомнить свое лицо до рождения – это и есть метод самоузнавания (пратьябхиджня). Пратья – поворот, абхи – лицо, джняна – знание, которое возникает в результате такого поворота. То есть мы поворачиваемся к своему истинному лицу и обретаем новое знание. Реализация, абсолютность, совершенство уже заложены в нас еще до нашего рождения.

Текст:

«Йогин вспоминает себя как Бога, обладающего всеми чистыми качествами и сиддхи. В один миг меняется линия его судьбы, кармы, и проявляется его другой облик».

Это напоминает смену роли в театре. Например, какой-то актер играл роль рабочего, но внезапно ему говорят: «У тебя неплохие актерские данные, ты можешь играть роль помощника министра». Внезапно все его действия сразу меняются, у него даже осанка меняется, он не чувствует больше связанности старым сценарием.

Таким же образом в момент самоузнавания пробуждается очень чистая и глубокая ясность, подобная пространству света. Все наши старые кармы обесцениваются.

Вопрос:

«Сегодня практика была, и вы нам дали санкальпу. Эта санкальпа должна давать здоровье, чистоту каналов, долголетие. В то же время на подсознательном уровне у нас есть понимание того, что мы это мы. Так как тогда практиковать эту махасанкальпу?»

Это типичный вопрос новичков, которые никак не могут увязать две истины: абсолютную и относительную.

Санкальпа сама по себе злом не является. Например, вы породили санкальпу почистить зубы. Вы же не спрашиваете меня, как совместить путь просветления с чисткой зубов. Вы каждое мгновение порождаете множество таких рабочих, утилитарных санкальп, тем не менее это не затмевает вам главный путь. А когда вы слышите о чуть более тонких вещах, вы сразу беспокоитесь, думая, что они могут затмить махасанкальпу пребывания в естественном состоянии. На самом деле просто следует хорошо понять, как увязывать относительное измерение и практику в нем с естественным состоянием. Любые санкальпы могут порождаться. И иногда их нужно порождать, однако они не заслоняют базовую махасанкальпу. С ними нет такого отождествления, они полностью подчиненные. Как говорят, что клеши есть бодхи, так и малые санкальпы есть игра одной великой сакальпы. Мы не можем в относительном мире существовать, не порождая никаких санкальп. Например, вам надо породить санкальпу пойти съесть прасад. Но все эти санкальпы – вторичные, игровые, они исходят из одной базовой махасанкальпы, опираются на нее. Они никак не должны затмевать ее. Вторичные санкальпы имеют подчиненное положение.

Раману Махариши спрашивали по этому поводу: «Должны ли мы лечиться, ходить к врачу, или нам надо положиться на милость Господа?

Рамана Махариши говорил так: «Этот вопрос можно довести до абсурда и спросить, должны ли мы пережевывать пищу, или нам надо положиться на милость Господа?»

Что касается относительных вещей, то мы можем порождать различные санкальпы, и они должны работать в относительном смысле. То есть в относительном смысле мы стараемся, чтобы сангха процветала, чтобы физическое тело было крепким, здоровье хорошим, взаимоотношения гармоничными, и порождаем для этого различные мелкие санкальпы. Тем не менее все это происходит на фоне одной махасанкальпы. Наше сознание отдано одной великой санкальпе, а все остальные являются подспорьем для нее, они ей не мешают, потому что выступают в роли рабочих санкальп. Например, мы порождаем санкальпу пробудить кундалини, развить концентрацию, услышать звуки в нада-йоге и прочее. Все это является относительной садханой, которая имеет свое место в практике. Тем не менее всегда присутствует пространство осознанности, и сердце наше отдано одной великой санкальпе.

Люди с недалекими умами не могут понять, как объединять относительные и абсолютные измерения, поэтому бросаются в крайности. Они думают так: «Раз все это является относительными вещами, надо их отсечь и выбросить. Надо практиковать только абсолютную санкальпу».

Можно сказать, что относительная санкальпа – это метод (упайя), а абсолютная санкальпа – это мудрость (праджня). И практика заключается в единстве метода и мудрости. Не владея праджней, то есть мудростью, абсолютной санкальпой, вы никогда не реализуете недвойственную истину. Не обладая методом, то есть искусным средством, вы никогда не сможете пройти путь, чтобы реализовать ее.

По сути, это замешательство я вижу в умах йогинов, которых обучаю, уже десять лет.

Например, человек делает шесть часов апан-крию, страстно стремясь к самадхи. Он пребывает в разгоряченном состоянии вира-йогина, каждый день практикуя с таким однонаправленным умом, абсолютно забыв о внимательности и присутствии. Я ему говорю: «Тебе надо работать с осознанностью и присутствием». Он начинает работать, расслабляется, и у него наступает расплывание. Он говорит: «Я погружаюсь в это состояние, и мне ничего не хочется делать». Я говорю: «Ты делать столько же часов апан-крийю, как и раньше делал, но только постоянно находясь в этом состоянии». Он говорит: «А как, находясь в этом состоянии, можно вообще что-либо делать? Уже и так все хорошо». Я говорю ему: «Нет, это называется потерей действия во взгляде. А первый случай называется потерей взгляда в действии».

Это две классические ошибки, описанные в хрестоматиях. Что нужно делать? Пребывая в естественном состоянии, нужно породить вторичную, подчиненную минисанкальпу: делать апан-крийю шесть часов, безусильно наслаждаясь практикой пранаямы. И тогда метод и мудрость будут объединены. Вы как бы играете сознанием и при этом расслаблены, а тело делает практику. Разумеется, это очень высокий уровень практикующего. Это махасиддха, который уже не делает техники, а развлекается ими. Для него это подобно развлечению. Это подобно тому, как вы утром встаете и потягиваетесь, то есть вы не считаете, что это практика. Для тела это просто приятно, это улучшает циркуляцию ветра. Так же и для махасиддха шесть часов апан-крийи – это просто как игра, чтобы усилить циркуляцию ветра.

Реплика из зала:

«Как раз в этом мой вопрос и был. Когда делаешь что-то, присутствие есть, все хорошо, раскрылся. Начал делать практику, у тебя радость появилась, и уже присутствия нет, ты уже чувствуешь: «Я делаю». То есть не замечаешь этот переход. Я не могу никак это совместить. Я понимаю это, но практически это не выходит абсолютно. Просто тебе хорошо, ты начал делать, позвоночник распрямился, затем ты уже чувствуешь свое «я», что ты человек, уже нет пространства. То есть нет перехода. Есть ощущение: «Мне хорошо». А где же это пространство? Ты тогда садишься и начинаешь опять настраиваться. Или же можешь вообще ничего не делать. А если начинаешь что-то делать, то опять ощущаешь «я» и теряешь пространство. В том-то и дело, что нет середины».

В этом «мне хорошо» найдите, кто есть то «я», которому хорошо, и сразу появится это пространство. Не бывает так, что это «я» исчезает, оно никогда не исчезает.

«Не могу».

Если б смогли, вы бы рядом здесь сидели.

«Из данного трактата все же не совсем понятно, что саттаркаогика – это логика достижения. А это опять же структура. И это похоже на какую-то теорию кармы».

Нет, это не логика достижения. Это самоузнавание.

«Получается, что для достижения Абсолюта, надо что-то предпринимать. И это уже как бы ограничение Абсолюта, потому что получается, что Он сам с собой что-то хитрое сделал, что Он находится в порабощении у самого себя. С другой стороны, у буддистов есть такое высказывание: карма и неведение изначальны. Хотя говорится, что будет какое-то просветление, но где гарантия, что это не будет очередной уровень неведенья. То есть здесь мы выходим за пределы кармы, но в то же время, чтобы прийти к просветлению, нужна определенная карма, благоприятные обстоятельства. И тот же самый трюк есть у школ просветления мгновенного пути и постепенного: чтобы мгновенно просветлеть, нужно, как оказывается, тоже чуть ли не тысячу жизней шлифовать себя. И тогда почему этот путь называется мгновенным? Это уже просто какие-то логические подтасовки».

Вы немного ввели себя в заблуждение таким серьезным языком и термином «логика». Парасаттарка-логика – это не логика в обыденном понимании, это неконцептуальная осознанность, поэтому любые мысленные конструкции не имеют здесь силы. То есть это не логическая вещь. Можно сказать, что это дзенский коан, выраженный в логической форме. Во-первых, парасаттарка-логика не поддается анализу, вы не сможете ее оценить, исходя из концептуального мышления. Во-вторых, речь не идет о порождении чего-либо, речь идет про самоузнавание.

«Получается, что она каким-то законам подчиняется. То есть все равно должны произойти какие-то процессы к возврату, воспоминанию и так далее. А это уже структура и зависимость».

Нет. Очевидно, у вас есть пробел в базовом учении. Есть относительное учение, а есть абсолютное состояние. В относительном измерении должны произойти какие-то процессы? Например, энергетические процессы, какие-то изменения в сознании. Или не должны?

«Они происходят».

Правильно. В относительном измерении происходят процессы углубления сознания, пробуждение кундалини, углубление присутствия, переход от начальной стадии самоосвобождения к более высокой и т.д. И странно было бы утверждать, что никаких процессов не должно произойти. Иначе как вы достигаете освобождения? Когда говорится, что абсолютное измерение неизменно, что в нем не происходит никаких процессов, то это абсолютное воззрение. А относительное поведение связано с методом. И тут нет никаких противоречий.

«Я не говорю про противоречия. Но за этим есть более скрытая структура. То есть получается, что Абсолют все равно вынужден обладать структурой, чтобы хотя бы быть самим собой; если Он не имеет ничего под собой, то Он тогда ничего не может из себя произвести».

Это концептуальное утверждение, которое здесь не имеет возможности что-либо оценить. Мы же разговариваем не на уровне человеческой логики. Фактически это то же самое учение о самоосвобождении, только выраженное немного по-другому. Когда вы порождаете естественное состояние и тренируетесь в нем, то одновременно с этим вы тренируетесь в относительном измерении, то есть оно постепенно очищает вас от кармы. Здесь есть какие-то неясности?

«Нет».

Что касается вопроса о том, должен ли Абсолют обладать чем-то или не должен, то это зависит от того, какую философскую структуру вы принимаете. То есть здесь нигде нет противоречий. Если вы немного сдвигаете сознание в относительное измерение, то он должен обладать всем, и это все является его игрой. Если вы сдвигаете сознание в неконцептуальность, то здесь все отменяется. То есть все зависит от точки зрения, которую вы принимаете. Не пытайтесь занять какую-либо концептуальную точку зрения и опираться на нее, чтобы дать оценку. Здесь речь идет о субъективных, неконцептуальных процессах самоосвобождения, а это совсем другое. Вероятно, просто язык сложен для понимания.

Реплика из зала:

«Я тоже хотел сказать, что все зависит от точки зрения. Если взять колесо со ступицей в центре, то когда колесо крутится, сам центр остается неподвижным. В зависимости от того, как посмотреть, эта истина представляется как абсолютная или как относительная. И если посмотреть с относительной точки зрения, то тогда есть какие-то этапы, которые нужно проходить. А если смотреть с точки зрения Абсолюта, то тогда нет никаких процессов и никаких этапов».

Разумеется. То есть если вы стоите в центре колеса, то нет никаких этапов. Когда вы ближе двигаетесь к ободу, есть различные этапы, есть движение, уровни, иерархии, боги и прочее. Это соотношение абсолютной и относительной истины, воззрений и поведения. Например, в монашестве есть старшие и младшие, есть определенная структура практики, этапы движения и прочее. Это не является какой-то большой задачей для ума. И когда вы пребываете в естественном состоянии, то вы просто пребываете в обнаженном осознавании, где все самоосвобождено. Это и есть соотношение абсолютного и относительного измерения.

Когда вы воспринимаете тексты подобного рода, не пытайтесь их логически анализировать. Они указывают на недвойственное созерцание за пределами логики и на этапы его углубления, то есть на неконцептуальное созерцание, когда оно проникает все глубже и глубже в сознание.

СловарьА
Термины загружаются...
Свернуть